Автор: Пуговкина Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "д/с № 49 о.в."
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные особенности детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,
творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —
обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис
семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.
В этом возрасте происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 -
6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам
самооценка становится более адекватной.
Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде,
учитывает точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает
относительность оценок.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и
на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в
которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но
произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда
легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко
отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое,
привлекательное.
Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему
взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность
ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной
зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью
сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще
всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно
составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок,
которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи,
в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил
или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии:
запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности
реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться.
Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным
результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития
ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность
своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он
будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть
правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть
слишком много, и они должны быть гибкими.
Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес
значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно
усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать
постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных
групп по подготовке к школе.
Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых,
игры, прогулки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее
всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для
ребенка интересным и увлекательным.
Желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять
все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить
новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и
опеки, предоставляя ему все больше свободы.
Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности,
разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует
вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но
неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и
передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями
своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться
сознательным.
В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с
ним его требования и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему
возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на
поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных
требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях
можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».
Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его
самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и
личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной
или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его
действие или поступок.
Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от
внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому
оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации
избегания неудач.
Таким образом, старайтесь следить за своим поведением, эмоционально поддерживать
ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это
помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.
Дайте подрастающему ребенку возможность учиться — и ему некогда и незачем станет
бороться с вами.