Автор: Супакова Лидия Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиал МБОУ"В-Матигорская СШ" -Детский сад №30 "Ромашка" Населённый пункт: Архангельская область Наименование материала: статья Тема: художественно-эстетическое воспитание. Раздел: дошкольное образование
В современном обществе происходят социальные и экономические
перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на
этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Человек
будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и
активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает
важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его
мерилом человеческих ценностей.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и
условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и
методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание
художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания,
развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из
важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и
дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание
детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс
формирования творчески активной личности ребенка, способного
воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это
формирование в человеке художественно-эстетического отношения к
действительности и активизации его до творческой деятельности по
законам красоты.
Художественно-эстетическое
воспитание
должно
формировать
художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке
способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в
жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Художественно-эстетическое
воспитание
имеет
деятельную
и
созидательную направленность, которое не должно ограничиваться
только
созерцательной
задачей,
оно
должно
формировать
способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так
или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом
ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие
зачастую
обусловлено
стремлением
к
развлечению
и
без
вмешательства
извне
у
ребенка
могут
сложиться
неверные
представления о жизни, ценностях, идеалах.
Академик
Лихачев,
также
как
и
многие
другие
педагоги
и
психологи,
считает,
что
только
целенаправленное
педагогическое
эстетико-воспитательное
воздействие,
вовлечение
детей
в
разнообразную художественную творческую деятельность способны
развить
их
сенсорную
сферу,
обеспечить
глубокое
постижение
эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства,
красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Сущность
данного
процесса
можно
определить
следующим
образом: Во-первых,
это
процесс
целенаправленного
воспитания
чувства
прекрасного.
Во-вторых,
это
формирование
способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-
третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается
в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, -
развитие
способности
к
самостоятельному
творчеству
и
созданию
прекрасного,
развитие
умения
творчески
создавать
продукты
художественного творчества.
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности,
которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо
деятельности,
но
и
быть
творцом
эстетических
ценностей,
наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо
формирования
художественно-эстетического
отношения
детей
к
действительности
и
искусству,
художественно-эстетическое
воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.
Оно
способствует
формированию
нравственности
человека,
расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные
творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
вооб ражен и я,
воли ,
н ас той чи вос т и ,
о р г а н и з о в а н н о с т и ,
дисциплинированности.
Задачи- Итак,
во-первых,
это
создание
определенного
запаса
элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не
могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым
предметам
и
явлениям.
Суть
этой
задачи
состоит
в
накоплении
разнообразного
запаса
звуковых,
цветовых
и
пластических
впечатлений.
Педагог
должен
умело
подобрать
по
указанным
параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим
представлениям о красоте.
Таким
образом,
будет
формироваться
чувственно-эмоциональный
опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о
мире художественных ценностей.
Вторая задача художественно- эстетического воспитания состоит
в
"формировании
на
основе
полученных
знаний
и
развития
способностей
художественного
и
эстетического
восприятия
таких
социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают
ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически
значимые предметы и явления, наслаждаться ими"
Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с
формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической
творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать,
развить такие качества, потребности и способности личности, которые
превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических
ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но
и
преобразовывать
его "по
законам
красоты".
Суть
этой
задачи
заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное,
уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно
участвовать
в
создании
прекрасного
в
искусстве,
жизни,
самостоятельно создавать продукты творчества.
Большинство исследователей выделяют следующие категории:
эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование
эстетического идеала и эстетической оценки.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания
личности, наиболее благоприятный для формирования
художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом
возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется
особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям,
личная активность, происходит качественные изменения в творческой
деятельности.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов
маленького человека, с первых его слов, поступков.
Действенность
эстетического
воспитания
прямо
зависит
от
соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и
самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на
инструментах,
сочинение
песен,
стихов,
рассказов,
театральные
постановки знакомят детей с произведениями искусства,
шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной
жизни,
средством
художественного
развития,
индивидуального
и
коллективного творчества, самовыражения детей.
Согласно
теории
само
ценности дошкольного
периода
жизни
человекаА. В.Запорожца, основной путь развития ребёнка в период
дошкольного
детства
–
это
амплификация
развития,
то
есть
обогащение,
наполнение
наиболее
значимыми
для
ребёнка,
специфически детскими дошкольными формами, видами и способами
деятельности.
Наиболее
близкие
и
естественные
для
ребенка
–
дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и
сверстниками,
экспериментирование,
предметная,
изобразительная,
художественно
–
театральная
деятельность,
детский
труд
и
самообслуживание
–
занимают
особое
место
в
системе
художественно-эстетического воспитания.
Но
именно
художественная
деятельность, насыщенная
амплификацией, ярко - эмоционально окрашенная от полученного
удовлетворения
занятиями
любимыми
видами
художественной
деятельности, помогает,
не
насилуя
ребёнка сухой
дидактикой,
добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные
программы. И ,
к р о м е
т о г о , как
результат
художественно-
эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую
личность.
Именно
поэтому
необходимо
уделять
большое
внимание
художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Одной
из
основных
целей
педагогического
коллектива
должно
быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для
его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении
должна
быть
создана
система
работы
по
художественно-
эстетическому
воспитанию,
которая
состоит
из
взаимосвязанных
между собой компонентов:
обновление
содержания
образования
(выбор
программ
и
технологий);
создание
условий
для
эстетического
воспитания
(кадровое
обеспечение,
учебно-методическое
и материально- техническое
обеспечение
создание
предметно
–
развивающей
среды,
создание гармоничного дизайна
территории
и помещений
детского
сада);организация
учебно-воспитательного
процесса
(работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система
педагогического
взаимодействия
педагогов
и
детей,
направленная
на
художественно
–
эстетическое
развитие
дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
специально организованное обучение;
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом
дифференцированного подхода и включает разнообразные формы
работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения,
тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические
игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок ,
кружковую и студийную работу; свободную художественную
деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов,
выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику;
эстетическое оформление интерьеров; участие в городских
мероприятиях. и т.д.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются
в
игровой
деятельности
воспитанников.
Они
с
удовольствием
музицируют,
показывают
мини-спектакли,
танцуют,
пересказывают
сказки, занимаются собственным сочинительством.
Программа «Художественно-эстетического воспитания» в доу
включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей
среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка,
аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное
воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств;
вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды
продуктивной деятельности, краеведение.
Реализация
задач
художественно-эстетического
воспитания
наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.
• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
•
Основой
художественно-эстетического
воспитания
является
искусство и окружающая жизнь.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательно-образовательной
работой,
дающей
разнообразную
пищу
для
развития
восприятия,
образных
представлений,
воображения и творчества.
•
Интеграция
различных
видов
искусства
и
разнообразных
видов
художественно-творческой
деятельности,
способствующая
более
глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и
собственного художественного творчества; формированию образных
представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого
включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного
учреждения.
•
Организация
выставок,
концертов,
создание
эстетической
развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
•
Обеспечение
преемственности
в
художественно-эстетическом
воспитании
между
всеми
возрастными
группами
детского
сада,
а
также между детским садом и начальной школой.
Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
•
Широкая
опора
на
региональный
материал,
его
специфику:
природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство
с
современным
искусством
и
его
творцами,
работающими
в
поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей,
их окружающих, знаменательных событий.
Условия
художественно-эстетического
воспитания
очень
разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества
художественной
информации,
форм
организации
и
видов
деятельности,
возраста
ребенка.
В
основе
эстетического
воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по
развитию
у
него
творческих
способностей
к
восприятию
художественных
ценностей,
к
продуктивной
деятельности,
осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
Эстетическ ое
восприятие
жизненных
явлений
в с е гд а
индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный
отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в
природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей.
Большое
значение
при
этом
имеют
личный
опыт
малыша,
его
побуждения, стремления, переживания
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется
непосредственно по образовательным
областям:«Познание », «Коммуникация » « Чтение художественной
литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования
гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности.
Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит
в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат
малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы
общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к
искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях
творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться
им в социальной среде.
Среди
методов
художественно-эстетического
воспитания
можно
выделить следующие:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот
метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться
высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок,
музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста,
музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение.
Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос-
приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода
состоит
в
том,
что
использовать
его
можно
только
тогда,
когда
воспринимаемое явление прекрасно;
-
метод
приучения,
упражнения
в
практических
действиях.
Метод
приучения
предполагает,
проявление
ребёнком
желания
украсить,
улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать
этим своих сверстников, взрослых;
- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про-
явлениям. Используя этот метод педагог предлагает детям придумать
рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
Произведения искусства должны обязательно присутствовать в
образовательном процессе . Первое направление — искусство, в том
числе
народное,
включается
в
повседневную
жизнь
детей
как
неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их
может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства
используются в оформлении дошкольного учреждения.
Второе
направление
—
искусство
составляет
содержание
образования:
детей
знакомят
с
разными
видами
искусства,
с
событиями,
явлениями,
объектами,
раскрываемыми
художниками,
музыкантами,
писателями
и
поэтами
в
их
произведениях;
с
выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы
действительности.
Третье
направление
—
искусство
используется
в
разных
видах
художественной
деятельности,
служит
развитию
детск ого
художественного творчества. Образы искусства являются
эталонами прекрасного.
Реализация учебной программы художественно -эстетического ра
звития дошкольников требует от воспитателей
и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагоги
ческого мастерства.
Таким
образом, правильно организованная система работы по
художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий
для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного
процесса – позволит создать благоприятные условия для развития
художественно
–
эстетических
способностей
детей,
творческого
воображения
и,
как
результат
художественно-эстетического
воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.