Напоминание

Исследовательская деятельность в начальной школе


Автор: Стукалова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность в начальной школе.

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска

Стукалова С.В.

«Главная цель обучения - научить думать, а

не научить думать каким-то особым образом.

Лучше развивать свой собственный разум и

учиться думать самим, чем загружать в свою

память множество мыслей других людей»

Джон Дьюэй

В старшей школе и далее, на стадии получения высшего образования,

исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного

процесса. Конечный результат исследования представляется в реферативной

форме, в форме курсового проекта и т.д. Как правило, это весьма

масштабные работы, в процессе создания которых задействовано большое

количество методов. До недавнего времени выражение «исследовательская

деятельность» было применимо лишь в старшем звене образования. Однако в

настоящее время данное явление все чаще встречается в педагогической

практике начальной школы, в рамках современной действительности оно

становится все более актуальным по нижеописанным причинам.

На самом деле, наиболее активную исследовательскую деятельность

ведет

ребенок

дошкольного

возраста,

который

прислушивается

и

присматривается к окружающему миру, пробует его на ощупь, на вкус и

делает соответствующие выводы. С определенным набором сформированных

с помощью взрослых и самостоятельно полученных знаний ребенок идет в

школу. Однако уже в первом классе, процесс образования является

преобладающе рамочным. Естественно, ведь чтобы выучить буквы и цифры,

научиться писать, читать и решать примеры, исследований проводить не

нужно, остается лишь использовать память, логическое мышление и

моторику. Именно на данном этапе у детей появляется четкое разграничение

собственного бытия: на учебу и свободное время. Учеба, естественно,

требует максимального сосредоточения, усидчивости. Тогда как свободное

время характеризуется полным отключением от учебного процесса. У

большинства

современных

детей

свободное

время

ассоциируется

с

компьютером и телевизором. В данных условиях учеба и досуг полностью

противоположны, между ними есть четкая грань, и естественно, учеба

воспринимается как тяжкая ноша.

Следовательно, ребенок делает в основном только то, что он «должен»,

и то, что он «хочет», современное же образование предлагает ребенку делать

еще и то, что он «может» в виде внедрения в начальную школу практики

исследовательской деятельности. Таким образом, мы выявили первое,

несомненное преимущество исследовательской деятельности в начальной

школе. Она позволяет школьникам развивать свои интересы, подключать

творческие способности. У ребенка появляется возможность проявить себя,

укрепить уверенность в своих силах. Ведь дать возможность ребенку

получить знания самостоятельно, лишь задав правильное направление, это

означает поверить в него как в самостоятельно мыслящую единицу, доказать

его

значимость,

что

является

важнейшим

фактором

формирования

полноценной личности.

Вторым

несомненным

плюсом

внедрения

исследовательской

деятельности в процесс обучения в начальной школе является расширение и

укрепление знаний. Дети редко читают что-то помимо учебников и книг,

определенных тематикой внеклассного чтения. Причиной является факт того,

что в классической модели начального образования всю необходимую

информацию детям дает педагог и учебные пособия, а стимул к получению

дополнительных знаний у детей зачастую отсутствует. Исследовательская

деятельность вызывает в первую очередь азарт, она вовлекает в себя даже тех

детей,

которые

не

обладают

большим

желанием

учиться,

помогает

расширить сферы имеющихся знаний и прочно закрепить новые. Часть

рассказанного на уроке педагогом может быть упущено по тем или иным

причинам, к примеру по причине неспособности отдельных учеников долгое

время удерживать произвольное внимание. Знания, добытые учеником

самостоятельно, оставляют более глубокий отпечаток в памяти детей как

собственное достижение.

Исследовательский процесс также подразумевает в начальной школе

формирование у детей умения ставить цели и находить пути их достижения.

Исследовательская деятельность учит аргументировать, расширяет объем

знаний

ребенка,

она

дает

возможность

ученику

получать

знания

самостоятельно. Выясняя собственными силами, чем полезен режим дня, как

растет цветок, почему в зимнее закат солнца происходит раньше и т.д.,

ребенок развивает свое собственное мышление, расширяет кругозор и учится

мыслить не полагаясь полностью на стандартные учебные пособия и мнение

педагога. Таким образом, самостоятельные исследования в начальной школе

являются прекрасной платформой для дальнейших, более масштабных

исследовательских работ в старшей школе.

Неоспоримым плюсом внедрения исследовательской деятельности

также является возможность объединить досуг и учебу, как бы ни

парадоксально это казалось на первый взгляд. Зачастую исследовательская

деятельность

в

начальной

школе

имеет

игровой

характер,

ребенок

воспринимает ее как обязанность, а как увлекательное занятие, для которого

ученик с интересом использует свободное от выполнения конкретных

учебных занятий время. То есть вместо бесцельного просмотра телевизора,

игр на компьютере в свободное от непосредственной учебы время, ребенок

развивается, расширяет свои знания. Ученик в данном случае трудится не

произвольно, не для конкретной оценки, а ради результата.

Исследования, как правило, бывают групповые и коллективные.

Однако применение групповых исследований в первом классе не является

целесообразным, потому что в таком возрасте детям еще трудно полноценно

взаимодействовать с четкой целью, к тому же первый год обучения является

периодом адаптации к новым условиям. Со второго класса ребенок

окончательно привыкает к процессу школьного обучения и, соответственно,

к коллективу. Это время педагог может использовать для проведения детьми

групповых исследований, что научит детей взаимодействовать друг с другом,

работать совместно, учитывать интересы друг друга, прислушиваться,

анализировать мнения равных и окончательно сплотит коллектив.

Схематично

преимущества

обучения

с

использованием

исследовательской

деятельности

в

начальной

школе

над

полностью

классическим обучением можно представить следующим образом:

Таким образом, комбинирование классических форм обучения с

исследовательской деятельностью в начальной школе способно существенно

активизировать

познавательные

процессы

и

дать

максимальный

образовательный результат.

В процессе исследовательской деятельности можно использовать

разнообразные способы получения информации. Наиболее простыми и

Преимущества

исследовательской

деятельности

Преимущества

классического

обучения посредством

объяснений педагога

и изучения учебной

литературы

развитие творческих

способностей и

индивидуальных интересов,

формирование уверенности

учеников в своих силах,

развитие самостоятельности

получение

последовательных,

систематизированных

знаний

полезный досуг

расширение и укрепление

необходимых на этапе

начального образования

знаний

формирование умения

целеполагания, обработки

полученной информации

формирование навыков

работы в группе,

сплочение коллектива

развитие усидчивости,

умения

сосредоточиться и

удержать на

длительное время

произвольное

внимание

эффективными, дающими дополнительный результат, на мой взгляд,

являются следующие общепринятые методы:

наблюдение:

при

использовании

данного

метода

ребенок,

параллельно изучению конкретного вопроса, становится более

внимательным к происходящему вокруг. К примеру, изучая

общие характеристики одного природного явления, либо времени

года, начинает сравнивать их с другими, отмечать детали,

становится более внимательным;

опрос: в процессе использования данного метода, помимо

получения необходимой для достижения цели информации,

развивает

коммуникативные

навыки,

преодолевает

барьеры

стеснения, учится правильно и понятно формулировать вопросы;

исследование дополнительной литературы: ученик выходит за

рамки

стандартных

учебников,

получает

большой

объем

информации,

расширяет

свои

знания,

становится

более

грамотным;

эксперимент: ребенок может сделать что-либо своими руками,

повысить свою значимость в собственных глазах, к примеру,

посадив самостоятельно деревце, вырастив цветок; а также таким

способом наглядно изучить процесс и описать полученный

результат;

привлечение ИКТ к процессу исследования: данный способ даст

возможность (помимо получения необходимой информации)

правильно

использовать

возможности

компьютера

и

сети

Интернет, то есть ребенок сядет за компьютер в познавательных

целях, вместо бесполезного времяпрепровождения за играми.

Необходимо отметить, что в начальной школе исследовательская

деятельность должна проводиться на основе добровольности, так как

принудительные меры превратят ее в обязанность, лишив ряда преимуществ.

Если научить детей правильной самостоятельной работе, добывать и

анализировать информацию, ученики станут гораздо реже жаловаться на то,

что пропустили что-либо, не успели, прослушали. Таким образом, правильно

организованные исследовательские процессы поспособствуют повышению

успеваемости в классе, а младшим школьникам позволят ощутить себя

полноценной индивидуально мыслящей единицей.

В современном, стремительно меняющемся мире, главными задачами

педагогов уже на начальном этапе обучения детей является не только дать

детям знания, но и научить их получать самостоятельно и непрерывно.

Список использованных источников:

1. Пархоменко Н.П. Воспитание творческой личности как цель

образовательных систем (историко-методологический аспект): Автореф. дис.

докт. пед. наук. - Минск, 1995. - 35 с.

2. "Прогрессивная педагогика" Джона Дьюи [Электронный ресурс]

3. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем

школьном возрасте / В.В. Репкин // Начальная школа. – 1999. - № 7.



В раздел образования