Автор: Степанова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хормалинская средняя общеобразовательная школа" Ибресинского района Чувашской Республики
Населённый пункт: с.Хормалы
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Дружба-это..."
Раздел: полное образование
Сценарий внеклассного мероприятия
"Дружба – это..."
Человек без друзей, что дерево без корней.
Цель: формирование умения ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими
отношениями со своими одноклассниками.
Задачи:
1.
развивать коммуникативные навыки общения;
2.
способствовать формированию дружеских отношений с одноклассниками.
Форма проведения: беседа с игровыми элементами.
Участники: учащиеся 7 класса
Оборудование:
1.
Презентация.
2.
Проектор.
3.
Экран.
4.
Компьютер.
5.
Листочки для теста.
6.
Фломастеры.
7.
Ручки.
8.
Карточки со словами - понятиями «Понимание, Деликатность, Мелочность,
Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие,
Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность
фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность,
Приветливость, Честность.»
9.
Ромашки для каждой команды.
Ход мероприятия
Организационный момент
(Слайд №1,)
Учащиеся садятся за два стола. Добрый день! Здравствуйте! Сегодня в этой
аудитории присутствуют те, для кого дружба не пустой звук, те, кто верит своим друзьям
и ждёт поддержки и взаимопонимания, но к сожалению, есть среди нас и те, кто ещё не
нашёл друга, те, кому не на кого положиться в трудную минуту. И я надеюсь, что каждый
из вас сделает сегодня маленькое открытие.
Открывается Слайд №3 - плакат со словами “друг”, “товарищ”, “приятель” и
написано предложение “Дружба – это….”. Педагог читает стихотворение:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
И только близкому другу мы можем открыть душу, доверить самое сокровенное. И
только настоящий друг никогда не оставит в беде и выручит в любую минуту.
Объявление темы занятия
Ребята а как вы думаете, о чем пойдет наша речь? Тема нашего занятия: “Дружба –
это…” (Слайд №4). Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это
нормальное и естественное чувство.
Беседа о значении слова «дружба»
Что такое дружба? Как вы думаете ребята?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,
общности интересов. Такое объяснение дано слову “дружба” в словаре Ожегова.
О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты,
и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ
говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».
Ведущий: Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной
ситуации. А где же учат дружить и дорожить дружбой?
Основная часть
1.Я предлагаю сейчас сыграть в игру “Ромашка”. Лепестки этого красивого цветка
вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному
самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не
может. Перед вами слова, (Слайд №5) обозначающие качества, необходимые для дружбы
и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” в себе.
Понимание,
Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение,
Доброта,
Равнодушие,
Благородство,
Самокритичность,
Болтливость,
Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность,
Искренность, Приветливость, Честность.
Каждой команде выдается по ромашке, ребята пишут на лепестках, а затем
зачитывают поочерёдно качества и прикрепляют лепестки на доску. В ответ на
каждое достижение все остальные хором произносят: “Это здорово! ” и одновременно
поднимают вверх большой палец правой руки. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз
отвечают на вопрос: “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”
(Слайд №6). Большое спасибо! И хотелось бы вам пожелать, чтобы у каждого из вас был
друг с такими качествами, и чтобы вы в самих себе развивали эти положительные и такие
нужные для дружбы качества характера.
4. Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга
ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А вы умеете дружить? Чтобы
найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам тест На каждый вопрос – три варианта
ответа, вам необходимо выбрать один из предложенных.
Тест: (Слайд №8)
1. Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,
А. С кем у меня складываются отличные отношения.
В. На кого можно всегда положиться в трудную ситуацию.
С. Кто умеет многого добиваться в жизни.
2. Честно говоря, тебе очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья… (Слайд №9)
А. Были классными и интересными личностями.
В. Помогали тебе, когда ты об этом попросишь.
С. Никогда не предавали тебя в трудную минуту.
3. Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была ба
книга…
(
Слайд №10)
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.
В. Про интересных людей и их приключения.
С. Детектив или фантастика.
4. На перемене одноклассники начинают спорить и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты
себя при этом поведешь? (Слайд №11)
А. Попытаюсь их утихомирить…
В. Отойду в сторону – это не мои проблемы.
С. Разберусь – кто прав, а кто виноват – и выскажу свое мнение.
5. Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо
счастливее, если больше доверяли друг другу? (Слайд №12)
А. Думаю, что да.
В. Я не уверен(а).
С. По-моему, счастье не в этом.
6. Как ты считаешь у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не
оценили ( может быть, пока ) твои друзья? (Слайд №13)
А. Сомневаюсь.
В. Мне такая мысль никогда в голову не приходила…
С. Однозначно да.
7. Ты знаешь, что у друга ( подруги ) случилась неприятность и он(а) скорее всего
позвонит и попросит тебя помочь. Ты…(Слайд №14)
А. Не стану дожидаться и позвоню сам(а).
В. Посочувствую по телефону.
С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.
Оценка результатов теста. (Слайд №15)
Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
0–20 баллов: (Слайд №16)
Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в
сущности, и без них не плохо,… Что хочешь, то и делаешь, опять же – никаких
обязательств перед человеком, с которым дружишь…
Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку
трудно прожить на свете.
21 – 33 балла: (Слайд №17)
Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебе в
число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество –
надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно
умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.
34 – 48 баллов: (Слайд №18)
Для тебя дружба – это все или почти все. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе
подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой.
Ради этого человека ты готов(а ) даже отодвинуть свои интересы в сторону. Попытайся
спуститься с небес на землю!
Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что
поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и
попробовать изменить себя.
Физкультминутка
А сейчас мы немного отдохнём. Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к
следующей категории, необходимо хлопнуть в ладоши.
Хлопают все присутствующие.
Только девочки.
Только мальчики.
Только те, кто может назвать себя настоящим другом.
Только те, у кого есть настоящий друг, а ещё те, у кого 2 друга и больше.
Только те, у кого сегодня прекрасное настроение.
Работа с пословицами и поговорками
– Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
– Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
Работа в группах. На столах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны найти
и соединить начало и конец.
Для начала доскажите:
Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
Старый друг … (лучше новых двух).
Один в поле … (не воин).
Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Куда иголка, туда и нитка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Все за одного, а один за всех.
С миру по нитке — голому рубаха.
Без беды друга не узнаешь.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.
Хороший друг – отрада для души.
Дружбу помни, а злобу забывай.
С другом веселее при удаче, легче в беде.
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно
соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти
правила, то станете настоящими друзьями.
Основные законы дружбы.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он
занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и
простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать
книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Упражнение «Закончи предложение».
Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:
- “Настоящий друг – это тот…”
- “Друзья всегда…”
- “Я могу дружить с такими людьми, которые…”
- “Со мной дружат потому, что…”
VIII. Подведение итогов занятия.
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (Мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
5.А сейчас я попрошу прочесть стихотворение поэта Расула Гамзатова “Берегите друзей”
(Слайд №19). Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе,
утешат, помогут в трудную минуту.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь
вокруг:
рядом
с
вами
одноклассники,
среди
которых
вы
обязательно
найдете
единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего
осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть право
на свое мнение и на свою точку зрения
Заключительная часть.
Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось
задуматься над неожиданными вопросами и решать необычные “задачки”, самим себе
задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного “изменился”
в лучшую сторону и что-то “поменял” в своем отношение к другу… Главное, чтобы
осталось неизменным – Доброе отношение к людям!
Вам предоставляется возможность продолжить фразу: “Сегодня на занятии я понял
(а) …” (Слайд №23)
Наше занятие окончено. Всего доброго!
Хороших вам друзей!
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость
взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение,
Доброта, Равнодушие, Благородство,
Самокритичность, Болтливость, Сдержанность,
Обдуманность фраз и поступков, Нахальство,
Раздражительность, Искренность, Приветливость,
Честность.»
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость
взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение,
Доброта, Равнодушие, Благородство,
Самокритичность, Болтливость, Сдержанность,
Обдуманность фраз и поступков, Нахальство,
Раздражительность, Искренность, Приветливость,
Честность.»
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость
взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение,
Доброта, Равнодушие, Благородство,
Самокритичность, Болтливость, Сдержанность,
Обдуманность фраз и поступков, Нахальство,
Раздражительность, Искренность, Приветливость,
Честность.»
Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость
взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение,
Доброта, Равнодушие, Благородство,
Самокритичность, Болтливость, Сдержанность,
Обдуманность фраз и поступков, Нахальство,
Раздражительность, Искренность, Приветливость,
Честность.»
Оценка результатов теста.
Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
А В С
1
0
3
6
2
6
0
3
3
6
3
0
4
0
6
3
5
6
3
0
6
3
0
6
7
6
3
0
Оценка результатов теста.
Сложите вместе относящиеся к вам баллы. Сумма баллов покажет вам результат.
А В С
1
0
3
6
2
6
0
3
3
6
3
0
4
0
6
3
5
6
3
0
6
3
0
6
7
6
3
0