Автор: Раскина Дарья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ОЦ Горностай
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: консультация для воспитателей младшего и раннего возраста
Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста во время НОД и в режимных моментах»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное учреждение
«Образовательный центр - Гимназия №6 «Горностай»
Кафедра дошкольного образования
Консультация для воспитателей групп раннего и младшего возраста на тему:
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего
возраста во время НОД и в режимных моментах»
Выполнила воспитатель: Раскина Д.С.
Слово
«фольклор»
будучи
английского
происхождения,
переводится
буквально как «народная мудрость». Фольклор как устное народное
творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который
можно использовать, как в организованной образовательной деятельности,
так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста
Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они
поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными
произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше
соприкасается с ним человек, тем лучше. Детский фольклор несёт в себе
огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни
играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом
воспитании. Они трогают сердце, питают любовью к своей земле и своему
народу. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так
память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот
почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в
жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью
взрослый
легко
устанавливает
с
ребёнком
эмоциональный
контакт,
эмоциональное общение. Интересно содержание, богатство фантазии, яркие
художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему
радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Незамысловатый по своему содержанию и достаточно простые по форме
малые фольклорные формы кроют в себе немалые богатства – речевые,
смысловые, звуковые. Знакомство с малыми формами фольклора развивает
интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным
обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются
знания о природе.
Жанры детского фольклора:
Колыбельные песни - Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему,
напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло
своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен
связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия,
благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:…..
Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:….
Пестушки - связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;
поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к
бодрствованию,
обучали
его
двигать
ручками,
ножками,
головкой,
пальчиками. Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако
характер его иной - бодрый, веселый. Пестушка забавляется ритмом, изменяя
его:……по кочкам, по кочкам по ровным дорожкам в ямку Бух
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Потешки — как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие
стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию,
одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя
моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к
обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки),
рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка,
развить мелкую моторику и эмоциональную сферу
появляется элемент
сюжета, игры («ладушки, ладушки…»; «идет коза рогатая…»). В них
появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки — стихотворная короткая весёлая история, песенки или стишки,
увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и
динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел
съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить
другого…
Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях,
животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
Использование малых форм фольклора в адаптационный период к
условиям детского сада.
Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры.
Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир
Поэтому
мы активно используем в своей работе с малышами малые
фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям
дошкольного образовательного учреждения.
Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к
общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии.
Потешка
помогает
установить
первоначальный
контакт
воспитателя
и малыша.
Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его
внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая
ее движения чтением потешки, например,
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
С
помощью
народных
песенок,
потешек
можно
воспитывать
у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание
у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в
охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в
общественных местах.
Ритмичные
слова
вызывают
у
ребят
радостное
настроение,
они
с
удовольствием подставляют руки под струю воды.
Завтрак: Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все
съесть, ничего не оставляя на тарелке.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой
естественной
потребности
способствует
хорошему
самочувствию
и
нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель,
некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое
поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном
учреждении,
поэтому
поможет
ласковая,
убаюкивающая
песенка,
способствующая эмоциональному успокоению. Поэтому поможет ласковая,
убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.
Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют
и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние
вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует
освоению навыков, необходимых для одевания:
Чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шею шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настеньки любимый.
Будешь ты как гномик,
Цветик мой, родимый.
Завяжи потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Я шар качу, гулять хочу.
Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» -
без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.
А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я
рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…».
Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:
Петушо-о-ок, петушо-о-ок
Золото-о-ой гребешо-о-ок
Или:
Наши уточки с утра, кря-кря-кря
Наши гуси у пруда-а-а
Га – га- га! Га – га- га!
Наши курочки в окно-о-о
Ко-ко-ко, ко-ко-ко…
Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными
инструментами:
Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)
Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)
Ай люли-люли-люли! (свирель)
Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки-
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,…
Рано – рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру
А коровка в лад ему
Затянула му-му-му…
Также потешки знакомят детей с явлениями природы:
Дождик – дождик пуще!
Будет трава гуще!
По мере взросления наших малышей будет изменяться и малые формы
фольклора появятся:
Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на две команды,
устанавливают порядок игре.
Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее
значение имеет ритм.
Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и
выражающие призыв или просьбу.
Скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов.
Загадки - это один из древнейших жанров русского фольклора,
Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и
ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и
явлений.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла.
Таким образом фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к
природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть
прекрасное в человеческих отношениях.
В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и
систематическом
ознакомлений
детей
с
малыми
фольклорными
произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей
культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают
разностороннее
влияние
на
воспитание
ребенка.
Дети
овладевают
первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-
речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в
окружающем.