Напоминание

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста во время НОД и в режимных моментах»


Автор: Раскина Дарья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ ОЦ Горностай
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: консультация для воспитателей младшего и раннего возраста
Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста во время НОД и в режимных моментах»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

«Образовательный центр - Гимназия №6 «Горностай»

Кафедра дошкольного образования

Консультация для воспитателей групп раннего и младшего возраста на тему:

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего

возраста во время НОД и в режимных моментах»

Выполнила воспитатель: Раскина Д.С.

Слово

«фольклор»

будучи

английского

происхождения,

переводится

буквально как «народная мудрость». Фольклор как устное народное

творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который

можно использовать, как в организованной образовательной деятельности,

так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они

поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными

произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше

соприкасается с ним человек, тем лучше. Детский фольклор несёт в себе

огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, колыбельные песни

играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом

воспитании. Они трогают сердце, питают любовью к своей земле и своему

народу. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так

память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот

почему так важно, чтобы колыбельная песня, пестушка, прибаутка входили в

жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью

взрослый

легко

устанавливает

с

ребёнком

эмоциональный

контакт,

эмоциональное общение. Интересно содержание, богатство фантазии, яркие

художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему

радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Незамысловатый по своему содержанию и достаточно простые по форме

малые фольклорные формы кроют в себе немалые богатства – речевые,

смысловые, звуковые. Знакомство с малыми формами фольклора развивает

интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным

обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются

знания о природе.

Жанры детского фольклора:

Колыбельные песни - Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему,

напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло

своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен

связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия,

благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:…..

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:….

Пестушки - связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;

поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к

бодрствованию,

обучали

его

двигать

ручками,

ножками,

головкой,

пальчиками. Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако

характер его иной - бодрый, веселый. Пестушка забавляется ритмом, изменяя

его:……по кочкам, по кочкам по ровным дорожкам в ямку Бух

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Потешки — как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие

стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию,

одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя

моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к

обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки),

рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка,

развить мелкую моторику и эмоциональную сферу

появляется элемент

сюжета, игры («ладушки, ладушки…»; «идет коза рогатая…»). В них

появляются перечисления, диалоги.

Прибаутки — стихотворная короткая весёлая история, песенки или стишки,

увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и

динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел

съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить

другого…

Однако главная роль прибауток - познавательная. Ребенок узнает о людях,

животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Использование малых форм фольклора в адаптационный период к

условиям детского сада.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры.

Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир

Поэтому

мы активно используем в своей работе с малышами малые

фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям

дошкольного образовательного учреждения.

Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к

общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии.

Потешка

помогает

установить

первоначальный

контакт

воспитателя

и малыша.

Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его

внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая

ее движения чтением потешки, например,

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

С

помощью

народных

песенок,

потешек

можно

воспитывать

у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание

у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в

охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в

общественных местах.

Ритмичные

слова

вызывают

у

ребят

радостное

настроение,

они

с

удовольствием подставляют руки под струю воды.

Завтрак: Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все

съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой

естественной

потребности

способствует

хорошему

самочувствию

и

нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель,

некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое

поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном

учреждении,

поэтому

поможет

ласковая,

убаюкивающая

песенка,

способствующая эмоциональному успокоению. Поэтому поможет ласковая,

убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют

и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние

вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует

освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» -

без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.

А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я

рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…».

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными

инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)

Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)

Ай люли-люли-люли! (свирель)

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

По мере взросления наших малышей будет изменяться и малые формы

фольклора появятся:

Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на две команды,

устанавливают порядок игре.

Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее

значение имеет ритм.

Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

выражающие призыв или просьбу.

Скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов.

Загадки - это один из древнейших жанров русского фольклора,

Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и

ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и

явлений.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла.

Таким образом фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к

природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть

прекрасное в человеческих отношениях.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и

систематическом

ознакомлений

детей

с

малыми

фольклорными

произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей

культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают

разностороннее

влияние

на

воспитание

ребенка.

Дети

овладевают

первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно-

речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в

окружающем.



В раздел образования