Автор: Канчурина Гульнар Халимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "МДОУ"Детский сад "Журавлёнок"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: "Приспособление к окружающим условиям детей"
Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Введение
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле этого слова – приспособление к окружающим условиям. Традиционно
под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям и адаптациям . Это
универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным
процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер ребёнка которого зависит от психофизиологических и
личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Существует три интересных стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом
приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий.
Для ребенка детский садик, является несомненно, новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Поэтому трудное время - для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят
разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят
неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать,
а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика
новенького.
Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него не приятную стрессовую ситуацию, которая без
специальной организации может привести к невротическим реакциям. Чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти
к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей.
Закончить свою статью я хочу словами В.А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может
стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в
полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.