Напоминание

Эмоциональное развитие современного ребенка


Автор: Овчинникова Ольга Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д.с. №68 г.Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное развитие современного ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Эмоциональное развитие современного ребенка.
Начало XXI века характеризуется изменениями, происходящими в отечественной системе образования в целом и в дошкольном его звене в частности. Коренным образом перестраивается взгляд на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап процесса интеграции ребенка в современное социокультурное пространство. В Федеральном го с уд а р с т в е н н о м о б р а з о в ат е л ь н о м с т а н д а р т е д о ш ко л ь н о го о б р а з о в а н и я социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социальная ситуация развития современного ребенка, для которой характерны проявления агрессии, раздражительности, эмоциональной несдержанности, носителями которых выступают взрослые, сверстники, СМИ, оказывает значительное влияние на усвоение дошкольником соответствующих образцов эмоционального реагирования, провоцирует его на овладение деструктивными формами эмоционального поведения. В сложившихся обстоятельствах проблема развития личности, владеющей способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, приобретает особую актуальность. Анализ современных педагогических исследований, образовательных программ для дошкольных учреждений, учебно-методических пособий позволяет сделать вывод о том, что наметились положительные сдвиги в решении задач эмоционального развития ребенка: эмоции стали рассматриваться в качестве одной из главных возрастных ценностей дошкольника (Н.С. Ежкова), выделяются разнообразные методы, средства развития эмоций у детей (работы Т.А. Данилиной, И.О. Карелиной, C.B. Крюковой, В.М. Минаевой, Г.И. Чистяковой, A.M. Щетининой и др.). Несмотря на разносторонность выполненных работ анализ научных исследований и практики свидетельствует, что недостаточно изученной остается проблема эмоционального развития детей в дошкольном образовательном учреждении. Я считаю, что педагоги уделяют недостаточно внимания этой проблеме, поэтому хочу рассказать о психолого- педагогических условиях эмоционального развития детей. Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По
2 данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Для эффективной организации работы по эмоциональному развитию младших дошкольников целесообразно создавать и учитывать следующие психолого-педагогические условия: 1. Обеспечить становление произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций; 2. Использовать возможности художественной деятельности дошкольников (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрально-речевой); 3. Способствовать актуализации эмоционального мира детей посредством проведения совместной деятельности педагога и детей, организованной в ходе той или иной деятельности. 4. Использование игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте) в процессе эмоционального развития. Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем динамическую систему, изменяемую педагогом в соответствии с реальными потребностями детей, их индивидуальными особенностями. В дошкольном возрасте наряду с усложнением форм произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций возникает произвольность психических процессов. Развитие эмоциональной сферы неразрывно связано со становлением произвольной регуляции. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Кроме того, у детей 3-4 лет возникает относительно устойчивое внеситуативное соподчинение мотивов. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми в связи с выдвижением на первый план произвольной регуляции. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Главными задачами педагога в работе с детьми по развитию эмоций являются: 1. Создание условий для развития эмоций. 2. Развитие способности определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии, коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи, наблюдательности. 3. Совершенствование знаний, расширение активного словаря ребенка. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. В работах В.А. Петровского, А.М. Виноградовой. Л.М. Клариной, Е.С. Евдокимовой, Н.Л. Кряжевой и др. называются общие психолого-педагогические основания обогащения социально- эмоционального пространства в ДОУ: - обеспечить детям в группе эмоциональную поддержку, любовь и доброжелательность
3 окружающих. Избегать перевозбуждения, а также однообразия и монотонности детской деятельности. - эмоционально преподносить детям всё новое о социальном и природном мире, чтобы разнообразные впечатления будили любопытство, ведущее к любознательности; развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа, используя движения, интонацию, мимику; - обогащать представление дошкольников о людях, их эмоциональных состояниях; учить «читать» эмоции в мимике, жестах, соответственно реагировать; учить устанавливать причину того или иного эмоционального состояния человека; воспитывать умение сдерживать свои негативные побуждения; - воспитывать интерес к эмоциям и чувствам людей; учить выделять характерные для того или иного эмоционального состояния человека (позу, жесты, мимику на картине, скульптуре, в жизни); учить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы; понимать некоторые образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или в музыке, для передачи настроения человека (цвет, композиция, интонация, темп); - воспитывать стремление не повторять действия и поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих; воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и отрицательные чувства в случае совершения неправильного поступка; помочь ребенку сделать предметом анализа собственные эмоции. В одиночестве ребенок никогда не научится понимать с помощью слов чувства и намерения других. Он познает себя через общение с окружающими. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, совместная образовательная деятельность педагога и детей, а также самостоятельная деятельность по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и даже полностью устранить проблемы. Совместная деятельность педагога и детей проходит в непринужденной обстановке. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной сферой, продуктивной творческой самореализации. Главными задачами педагога в работе с детьми по развитию эмоций являются: создание условий для развития эмоций, развитие способности определять эмоциональное состояние, развитие эмпатии, коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи, наблюдательности, совершенствование знаний, расширение активного словаря ребенка. Совместная образовательная деятельность педагога и детей, а также самостоятельная деятельность по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и даже полностью устранить проблемы. Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы. На наш взгляд, для обеспечения эффективности данного процесса
4 взрослые (педагоги и родители) должны учитывать и создавать определенные психолого- педагогические условия, к которым мы отнесли становление произвольной регуляции эмоциональных и поведенческих реакций; художественную деятельность дошкольников (изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, театрально-речевую); актуализацию эмоционального мира детей и использование игровой деятельности (как ведущей в дошкольном возрасте) в процессе эмоционального развития.


В раздел образования