Напоминание

"Основные особенности детей 6-7 лет"


Автор: Пуговкина Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "д/с № 49 о.в."
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Основные особенности детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений,

творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни —

обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис

семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.

В этом возрасте происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 -

6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам

самооценка становится более адекватной.

Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде,

учитывает точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает

относительность оценок.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и

на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в

которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но

произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда

легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко

отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое,

привлекательное.

Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему

взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность

ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной

зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью

сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще

всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно

составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок,

которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи,

в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил

или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии:

запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности

реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться.

Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным

результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития

ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность

своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он

будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть

правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть

слишком много, и они должны быть гибкими.

Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес

значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно

усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать

постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных

групп по подготовке к школе.

Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых,

игры, прогулки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее

всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для

ребенка интересным и увлекательным.

Желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять

все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить

новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и

опеки, предоставляя ему все больше свободы.

Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности,

разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует

вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но

неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и

передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями

своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться

сознательным.

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с

ним его требования и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему

возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на

поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных

требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях

можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».

Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его

самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и

личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной

или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его

действие или поступок.

Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от

внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому

оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации

избегания неудач.

Таким образом, старайтесь следить за своим поведением, эмоционально поддерживать

ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это

помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Дайте подрастающему ребенку возможность учиться — и ему некогда и незачем станет

бороться с вами.



В раздел образования