Автор: Горбенко Светлана Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №218
Населённый пункт: Г.Новосибирск
Наименование материала: Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3 классе
Тема: Создание образа мамы в музыке и изобразительном искусстве
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3 классе
Учитель начальных классов : Горбенко Светлана Владимировна.
Тема урока: Создание образа мамы в музыке и изобразительном искусстве.
Цель урока: показать взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством над созданием образа матери.
Задачи:
Познакомить учащихся с репродукциями картин Рафаэля, Венецианова, Петрова-Водкина, Дейнека, Кузнецова.
Развивать наблюдательность, зрительную память, эстетические чувства, художественный вкус.
Отрабатывать певческие навыки.
Воспитывать любовь к самому близкому и дорогому человеку – маме.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к изобразительному искусству и музыке.
Тип урока: интегрированный
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария”, музыка из телефильма «Мама», песни « Мама» и « Мамин день» на слова и музыку
Ольги Осиповой
Дополнительный материал: Репродукции картин - Богоматерь Владимирская, Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Венецианов «На жатве.
Лето», К.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна», А. Дейнека «Мать», П.В. Кузнецов «Мать», Рафаэль «Мадонна Темпи».
Программное обеспечение: Компьютерная презентация. ( Приложение)
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. (Для детей) Альбомный лист, простой карандаш, акварельные краски, кисточки,
вода.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I этап. Организационный. Эмоциональный настрой. (1 мин)
Проверяет готовность к уроку, создает
эмоциональный настрой.
Слайд № 1 (учитель)
Музыкальное приветствие:
Учитель: Добрый день, добрый час!
Рады мы, видеть вас!
Дети: Добрый день, добрый час!
Рады мы, видеть Вас!
-Сегодня, дети, у нас необычный урок. Мы
будем на уроке слушать музыку, знакомиться
с картинами художников, исполнять песни
и рисовать.
Ученики заходят в класс под музыку.
Садятся за парты и повторяют за учителем.
Регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь учителя;
-организовывать свое рабочее место под
руководством учителя;
II этап. Мотивационный (3 мин.)
Обеспечивает мотивацию, актуализацию
восприятия
материала.
Выдвигает
проблему.
Создаёт
эмоциональный
настрой на восприятие материала.
Слайд № 2.
Звучит песня «Мама первое
слово»
(учитель )
- Ребята, прочитайте слова, как вы думаете, о
ком мы сегодня будем говорить?
На фоне музыки дети самостоятельно читают
стихи.
Мама – первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Коммуникативные:
-слушать и оценивать чтение
одноклассников;
-формировать мотивацию к учению.
Личностные: - выражать свои эмоции;
- Самое дорогое, родное, святое связано с
мамой. Мама…Закрой глаза и прислушайся.
И ты услышишь мамин голос. Он живёт в
самом тебе, такой знакомый, родной. Его не
спутаешь ни с одним другим. Даже когда
станешь взрослым, всегда будешь помнить
мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Маме художники посвящают свои картины,
композиторы песни. Образ мамы – великая
тема в искусстве.
Мир подарила
Мне и тебе.
- Отвечают на вопрос учителя.
III этап. Информационный. Получение новой информации.
Обеспечивает восприятие, осмысление и
первичное запоминание предложенного
материала. Содействует усвоению
полученных знаний.
Слайд №3
(учитель )
-
Сегодня
на
уроке
мы
должны
почувствовать взаимосвязь между музыкой и
изобразительным искусством. Как музыка
может
пробудить
фантазию
художника
раскрыть
образ
мамы,
а
художник
вдохновить
композитора
на
создание
музыкального образа.
- Из века в век создают свои картины
художники разных народов и в разное время
о
материнстве.
Я
для
вас
подобрала
несколько картин. На мой взгляд, они ярко
Рассматривают репродукции. Слушают
рассказ учителя. Анализируют услышанное.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других,
участвовать в диалоге;
- анализировать поэтический текст,
извлекать нужную информацию;
-развивать творческое воображение;
- выразительно читать;
-.коллективное исполнительство
Регулятивные:
-работать по предложенному плану;
-принимать и сохранять учебную цель и
задачу;
Познавательные:
-строить логическую цепь рассуждений,
проводить сравнение;
- осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме;
-анализировать и обобщать, делать выводы,
оперируя с предметами и их образами.
отображают образ мамы. Вы всмотритесь
внимательно в них и попробуйте ответить на
вопрос.
-Что общего в этих картинах?
Слайд №4 Богоматерь Владимирская.
Слайд №5 Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Слайд №6 Венецианов. На жатве. Лето.
Слайд №7 К.Петров-Водкин. Петроградская
Мадонна.
Слайд №8 А. Дейнека. Мать.
Слайд №9 П.В. Кузнецов. Мать.
Слайд №10 Рафаэль. Мадонна Темпи.
( На фоне слайдов звучит музыка «Аве
Мария»)
- И так, что объединяет эти картины?
- Обнимая своего ребенка, мама как бы
оберегает его
от жизненных невзгод. От
каждой картины исходит тепло,
уют и
любовь.
-
Отвечают на вопрос учителя (изображена
мама с ребёнком, любовь мамы к ребёнку)
-представлять информацию в развёрнутом и
сжатом виде.
Личностные:
-воспитание уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других людей.
Слайд №11Рафаэль. Мадонна Темпи.
- Ещё раз взгляните на картину Рафаэля
Мадонна Темпи.
-Юная, светловолосая женщина, прижав к
груди сына, идёт по зелёному лугу. Такое
впечатление, что она либо напевает малышу
песенку, либо в порыве нежности шепчет ему
какие-то ласковые слова. Примкнув щекой к
голове ребенка, она кажется счастливой.
Художник трепетно передаёт всю полноту
материнского счастья, способность женщины
полностью отдаться этому чувству. А вокруг
прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые
дали, гладь озера, прозрачный воздух – всё
вторит гармонии материнства.
(учитель )
-
Как вы считаете, можно ли к картине
подобрать музыку?
- Какая мелодия бы у вас получилась?
Слайд №12 Музыкальные инструменты.
- Дети, а какие инструменты
вы бы
использовали?
- Молодцы! Дети, а какие слова можно
подобрать, чтобы передать чувства, когда вы
смотрите на картину или слушаете музыку?
- ответы детей (Да, можно)
- ответы детей (красивая, нежная, спокойная
и т.д.)
-
ответы
детей
(флейту,
скрипку,
-Сочиняя музыку или создавая картину, у
людей возникают одни и те же чувства о
маме.
- Давайте с этими чувствами споём песню
«Мама»
- Молодцы, вы замечательно исполнили
песню. А сейчас закройте глазки, представьте
свою маму, загляните в её глаза, хорошо ли
вы их помните.
Слайд №13
фортепиано, треугольник, арфу)
- ответы детей (любовь, нежность, забота,
красота, спокойствие и т.д.)
Дети исполняют песню «Мама» слова и
музыка Ольги Осиповой
Звучит музыка, дети закрывают глаза и,
слушая музыку, рисуют устно портрет своей
мамы.
IV этап Информационный. Практическая часть.
(учитель )
- И, так, прослушав музыку, вспомнив глаза
самого родного для вас человека, вашу маму
нарисуйте её портрет.
(учитель организует работу, следит за
правильным выполнением операций,
контролирует и корректирует действия
учеников, подводит учащихся к выявлению
причин и способов устранения возможной
Дети рисуют портрет, звучит тихо музыка из
кинофильма «Мама». У детей на партах есть
памятка «Работа с цветом»
1.
Цвет лица – смешивание двух
цветов (оранжевый и белый или
красный и белый.) Белая краска –
легкая, нежная, прикасаясь к ней,
кисть должна быть чистая.
2.
Краски наносим плавно, плотным
слоем.
Познавательные:
-осуществлять выбор, сравнивать,
классифицировать, выделяя существенные
признаки;
Коммуникативные:
--развивать творческое воображение;
Регулятивные:
-планировать совместные действия в
соответствии с поставленной задачей.
ошибки.) (инструктаж)
3.
Если нет белого цвета, красный
цвет разводим с водой, получая цвет
лица.
4.
Сначала работаем тёплыми,
нежными цветами, затем
холодными.
Дети выполняют работы на фоне нежной
музыки «Мама - первое слово»
-учиться оценивать успешность своего
задания, признавать ошибки;
Личностные:
- выполнять самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности;
- развивать умения выказывать своё
отношение, выражать свои эмоции;
V этап Оценочный блок.
(учитель )
-Посмотрите, какие удивительные портреты
у вас получились!
Дети вывешивают портреты мам на доску, и
желающие зачитывают слова, посвященные
своим мамам.
Пример:
-Моя мама заботиться обо мне. Я тоже
помогаю ей. Мама читает мне книги, она
меня ласкает и называет медвежонком. Я её
люблю.
-Моя мама самая красивая. Она очень любит
готовить, мы с братом ей помогаем. Когда
она на работе, мы убираемся. Моя мама
лучше всех!
Коммуникативные:
-развивать творческое воображение;
- выразительно читать;
Регулятивные:
- анализировать и оценивать результаты
своей деятельности;
Личностные:
- выполнять самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности;
- развивать умения выказывать своё
отношение, выражать свои эмоции;
VI этап Рефлексивный блок.
(учитель )
- Какой вывод мы можем сделать в конце
нашего урока?
-Молодцы!
Вы
замечательно
сегодня
работали на уроке, давайте завершим наш
урок песенкой «Мамин день».
Ответы детей. (Музыка помогает создавать
портрет, образ мамы, также, как и художник
помогает создавать красивую музыку о маме)
Дети исполняют песню «Мамин день», слова
и музыка Ольги Осиповой.
Познавательные:
- обобщать знания об изученном материале;
- осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме;
- обосновывать свое мнение
Коммуникативные:
- строить высказывания;
- Урок окончен. Всем спасибо!
- понимать на слух ответы обучающихся;
Регулятивные:
-анализировать и оценивать результаты своей
деятельности.
Личностные:
-воспитывать уважительного отношения к
творчеству – как своему, так и других людей.