Автор: Стукалова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность в начальной школе.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска
Стукалова С.В.
«Главная цель обучения - научить думать, а
не научить думать каким-то особым образом.
Лучше развивать свой собственный разум и
учиться думать самим, чем загружать в свою
память множество мыслей других людей»
Джон Дьюэй
В старшей школе и далее, на стадии получения высшего образования,
исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного
процесса. Конечный результат исследования представляется в реферативной
форме, в форме курсового проекта и т.д. Как правило, это весьма
масштабные работы, в процессе создания которых задействовано большое
количество методов. До недавнего времени выражение «исследовательская
деятельность» было применимо лишь в старшем звене образования. Однако в
настоящее время данное явление все чаще встречается в педагогической
практике начальной школы, в рамках современной действительности оно
становится все более актуальным по нижеописанным причинам.
На самом деле, наиболее активную исследовательскую деятельность
ведет
ребенок
дошкольного
возраста,
который
прислушивается
и
присматривается к окружающему миру, пробует его на ощупь, на вкус и
делает соответствующие выводы. С определенным набором сформированных
с помощью взрослых и самостоятельно полученных знаний ребенок идет в
школу. Однако уже в первом классе, процесс образования является
преобладающе рамочным. Естественно, ведь чтобы выучить буквы и цифры,
научиться писать, читать и решать примеры, исследований проводить не
нужно, остается лишь использовать память, логическое мышление и
моторику. Именно на данном этапе у детей появляется четкое разграничение
собственного бытия: на учебу и свободное время. Учеба, естественно,
требует максимального сосредоточения, усидчивости. Тогда как свободное
время характеризуется полным отключением от учебного процесса. У
большинства
современных
детей
свободное
время
ассоциируется
с
компьютером и телевизором. В данных условиях учеба и досуг полностью
противоположны, между ними есть четкая грань, и естественно, учеба
воспринимается как тяжкая ноша.
Следовательно, ребенок делает в основном только то, что он «должен»,
и то, что он «хочет», современное же образование предлагает ребенку делать
еще и то, что он «может» в виде внедрения в начальную школу практики
исследовательской деятельности. Таким образом, мы выявили первое,
несомненное преимущество исследовательской деятельности в начальной
школе. Она позволяет школьникам развивать свои интересы, подключать
творческие способности. У ребенка появляется возможность проявить себя,
укрепить уверенность в своих силах. Ведь дать возможность ребенку
получить знания самостоятельно, лишь задав правильное направление, это
означает поверить в него как в самостоятельно мыслящую единицу, доказать
его
значимость,
что
является
важнейшим
фактором
формирования
полноценной личности.
Вторым
несомненным
плюсом
внедрения
исследовательской
деятельности в процесс обучения в начальной школе является расширение и
укрепление знаний. Дети редко читают что-то помимо учебников и книг,
определенных тематикой внеклассного чтения. Причиной является факт того,
что в классической модели начального образования всю необходимую
информацию детям дает педагог и учебные пособия, а стимул к получению
дополнительных знаний у детей зачастую отсутствует. Исследовательская
деятельность вызывает в первую очередь азарт, она вовлекает в себя даже тех
детей,
которые
не
обладают
большим
желанием
учиться,
помогает
расширить сферы имеющихся знаний и прочно закрепить новые. Часть
рассказанного на уроке педагогом может быть упущено по тем или иным
причинам, к примеру по причине неспособности отдельных учеников долгое
время удерживать произвольное внимание. Знания, добытые учеником
самостоятельно, оставляют более глубокий отпечаток в памяти детей как
собственное достижение.
Исследовательский процесс также подразумевает в начальной школе
формирование у детей умения ставить цели и находить пути их достижения.
Исследовательская деятельность учит аргументировать, расширяет объем
знаний
ребенка,
она
дает
возможность
ученику
получать
знания
самостоятельно. Выясняя собственными силами, чем полезен режим дня, как
растет цветок, почему в зимнее закат солнца происходит раньше и т.д.,
ребенок развивает свое собственное мышление, расширяет кругозор и учится
мыслить не полагаясь полностью на стандартные учебные пособия и мнение
педагога. Таким образом, самостоятельные исследования в начальной школе
являются прекрасной платформой для дальнейших, более масштабных
исследовательских работ в старшей школе.
Неоспоримым плюсом внедрения исследовательской деятельности
также является возможность объединить досуг и учебу, как бы ни
парадоксально это казалось на первый взгляд. Зачастую исследовательская
деятельность
в
начальной
школе
имеет
игровой
характер,
ребенок
воспринимает ее как обязанность, а как увлекательное занятие, для которого
ученик с интересом использует свободное от выполнения конкретных
учебных занятий время. То есть вместо бесцельного просмотра телевизора,
игр на компьютере в свободное от непосредственной учебы время, ребенок
развивается, расширяет свои знания. Ученик в данном случае трудится не
произвольно, не для конкретной оценки, а ради результата.
Исследования, как правило, бывают групповые и коллективные.
Однако применение групповых исследований в первом классе не является
целесообразным, потому что в таком возрасте детям еще трудно полноценно
взаимодействовать с четкой целью, к тому же первый год обучения является
периодом адаптации к новым условиям. Со второго класса ребенок
окончательно привыкает к процессу школьного обучения и, соответственно,
к коллективу. Это время педагог может использовать для проведения детьми
групповых исследований, что научит детей взаимодействовать друг с другом,
работать совместно, учитывать интересы друг друга, прислушиваться,
анализировать мнения равных и окончательно сплотит коллектив.
Схематично
преимущества
обучения
с
использованием
исследовательской
деятельности
в
начальной
школе
над
полностью
классическим обучением можно представить следующим образом:
Таким образом, комбинирование классических форм обучения с
исследовательской деятельностью в начальной школе способно существенно
активизировать
познавательные
процессы
и
дать
максимальный
образовательный результат.
В процессе исследовательской деятельности можно использовать
разнообразные способы получения информации. Наиболее простыми и
Преимущества
исследовательской
деятельности
Преимущества
классического
обучения посредством
объяснений педагога
и изучения учебной
литературы
развитие творческих
способностей и
индивидуальных интересов,
формирование уверенности
учеников в своих силах,
развитие самостоятельности
получение
последовательных,
систематизированных
знаний
полезный досуг
расширение и укрепление
необходимых на этапе
начального образования
знаний
формирование умения
целеполагания, обработки
полученной информации
формирование навыков
работы в группе,
сплочение коллектива
развитие усидчивости,
умения
сосредоточиться и
удержать на
длительное время
произвольное
внимание
эффективными, дающими дополнительный результат, на мой взгляд,
являются следующие общепринятые методы:
наблюдение:
при
использовании
данного
метода
ребенок,
параллельно изучению конкретного вопроса, становится более
внимательным к происходящему вокруг. К примеру, изучая
общие характеристики одного природного явления, либо времени
года, начинает сравнивать их с другими, отмечать детали,
становится более внимательным;
опрос: в процессе использования данного метода, помимо
получения необходимой для достижения цели информации,
развивает
коммуникативные
навыки,
преодолевает
барьеры
стеснения, учится правильно и понятно формулировать вопросы;
исследование дополнительной литературы: ученик выходит за
рамки
стандартных
учебников,
получает
большой
объем
информации,
расширяет
свои
знания,
становится
более
грамотным;
эксперимент: ребенок может сделать что-либо своими руками,
повысить свою значимость в собственных глазах, к примеру,
посадив самостоятельно деревце, вырастив цветок; а также таким
способом наглядно изучить процесс и описать полученный
результат;
привлечение ИКТ к процессу исследования: данный способ даст
возможность (помимо получения необходимой информации)
правильно
использовать
возможности
компьютера
и
сети
Интернет, то есть ребенок сядет за компьютер в познавательных
целях, вместо бесполезного времяпрепровождения за играми.
Необходимо отметить, что в начальной школе исследовательская
деятельность должна проводиться на основе добровольности, так как
принудительные меры превратят ее в обязанность, лишив ряда преимуществ.
Если научить детей правильной самостоятельной работе, добывать и
анализировать информацию, ученики станут гораздо реже жаловаться на то,
что пропустили что-либо, не успели, прослушали. Таким образом, правильно
организованные исследовательские процессы поспособствуют повышению
успеваемости в классе, а младшим школьникам позволят ощутить себя
полноценной индивидуально мыслящей единицей.
В современном, стремительно меняющемся мире, главными задачами
педагогов уже на начальном этапе обучения детей является не только дать
детям знания, но и научить их получать самостоятельно и непрерывно.
Список использованных источников:
1. Пархоменко Н.П. Воспитание творческой личности как цель
образовательных систем (историко-методологический аспект): Автореф. дис.
докт. пед. наук. - Минск, 1995. - 35 с.
2. "Прогрессивная педагогика" Джона Дьюи [Электронный ресурс]
3. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем
школьном возрасте / В.В. Репкин // Начальная школа. – 1999. - № 7.