Автор: Ященко Оксана Вячеславовна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 6" Населённый пункт: Майкоп Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
Значение духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте
О.В.Оганесян,
старший воспитатель ,
МБДОУ № 6 г.Майкопа.
Список использованной литературы:
1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников/М. 2004.
2.Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников/С-Пт. 2005.
3.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание
людей в современном мире/ М.. 2008.
4.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду/ М.:
Мозаика-Синтез. 2008.
5.Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? /М. 2010.
6.
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? /М..2010.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –
одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание
любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к
родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по
воспитанию любви к родному городу и родной стране. В чем проявляются
патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник
может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности
уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно
эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних
периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном
детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того,
как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени
зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого
человека.
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к
культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение , гордость за эту землю, на которой
живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды,
искусство, историю предков.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического
воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
все большее общественное значение, становится задачей государственной
важности.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того,
какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и
понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются,
как
организована
предметно-развивающая
среда
в
группе,
в
ДОУ.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Происходящие
сегодня
в
стране
политические
и
социально-
экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и
деятельности
людей.
В
обществе
сформировались
новые
установки
и
ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит
вытеснение
духовных
потребностей.
Вечные
ценности:
Добро,
Истина
и
Красота
–
постепенно
отодвигаются
на
задний
план.
Фактически
наблюдается
потеря
значимости
таких
жизненных
ценностей,
как
гражданственность,
патриотизм,
семья,
любовь,
дружба;
ослабление
воспитательной функции семьи.
«Хаос
и
неразбериха
современной
жизни,
развал
семей,
общественных
институтов,
дискредитированные
по
вине
"человеческого
фактора"
высокие
идеи
-
все
это
следствие
утраты
ответственности.
Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально
оценить
глубину
нарушений
и
характер
необходимых
исправлений.
Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в
обществе...
Нынешнее
поколение
растет
и
с
пеленок
воспитывается
в
безстержневой,
безрамочной
атмосфере.
Структурность
жизни,
ее
иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых
возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе,
безжалостно
ликвидированы»
(Игумен
Евмений.
Духовность
как
ответственность).
Анализ
социально-экономических
и
политических
преобразований,
происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и
духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека,
потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…
воспитание
в
русском
народе
национального
духовного
характера».
Понимание данной
проблемы нашло своё отражение в Конституции РФ,
Законе
РФ
«Об
образовании»,
Концепции
модернизации
российского
образования
на
период до
2010
года
и
других
нормативно-правовых
документах Российской Федерации.
Н а з в а н н ы е
д о к у м е н т ы
с о зд а ю т
п р а в о ву ю о с н о ву
д л я
демократических преобразований, подчёркивают необходимость обновления
содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и
современного опыта.
Образование, рассматриваемое государством и обществом как основа
сохранения,
передачи
и
умножения
интеллектуального
потенциала,
нравственного, физического и психического здоровья нации, неотъемлемо от
воспитания духовного самосознания.
В современной педагогической практике прослеживается устойчивая
тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Социально –
личностный подход
в
воспитании
детей
это
приоритетное
направление
деятельности
нашего
ДОУ
,
направленное
на
создание
благоприятных
условий
для
полноценного
проживания
ребёнка
дошкольного
детства,
формирование основ базовой культуры личности. На протяжении нескольких
лет мы работают над вопросом приобщения детей дошкольного возраста к
национальной культуре, понимая педагогический аспект культуры не только
как возрождение и воссоздание традиций, но и как приобщение к системе
культурных
ценностей
народа
и
своей
семьи. Задачей
духовно-
нравственного воспитания является создание условий для личностного
саморазвития и духовно-нравственного роста.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время,
когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как
общество
и
государство
остро
нуждаются
в
образовательных
моделях,
обеспечивающих
духовно-нравственные
компоненты
в
содержании
образования.
Это
доказывает
особую
значимость
и
актуальность
разработки
программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В
процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по
духовно-нравственному
воспитанию
дошкольников,
сложившимся
в
последние годы в разных регионах России.
Дошкольный
возраст
–
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
формируются
ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других
людей. Он является фундамент общего развития ребёнка, стартовый период
всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях,
заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к
нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить
среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание
духовно - нравственных чувств у дошкольников.
Задачи духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
1. Создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее
развитие детей;
2. Восстановить связь времён и поколений;
3. Воспитывать
интерес
и
любовь
к
русской
национальной
культуре,
обычаям, традициям;
4. Воспитание детей в духе национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
5. Развитие
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
6. Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
7. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине;
8. Воспитывать
активное
познавательное,
духовно
-
нравственное,
эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания — построение
жизни на основе требований христианского совершенства (свободное
признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Принципы организации занятий.
Наглядность,
сознательность
и
активность,
доступность
и
мера,научность,
учет
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
систематичность
и
последовательность,
прочность
усвоения
знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в
процессе обучения; вариативный подход.