Напоминание

Программа совместного детско-родительского кружка по логоритмике


Автор: Солопова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ ООШ с.Васильевка СП детский сад "Незабудка"
Населённый пункт: с.Васильевка, Безенчукский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа совместного детско-родительского кружка по логоритмике
Раздел: дошкольное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области основная общеобразовательная школа с. Васильевка муниципального

района Безенчукский Самарской области структурное подразделение детский

садик «Незабудка»

Методический материал:

Дополнительная общеразвивающая программа.

Номинация: Повышение педагогической компетенции родителей.

Программа совместного детско-родительского

кружка по логоритмике

1

Подготовила:

Солопова Елена Викторовна – учитель - логопед

с. Васильевка, 2021 год.

1

1

Содержание

Введение

Практическая часть

Формы и методы организации совместной детско-родительской деятельности

Планируемые результаты

План-график реализации программы логоритмического кружка

Формы работы

Перспективный план работы логоритмического кружка

Ресурсное обеспечение

Заключение

Список литературы

Приложение

2

Введение

Пояснительная записка.

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни — это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый

интерес к раннему и младшему дошкольному периоду жизни ребёнка. Слабость

и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют

безграничные возможности для духовного и физического совершенствования,

для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие малыша не происходит само по себе по мере роста

ребёнка. Для того, чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир,

радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода

недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать

обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно

и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно,

поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на

каждой стадии и не менее важно подсказать, напомнить в тактичной форме и

тем самым повысить педагогические компетенции современных родителей.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого

развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого

года жизни словарь ребенка включает 8-10 слов, то в три года - до 1 тыс. слов.

Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить

значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией

развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить

предложения,

совершенствуется

звуковая

сторона

речи.

Ребенок

учится

сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь

служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более

осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной

3

интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение

качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас

живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца,

возрастные процессы – все это и много другое подчинено определенному ритму.

Логоритмика – комплексная методика, направленная на профилактику,

коррекцию речевых нарушений у детей.

Актуальность нашей программы обусловлена, в первую очередь, ростом

детей младшего и дошкольного возраста, имеющих тяжёлое нарушение речи

различного генеза, а с другой стороны, нехваткой

современных техник и

методов

преодоления

данных

нарушений.

В нашей стране ведётся

статистический

учёт лиц с

ограниченными

возможностями здоровья. В настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих на

территории Российской Федерации, то есть 4,5% всей детской популяции

относится к категории детей с ОВЗ и нуждаются в специальном образовании. В

это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста. 63,5 % таких

детей находится в дошкольных

образовательных

учреждениях

вместе с

нормально развивающимися детьми.

В Самарской области данные показатели тоже удручающие – из 148 тыс.

детей дошкольного возраста ОВЗ имеют 19 тыс. детей. Сравнивая 2019-2020

год можно отметить, что показатель роста детей с ОВЗ изменяется в

геометрической прогрессии – если в 2019 году показатель составлял 18637

человек, то в 2020 данный показатель

увеличился до 18835 человек, что

составило прирост на 208 человек или 1,2%. Сделаем вывод, что каждый год

этот показатель будет только увеличиваться.

Рост

числа

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи

обусловлен

многочисленными факторами, поэтому необходимо, как можно раньше начинать

коррекционную

работу

с

данной

категорией

детей

от

этого

зависит

эффективность всей логопедической работы.

Цель: преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и

коррекции у детей двигательной функции, дыхания, чувства ритма, голоса,

темпа, интонации в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

1. Создать на занятии по логоритмике атмосферу праздника; ввести

ребенка и родителей в мир музыки и речевого развития с радостью и улыбкой.

2. Демонстрация родителям приемов привлечения и удержания внимания

воспитанников; приёмов «вызывания речи».

3.Развитие общей и мелкой моторики, мимики и пантомимики.

помощью малых форм фольклора, учить

детей выражать ту или иную

интонацию: огорчение, нежность, ласку).

4

4.Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной

координации; развитие фонационного дыхания.

5. Напомнить родителям, что наши бабушки не зря активно использовали

фольклор в повседневной жизни, считается, что всё, что мама пожелает у

колыбели своего пока ещё маленького, а потом постарше ребёнка – сбудется.

Рассказать о том, что люди верили в волшебную силу слова, верили, что

произнесённые слова могут повлиять на дальнейшую жизнь их чада.

6. Расширить у детей словарный запас; развить слуховое восприятие,

внимание, память.

7. Учить детей ориентироваться в схеме собственного тела; учить

ориентации в пространстве.

8. Использовать музыкально — речевые игры, попевки как средство

психологического раскрепощения детей и взрослых.

9. Трансляция педагогического опыта. По завершении итогового занятия,

обеспечение родителей

памятками с полюбившимися детьми попевками,

потешками, логоритмическими упражнениями для закрепления и повторения с

детьми пройденного материала в домашних условиях.

Данный

методический

материал

адресован

учителям-логопедам,

музыкальным руководителям, воспитателям для проведения непосредственной

образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях с

привлечением родителей к совместной деятельности.

Практическая часть

За

основу

профилактической

и

коррекционной

работы

мы

взяли

логоритмику,

как

комплексную

систему

упражнений,

игровых

заданий

направленную на устранение дефектов речи, нормализацию двигательной

функции, дыхания, чувства ритма, темпа, интонации на основе сочетания

музыки, движения, слова.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и

музыки и включают пальчиковые, речевые,

музыкально-двигательные и

коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики,

танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры

с

музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры,

пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в

первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях

дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить

правильно.

В

основу

нашей

программы

взяли

методическое

пособие

М. Ю. Картушиной, которое содержит в себе занятия, составленные с опорой на

5

лексические

темы.

Где

многократное

повторение

изучаемого

материала

способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал

предварительно не выучивается. Итоговое занятие раз в квартал проводится с

участием родителей.

Образовательная

область

Формы и методы организации совместной

детско-родительской деятельности

Физическое развитие

Упражнения и игры направленные на развитие

общего и мануального праксиса (физминутки,

стихотворения с движениями, общие физические

упражнения, пальчиковая

гимнастика).Релаксационные упражнения, элементы

самомассажа.

Познавательное

развитие

Рассказ, объяснение, наглядно-зрительные приёмы.

Приёмы необходимые для формирования умения

ориентироваться в пространстве.

Речевое развитие

Проговаривание слов, отрабатывание ритмической

структуры слова. Выполнение артикуляционных

упражнений, упражнений, направленных на

развитие модуляции голоса (умение повышать,

понижать голос и т.д.). Дыхательные упражнения.

Художественно-

эстетическое развитие

Музыкальная ритмика, элементы танцевальных

упражнений, использование малых форм фольклора,

художественное слово.

Социально-

коммуникативное

развитие

Взаимодействие во время совместных игр, танцев.

6

Планируемые результаты от реализации программы совместного детско-

родительского кружка по логоритмике:

1.

Формирование положительного эмоционального настроя у родителей и

детей, в ходе совместной деятельности.

2.

Помощь

родителям

в

использовании

педагогических

технологий,

приёмов, необходимых для развития речевой и коммуникативной сферы

детей.

3.

Преодолению речевого негативизма у неговорящих детей, формирование

способности к подражательным действиям.

4.

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

5.

Актуализация в речи номинативной, предикативной лексики, словаря

признаков.

6.

Развитие соматогнозиса, обучение ориентировки в пространстве.

7.

Развитие речевого дыхания и голосовых возможностей.

8.

Развитие подвижности артикуляционной, мимической мускулатуры.

9.

Развитие наблюдательности, активности, общей и мелкой моторики.

10. Приобщение семей к традиционным формам малого фольклора.

План-график реализации программы логоритмического кружка

Этап

проекта

Задачи

этапа

Механизм

реализации

Результат

Сроки

реализации

Ответствен

ный

Информаци

онный.

Сбор

информа-

цию по

данному

вопросу.

1. Изучение

специальной

литературы;

2. Участие в

вебинарах,

семинарах по

логоритмике.

Приобрете

ние

необходи-

мых

знаний.

В течение

года.

Учитель-

логопед.

Подготови-

тельный.

1.Опреде-

лить

проблему.

1.Определение

проблемы;

2.Постановка

Обобще-

ние опыта.

август-

сентябрь.

Учитель-

логопед.

7

2.Сформул

ировать

цель.

3.Обозна-

чить

задачи.

4.Изучить

методи-

ческую

литературу

цели и задач;

3. Продолжать

изучать

методическую

литературы по

логоритмике.

Основной

Устано-

вить

уровень

развития

речи детей

в совокуп-

ности с

данными

оценками

познава-

тельной

деятель-

ности.

1.Анализ

критериев и

составление

программы по

логоритмическ

о-му кружку.

1.Активна

я совмест-

ная работа

с детьми и

родителя-

ми.

2.Опреде-

ление

специаль-

ных

образовых

условий.

3.Приобре

тение

профессио

нальных

компетен-

ций.

Октябрь-май

Учитель-

логопед.

Музыкаль-

ный

руководи-

тель.

Заключите-

льный

1.Обоб-

щить опыт.

2.Сформул

ировать

выводы.

1.Анализ

поставленной

цели и

полученных

результатов;

2.Обобщение

результатов

работы;

3.

Формулировка

выводов.

Обобще-

ние опыта.

Май.

Учитель-

логопед.

Заведующая

8

4. Анализ и

оценка

результатов

работы

логоритмичес-

кого кружка.

Презента-

ционный

Рассказать

о

проделанн

ой работе.

Распространен

ие опыта среди

коллег.

Приобре-

тение

профес-

сиональ-

ных

компетен-

ций.

В течение

учебного года.

Учитель-

логопед.

Формы работы:

кружок проводится в музыкальном зале во вторую

половину

дня,

один-два

раза

в

неделю,

совместно

с

музыкальным

руководителем. Раз в квартал проводится итоговое занятие с участием

родителей.

Предварительно подбираются музыкально-двигательные, художественно-

изобразительные и дидактические игры и упражнения для логоритмических

занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы -

последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала,

отрабатывается

ритмическая

структура

слова,

и

четкое

произношение

доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Поскольку внимание

детей третьего года жизни становится более устойчивым, продолжительность

занятия увеличивается до 15-20 мин. При проведении нужно учитывать

самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Практика показала, что регулярное проведение логоритмических занятий

способствует

быстрому

развитию

речи

и

музыкальности,

формирует

положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

9

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц № п/п

Название

занятия

Цели

Сентябрь

1

Встреча с белочкой в

осеннем лесу

Расширять знания детей о временах года,

основных приметах осени: листья на

деревьях стали красными, желтыми, часто

идёт дождик. Расширение словаря.

Развитие навыков общения.

Мелкомоторное развитие.

2

Сидит белка на тележке

Закрепить знание о приметах осени.

Развить слуховое внимание, память;

упражнять в звукоподражании; развивать

интерес к музыкально-ритмическим

движениям.

3

Кто грибок найдет?

Продолжать развивать слуховое внимание;

воспитывать интерес к подвижным играм.

Развитие мелкой моторики.

4

Гости

Расширять словарный запас, закреплять

умение выполнять ритмичные движения

руками. Развивать коммуникативные

способности.

Октябрь

5

В огороде заинька

Закрепить умение соотносить величину

(большие ноги шли по дороге, маленькие

ножки бежали по дорожке); выполнять

игровые упражнения под музыку.

Воспитывать доброжелательное

отношение к гостям.

6

Зайкина капуста

Закрепить умение выполнять действие по

подражанию. Развитие эмоциональности,

навыков общения. Расширение словарного

запаса.

7

Лучшая игра

Познакомить детей со стихотворением Е.

Благининой, воспитывать добрые чувства,

положительные эмоции. Продолжать

развивать чувство ритма.

8

Утенок и его друзья

Создать на занятии у детей

положительные эмоции; закрепить знания

о птицах и домашних животных.

Упражнять в звукоподражании.

10

Продолжать развивать интерес к

музыкально-ритмичным движениям.

Ноябрь

9

Про кота

Развивать слуховое внимание, память.

Приучать детей бегать в разных

направлениях, не наталкиваясь друг на

друга, находить своё место. Продолжать

совершенствовать слухо- двигательную

координацию.

10

Кот Василий

Мелкомоторное развитие. Воспитывать

организованность, интерес к игровой

деятельности; учить соотносить слова с

движениями, договаривать за взрослых

текст потешек.

11

Кот и кошка

Продолжать знакомить детей с повадками

кошек; упражнять в умении действовать

по сигналу; развивать слаженность

коллективных действий; упражнять в

чётком произношении доступных по

возрасту звуков.

12

Утки - беленькие

грудки

Создать на занятии логоритмического

кружка атмосферу праздника, радости;

ввести ребенка в мир музыки и развития

речи с радостью и улыбкой. Расширить у

детей словарный запас. Развить чувство

ритма, слухо – двигательную

координацию. Развить слуховое внимание

и память. Развить элементарные умения

пространственных ориентировок: умение

становиться друг за другом, двигаться

«стайкой» за ведущим, по кругу, вперёд и

назад. Развивать коммуниактивные

способности.

Декабрь

13

Белкина помощница

Формировать представления о животном

мире; развивать интерес к танцевальному

творчеству, музыкальный слух. Развитие

мелкой и общей моторики.

14

Зайкин дом

Учить называть основные приметы

зимнего периода. Развивать умение

двигаться за ведущим по кругу.

Продолжать развивать слухо-

двигательную координацию.

11

15

Зайчик в гостях у ребят

Формировать представление о временах

года, связях между временами года,

особенностях поведения зверей.

Расширять словарный запас; воспитывать

активность, любовь к природе.

16

Чудо-елка

Создать атмосферу праздника, радости;

развивать коммуникативные способности

детей. Продолжать развивать интерес к

музыкальному творчеству.

Январь

17

Птичья елка

Развивать слуховое восприятие (тихие и

громкие погремушки). Воспитывать

заботливое отношение к птицам.

Закрепить умение выполнять ритмичные

движения руками и ногами.

18

Мороз и птички

Продолжать знакомить с особенностями

поведения зверей и птиц в зимнем лесу.

Воспитывать заботливое отношение к

птицам. Продолжать развивать интерес к

музыкально-ритмичным движениям.

19

Танюшка

Развивать речь у детей, желание повторять

слова и движения за взрослым.

Воспитывать интерес к подвижным играм.

20

Вкусная каша

Развитие слухового внимания, памяти.

Обогащение словарного запаса.

Совершенствование мелкой и общей

моторики. Продолжать развивать интерес

к музыкально-ритмичным движениям.

Февраль

21

Аленушка и лошадка

Совершенствовать слуховое восприятие,

развитие коммуникационных

способностей, артикуляционного

аппарата. Учить ходить шагом по кругу

высоко поднимая колени, закрепить

умение прыгать на одной ноге.

22

Лошадка

Обогащать словарный запас детей (удило,

седло, стремена, подковы). Воспитывать

доброжелательное отношение к

животным. Развитие общей и мелкой

моторики, артикуляционного аппарата.

23

Капризная внучка

Учить соотносить собственные действия с

действиями участников. Воспитывать

бережное отношение к еде.

12

Совершенствовать слуховое восприятие,

развивать мелкую моторику.

24

Хозяюшка

Развитие слухового внимания и памяти.

Развивать умение звукоподражания.

Закрепить умение двигаться прямым

галопом.

Март

25

Котенок и щенок

Уточнять артикуляцию при произношении

звука "Ш". Развивать общие движения,

мелкую моторику. Воспитывать

доброжелательное отношение к

животным.

26

Про собачку

Упражнение "про собачку". Закрепить

представление о собаке, упражняться в

звукоподражании. Развивать

коммуникативные возможности.

27

Таня пропала

Упражняться в звукоподражании.

Развивать память, речь. Воспитывать

любознательность.

28

Верные друзья

Развивать слуховое внимание,

двигательную активность. Воспитывать

желание играть в подвижные игры.

Развивать элементарное умение

пространственного ориентирования.

Апрель

29

Про петушка

Познакомить с содержанием потешки.

Учить проговаривать

звукоподражательные слова; знакомить с

домашними птицами, с внешним видом

петуха, его повадками. Развивать интерес

к музыкально- ритмичным движениям.

30

Уточка и курочка

Продолжать знакомить детей с повадками

птиц: уточка, курочка. Развивать слуховое

восприятие, память.

31

Цыплячий переполох

Развитие мелкой, общей моторики.

Развивать коммуникативные способности.

32

Радуга-горка

Развивать речевой слух, тонкую и общую

артикуляционную моторику, память.

Активизировать словарный запас.

Май

33

Майский день

Воспитывать любовь к живым существам

и желание помогать им. Развивать

внимание, речь, память, мелкую и общую

моторику.

13

34

Про зеленую лягушку

Дать представление о лягушке как о

живом существе. Упражняться в

звукоподражании. Развивать интерес к

природе. Совершенствовать слухо-

двигательную координацию.

35

После дождя

Учиться называть признаки сезонов года.

Развивать общую и мелкую моторику,

слуховое внимание; расширять словарный

запас.

Ресурсное обеспечение:

Технические средства: пианино, бубен, деревянные ложки, флажки, султанчики

и т.д., ноутбук, флешка.

Заключение

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Родное слово

является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний.

Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять

внимание её чистоте и правильности».

Наблюдая за развитием детей, мы постоянно встречаемся с фактами,

когда одни умения, формируясь, стимулируют появление других, готовят для

них основу.

Некоторые

умения

на

определенном

этапе

могут

развиваться

оптимальными темпами, а в более старшем возрасте этот темп замедляется. Так,

дети 2-5 лет обладают

особым языковым чутьем. Благодаря ему, при

соответствующих условиях в возрасте 2-3,5 лет интенсивно осваивается

произношение звуков родного языка и грамматический строй речи. Поэтому

важно своевременно создать оптимальные условия для формирования тех или

иных

умений,

т.е.

учитывать,

не

только

достигнутый

уровень,

но

и

ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность

ребенка, тем лучше развивается его речь.

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика:

движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью,

14

отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует

вывод, что развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи.

Ритмичные,

четкие

упражнения

для

ног,

рук,

головы

и

туловища

подготавливают совершенствование движений, артикуляционного аппарата: губ,

языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь

слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения

способствуют

активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной

деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется

заниматься с самого раннего возраста и в доступной для малышей форме:

ритмических упражнениях и играх, что и применяется нами в совместном

детско-родительском сотрудничестве и говорит о безусловной практической

ценности использования данного методического материала в работе педагогов.

Список литературы:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 — 3 лет.

Творческий центр «Сфера» г. Москва, 2017 г.

2. Лынская Марина Ильинична. Формирование речевой деятельности у

неговорящих детей с использованием инновационных технологий:[пособие для

учителя-дефектолога]/ М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской.-М.:

ПАРАДИГМА,2019.- 128 с.

3. Елена Янушко. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет.

Эксмодетство М.,2020.- 421 с.

4 . Железнова Е. С. Пальчиковые игры. Интернет - ресурс.

5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи

дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М. :АСТ: Астрель;

Владимир: ВКТ, 2017.- 58, [6]с. : ил.

6.

Алябьева

Е.А.

Логоритмические

упражнения

без

музыкального

сопровождения - Москва, Сфера, 2020 г.

15

16



В раздел образования