Автор: Енина Альвина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №19
Населённый пункт: г.Волжский
Наименование материала: статья
Тема: Использование тестовой технологии на уроках математики в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование тестовой технологии на уроках
математики в начальной школе
Для учителя начальных классов важным компонентом учебного процесса,
является систематический контроль учебно-познавательной деятельности
учащихся. Одним из самых эффективных способов проверки знаний на
сегодняшний день является прием тестового контроля. Тест уникален тем,
что за небольшое количество времени способен охватить тот или иной
учебный материал. С помощью тестов можно проверить уровень владения
умения, навыков и знаний учебной программы.
А что такое «тесты»? Как и когда они возникли? Зачем нужны? Вопросы
вполне не праздные, так как знание прошлого есть путь в будущее.
КОГДА И КАК ПОЯВИЛИСЬ ТЕСТЫ? (слайд 2)
В 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами,
содержавшая задания по математике, истории, грамматике, навигации и
ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале. Это был первый в истории
случай
использования
простейших
статистических
расчётов
в
педагогической работе. В СССР разработкой тестов начали заниматься
только в 80-ые годы XX века.
ЧТО ТАКОЕ «ТЕСТ»? (слайд 3)
Тесты - это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди
которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не
только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также
стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить
правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный
ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.
КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТЕСТА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ? (слайд 4)
1.
Социальная
функция
тестов
проявляется
в
требованиях,
предъявляемых
обществом
к
уровню
подготовки
ребенка
младшего
школьного возраста. В ходе контроля знаний с помощью тестов определяется
соответствие достигнутых учащимися умений и навыков установленным
государственным стандартам.
2. Образовательная функция состоит в закреплении и систематизации
знаний, практических умений и навыков, повышении их качества (точность,
полнота,
осознанность,
отсутствие
пробелов,
ошибок).
Тесты
совершенствуют
умения
младших
школьников
применять
знания
в
стандартных и нестандартных ситуациях, выбирать рациональные способы
решения
учебной
задачи,
глубже
овладевать
методами
получения
информации. В ходе выполнения тестовых заданий устанавливается связь
предыдущего материала с последующим, что позволяет ученику воспринять
его целостную структуру.
3. Воспитательная функция тестов заключается в формировании
положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной
деятельности, умений постановки и достижения целей, а также умений
самоконтроля и самооценки, следствием которых являются становление
адекватной самооценки, снижение тревожности.
4. Развивающая функция тестов направлена на развитие памяти,
внимания, мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы и
таких качеств личности, как трудолюбие, умение слушать, исполнительность
и обязательность, самостоятельное и аккуратность.
5. Контролирующая функция
тестов позволяет учителю получить
информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих
достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения
программного материала.
6. Функция творческого роста учителя связана с тем, что тесты дают
возможность учителю выявить достижения, недостатки и ошибки в его
педагогической деятельности.
В своей работе мы используем различные способы оценивания при проверке
знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении
олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в
форме тестирования, мы стали уделять больше внимания и этому способу.
Кроме того, тестовый контроль – это оперативная проверка качества
усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности
получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает
возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без
лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
При составлении тестов мы используем различные виды заданий, которые
позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые
конкретные задачи на основе полученных сведений.
СЛАЙД 5Тесты на дополнение - это тесты, в которых испытуемые
должны самостоятельно дать ответы на вопросы. Основное
преимущество таких тестов это невозможность угадать ответ
СЛАЙД 6 Или, продолжите данные предложения:
1. Квадрат -это _______________
2. Периметр - это _____________
3. Отрезок – это_______________
СЛАЙД 7
Если из числа 780 вычесть 230, получится ___________.
Уменьшаемое _______________, вычитаемое 200, значение разности 120
Тест на установление соответствий. СЛАЙД 8
Тесты на восстановление соответствия – это задания, в которых
необходимо
найти
или
приравнять
части,
элементы,
понятия
–
конструкциям, фигурами, утверждениям; восстановить соответствие
между
элементами
двух
списков,
восстановить
порядок
ряда,
упорядочить
Например, соедини стрелками правильный ответ.
85- 41= 60
80-20= 30
27+3 = 44
64 – 11 = 9
81: 9 = 53
Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма,
которая
дает
возможность
в
относительно
короткое
время
проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.
Тесты
на
восстановление
последовательности(СЛАЙД9)
схожи
с
заданиями на восстановление соответствия.
Пример: Расположи в правильной последовательности от малой длины до
большой?
А. Сантиметр
Б. Дециметр
В. Миллиметр
Г. Метр
Д. Километр
СЛАЙД 10
Расположи
величины,
записанные
в
столбиках
в
правильной
последовательности от наименьшего значения к наибольшему.
A. 31 мм
B. 5 см
C. 20 дм
D. 1 м
E. 10 см
СЛАЙД 11 Тесты на нахождение одного или нескольких вариантов
ответов
задания, в которых выбор предполагает наличие вариативности в выборе.
Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди
которых чаще всего только один правильный. В заданиях множественного
выбора может быть не ограниченное количество правильных ответов.
Например, Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 9дм.
а) 81 см2
б) 81 дм
в) 36 дм2
г) 18 дм
СЛАЙД 12 Какие знаки арифметических действий пропущены в записи
84…32…8= 60?:
1) +,+
2) -,+
3)-,-
Альтернативный тест – это задание, при выполнении которого ученик
из двух предложенных ему ответов должен выбрать один, по его
мнению, правильный (правильно – неправильно, да – нет, верно –
неверно)
СЛАЙД 13 Два радиуса одной окружности будут равны ее диагонали?
Да Нет
Метр – это самая маленькая единица длины? Подчеркни правильный
вариант ответа
Да Нет
СЛАЙД 14 Тест на определение правильной последовательности
1.Какое действие в выражении
(25 : 5) + 23 · 3 – 10,
ты выполнишь последним?
а) сложение в) вычитание б) деление
г) умножение
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЕСТ?
однозначно
сформулированы
цели и тема,
определено
время
применения теста;
процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного
алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных
вариантов и т.д.);
задания должны легко читаться, быть независимыми; не должны
повторять
формулировок,
данных
в
учебнике,
содержать
двусмысленности; выполняться без громоздких вычислений;
тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных
ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по
возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая
ошибки были в них учтены;
постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны
максимально исключать возможность угадывания ответа.
Тесты мы применяем не только при индивидуальной работе, но и при работе
учащихся в группах, в парах.
Важно, что работу с тестами можно начинать уже с 1-го класса
Тестовые формы работы повышают интерес учащихся к предмету. Работая в
классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, можно сделать
вывод, что особенно удачно выполняют тестовые задания дети со слабой
подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше,
чем при другом виде контроля.
Таким образом, в своей работе мы используем в едином комплексе тестовый
контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. Это
сочетание позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.
1.