Напоминание

Создание образа мамы в музыке и изобразительном искусстве


Автор: Горбенко Светлана Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №218
Населённый пункт: Г.Новосибирск
Наименование материала: Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3 классе
Тема: Создание образа мамы в музыке и изобразительном искусстве
Раздел: начальное образование





Назад




Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3 классе

Учитель начальных классов : Горбенко Светлана Владимировна.

Тема урока: Создание образа мамы в музыке и изобразительном искусстве.

Цель урока: показать взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством над созданием образа матери.

Задачи:

Познакомить учащихся с репродукциями картин Рафаэля, Венецианова, Петрова-Водкина, Дейнека, Кузнецова.

Развивать наблюдательность, зрительную память, эстетические чувства, художественный вкус.

Отрабатывать певческие навыки.

Воспитывать любовь к самому близкому и дорогому человеку – маме.

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к изобразительному искусству и музыке.

Тип урока: интегрированный

Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария”, музыка из телефильма «Мама», песни « Мама» и « Мамин день» на слова и музыку

Ольги Осиповой

Дополнительный материал: Репродукции картин - Богоматерь Владимирская, Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Венецианов «На жатве.

Лето», К.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», А. Дейнека «Мать», П.В. Кузнецов «Мать», Рафаэль «Мадонна Темпи».

Программное обеспечение: Компьютерная презентация. ( Приложение)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. (Для детей) Альбомный лист, простой карандаш, акварельные краски, кисточки,

вода.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I этап. Организационный. Эмоциональный настрой. (1 мин)

Проверяет готовность к уроку, создает

эмоциональный настрой.

Слайд № 1 (учитель)

Музыкальное приветствие:

Учитель: Добрый день, добрый час!

Рады мы, видеть вас!

Дети: Добрый день, добрый час!

Рады мы, видеть Вас!

-Сегодня, дети, у нас необычный урок. Мы

будем на уроке слушать музыку, знакомиться

с картинами художников, исполнять песни

и рисовать.

Ученики заходят в класс под музыку.

Садятся за парты и повторяют за учителем.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь учителя;

-организовывать свое рабочее место под

руководством учителя;

II этап. Мотивационный (3 мин.)

Обеспечивает мотивацию, актуализацию

восприятия

материала.

Выдвигает

проблему.

Создаёт

эмоциональный

настрой на восприятие материала.

Слайд № 2.

Звучит песня «Мама первое

слово»

(учитель )

- Ребята, прочитайте слова, как вы думаете, о

ком мы сегодня будем говорить?

На фоне музыки дети самостоятельно читают

стихи.

Мама – первое слово,

Главное слово

В каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Коммуникативные:

-слушать и оценивать чтение

одноклассников;

-формировать мотивацию к учению.

Личностные: - выражать свои эмоции;

- Самое дорогое, родное, святое связано с

мамой. Мама…Закрой глаза и прислушайся.

И ты услышишь мамин голос. Он живёт в

самом тебе, такой знакомый, родной. Его не

спутаешь ни с одним другим. Даже когда

станешь взрослым, всегда будешь помнить

мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Маме художники посвящают свои картины,

композиторы песни. Образ мамы – великая

тема в искусстве.

Мир подарила

Мне и тебе.

- Отвечают на вопрос учителя.

III этап. Информационный. Получение новой информации.

Обеспечивает восприятие, осмысление и

первичное запоминание предложенного

материала. Содействует усвоению

полученных знаний.

Слайд №3

(учитель )

-

Сегодня

на

уроке

мы

должны

почувствовать взаимосвязь между музыкой и

изобразительным искусством. Как музыка

может

пробудить

фантазию

художника

раскрыть

образ

мамы,

а

художник

вдохновить

композитора

на

создание

музыкального образа.

- Из века в век создают свои картины

художники разных народов и в разное время

о

материнстве.

Я

для

вас

подобрала

несколько картин. На мой взгляд, они ярко

Рассматривают репродукции. Слушают

рассказ учителя. Анализируют услышанное.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других,

участвовать в диалоге;

- анализировать поэтический текст,

извлекать нужную информацию;

-развивать творческое воображение;

- выразительно читать;

-.коллективное исполнительство

Регулятивные:

-работать по предложенному плану;

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу;

Познавательные:

-строить логическую цепь рассуждений,

проводить сравнение;

- осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в устной форме;

-анализировать и обобщать, делать выводы,

оперируя с предметами и их образами.

отображают образ мамы. Вы всмотритесь

внимательно в них и попробуйте ответить на

вопрос.

-Что общего в этих картинах?

Слайд №4 Богоматерь Владимирская.

Слайд №5 Рафаэль. Сикстинская Мадонна.

Слайд №6 Венецианов. На жатве. Лето.

Слайд №7 К.Петров-Водкин. Петроградская

Мадонна.

Слайд №8 А. Дейнека. Мать.

Слайд №9 П.В. Кузнецов. Мать.

Слайд №10 Рафаэль. Мадонна Темпи.

( На фоне слайдов звучит музыка «Аве

Мария»)

- И так, что объединяет эти картины?

- Обнимая своего ребенка, мама как бы

оберегает его

от жизненных невзгод. От

каждой картины исходит тепло,

уют и

любовь.

-

Отвечают на вопрос учителя (изображена

мама с ребёнком, любовь мамы к ребёнку)

-представлять информацию в развёрнутом и

сжатом виде.

Личностные:

-воспитание уважительного отношения к

творчеству – как своему, так и других людей.

Слайд №11Рафаэль. Мадонна Темпи.

- Ещё раз взгляните на картину Рафаэля

Мадонна Темпи.

-Юная, светловолосая женщина, прижав к

груди сына, идёт по зелёному лугу. Такое

впечатление, что она либо напевает малышу

песенку, либо в порыве нежности шепчет ему

какие-то ласковые слова. Примкнув щекой к

голове ребенка, она кажется счастливой.

Художник трепетно передаёт всю полноту

материнского счастья, способность женщины

полностью отдаться этому чувству. А вокруг

прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые

дали, гладь озера, прозрачный воздух – всё

вторит гармонии материнства.

(учитель )

-

Как вы считаете, можно ли к картине

подобрать музыку?

- Какая мелодия бы у вас получилась?

Слайд №12 Музыкальные инструменты.

- Дети, а какие инструменты

вы бы

использовали?

- Молодцы! Дети, а какие слова можно

подобрать, чтобы передать чувства, когда вы

смотрите на картину или слушаете музыку?

- ответы детей (Да, можно)

- ответы детей (красивая, нежная, спокойная

и т.д.)

-

ответы

детей

(флейту,

скрипку,

-Сочиняя музыку или создавая картину, у

людей возникают одни и те же чувства о

маме.

- Давайте с этими чувствами споём песню

«Мама»

- Молодцы, вы замечательно исполнили

песню. А сейчас закройте глазки, представьте

свою маму, загляните в её глаза, хорошо ли

вы их помните.

Слайд №13

фортепиано, треугольник, арфу)

- ответы детей (любовь, нежность, забота,

красота, спокойствие и т.д.)

Дети исполняют песню «Мама» слова и

музыка Ольги Осиповой

Звучит музыка, дети закрывают глаза и,

слушая музыку, рисуют устно портрет своей

мамы.

IV этап Информационный. Практическая часть.

(учитель )

- И, так, прослушав музыку, вспомнив глаза

самого родного для вас человека, вашу маму

нарисуйте её портрет.

(учитель организует работу, следит за

правильным выполнением операций,

контролирует и корректирует действия

учеников, подводит учащихся к выявлению

причин и способов устранения возможной

Дети рисуют портрет, звучит тихо музыка из

кинофильма «Мама». У детей на партах есть

памятка «Работа с цветом»

1.

Цвет лица – смешивание двух

цветов (оранжевый и белый или

красный и белый.) Белая краска –

легкая, нежная, прикасаясь к ней,

кисть должна быть чистая.

2.

Краски наносим плавно, плотным

слоем.

Познавательные:

-осуществлять выбор, сравнивать,

классифицировать, выделяя существенные

признаки;

Коммуникативные:

--развивать творческое воображение;

Регулятивные:

-планировать совместные действия в

соответствии с поставленной задачей.

ошибки.) (инструктаж)

3.

Если нет белого цвета, красный

цвет разводим с водой, получая цвет

лица.

4.

Сначала работаем тёплыми,

нежными цветами, затем

холодными.

Дети выполняют работы на фоне нежной

музыки «Мама - первое слово»

-учиться оценивать успешность своего

задания, признавать ошибки;

Личностные:

- выполнять самооценку на основе критерия

успешности учебной деятельности;

- развивать умения выказывать своё

отношение, выражать свои эмоции;

V этап Оценочный блок.

(учитель )

-Посмотрите, какие удивительные портреты

у вас получились!

Дети вывешивают портреты мам на доску, и

желающие зачитывают слова, посвященные

своим мамам.

Пример:

-Моя мама заботиться обо мне. Я тоже

помогаю ей. Мама читает мне книги, она

меня ласкает и называет медвежонком. Я её

люблю.

-Моя мама самая красивая. Она очень любит

готовить, мы с братом ей помогаем. Когда

она на работе, мы убираемся. Моя мама

лучше всех!

Коммуникативные:

-развивать творческое воображение;

- выразительно читать;

Регулятивные:

- анализировать и оценивать результаты

своей деятельности;

Личностные:

- выполнять самооценку на основе критерия

успешности учебной деятельности;

- развивать умения выказывать своё

отношение, выражать свои эмоции;

VI этап Рефлексивный блок.

(учитель )

- Какой вывод мы можем сделать в конце

нашего урока?

-Молодцы!

Вы

замечательно

сегодня

работали на уроке, давайте завершим наш

урок песенкой «Мамин день».

Ответы детей. (Музыка помогает создавать

портрет, образ мамы, также, как и художник

помогает создавать красивую музыку о маме)

Дети исполняют песню «Мамин день», слова

и музыка Ольги Осиповой.

Познавательные:

- обобщать знания об изученном материале;

- осознанно и произвольно строить речевое

высказывание в устной форме;

- обосновывать свое мнение

Коммуникативные:

- строить высказывания;

- Урок окончен. Всем спасибо!

- понимать на слух ответы обучающихся;

Регулятивные:

-анализировать и оценивать результаты своей

деятельности.

Личностные:

-воспитывать уважительного отношения к

творчеству – как своему, так и других людей.



В раздел образования