Автор: Лысенко Оксана Владимировна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ – Криводановская СШ№ 22
Населённый пункт: с. Криводановка
Наименование материала: "Современные образовательные технологии в работе учителя математики".
Тема: "Использование ИКТ в работе учителя".
Раздел: среднее образование
Современные педагогические технологии на уроках математики
Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать
Коко Шанель
Особенность
федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования - их деятельностный характер, который
ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу си-
стемно-деятельностного подхода к организации образовательного про-
цесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями
деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и
технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражаю-
щего характеристики глубинных процессов педагогической деятель-
ности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспе-
чивает необходимую эффективность учебно-воспитательного про-
цесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социально-
го опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса
или последовательность определённых действий, операций, связанных
с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение
поставленных целей (технологическая цепочка).
Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение,
направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития
личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обуче-
ния новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной
среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов
деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбе-
режения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от
предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучаю-
щихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, воз-
растной категории обучающихся.
1
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными ста-
новятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения
Игровые технологии
Модульная технология
Технология мастерских
Кейс – технология
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на
своих уроках:
1) Информационно-коммуникативная технология.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использова-
ны на различных этапах урока математики:
самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельно-
сти учителя;
частичная замена (фрагментарное, выборочное использование допол-
нительного материала);
использование тренировочных программ;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
использование информационно-справочных программ.
Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в
жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с исполь-
зованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипли-
кация помогают ученикам понимать сложные логические математические
построения.
2
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при
этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Формы использования ИКТ
В процессе преподавания математики, информационные технологии
могут использоваться в различных формах. Используемые мною направле-
ния можно представить в виде следующих основных блоков:
мультимедийные сценарии уроков;
проверка знаний на уроке и дома (самостоятельные работы, математи-
ческие диктанты, контрольные и самостоятельные работы, онлайн те-
сты);
подготовка к ОГЭ.
2) Технология проблемного обучения
В условиях современного общества предъявляются все более высокие
требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать
проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей
активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и
самообразованию, критичности мышления.
В этом плане традиционная система обучения имеет значительные
недостатки по сравнению с проблемным обучением.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уро-
ках: изучения нового материала и первичного закрепления.
Данная технология позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что
позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением –
это яркий пример здоровьесбережения;
- использовать полученные навыки организации самостоятельной ра-
боты для получения новых знаний из разных источников информации;
3
- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслу-
шиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несо-
ответствие имеющихся знаний и умений действительному положению ве-
щей.
Второй вид проблемного изложения нового материала - проблемная
ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоя-
тельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказыва-
ния собственных суждений и выводов, или дается специальное задание для
самостоятельного решения.
В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим об-
разом:
1) подготовительный этап;
2) этап создания проблемной ситуации;
3) осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде
учебной проблемы;
4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной
проблеме;
6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих
знаний в новых ситуациях
1.
Чтобы найти корень уравнения вида
ax
=
b
, нужно
b
разделить на
a
.
Если
b
не делится на
a
нацело, то уравнение не имеет натуральных
корней. Как объяснить тот факт, что уравнение
5 x
=
1
имеет корень?
2.
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо
влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аква-
риума на 10 см?
Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема па-
раллелепипеда.
Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учеб-
ника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в
тетради.
3.
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн нали-
ли 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?
Проблема: несоответствие единиц измерения.
4
Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о
единицах измерения объемов.
3) Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельно-
сти человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игр суще-
ствует очень много.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый
контроль знаний.
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и диф-
ференцированным.
Обучение в игре позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обос-
новывать, применять
В результате применения методов игрового обучения достигаются
следующие цели:
стимулируется познавательная деятельность
активизируется мыслительная деятельность
самопроизвольно запоминаются сведения
формируется ассоциативное запоминание
усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, ко-
торая является профессиональной деятельностью, имеющей черты,
как учения, так и труда.
Пример 1. «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Игра «Соревнование художников»
На доске записаны координаты точек: КОШКА
(0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3);
(-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-
8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3); Глаза: (-1;4);
(0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).
5
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с
предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим лю-
бой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вер-
шин.
Пример 2.
Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по лю-
бой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, что-
бы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно
положительному числу.
4) Здоровьесберегающие технологии
Здоровье - это величайшая ценность человека.
В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков.
На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего
числа.
По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпуск-
ников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей пробле-
мой медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от
внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. Под здо-
ровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те тех-
нологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на мо-
мент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация
учебной деятельности. Работая учителем математики при организации
учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:
6
комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздо-
ровительную направленность;
соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оп-
тимального светового и теплового режима в кабинете, условий без-
опасности, соответствующих СанПиНам мебели, оборудования, опти-
мальной окраски стен и т.д. Организовано проветривание до и после
занятий и частичное - на переменах);
правильное соотношение между темпом и информационной плотно-
стью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и на-
строения учащихся);
построение урока с учетом работоспособности учащихся;
благоприятный эмоциональный настрой;
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это
необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явле-
ния, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необхо-
дим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и
мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению
внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на
уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так
гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например:
1) Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.
1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево -
вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала
по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить
взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в пра-
вый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого
квадрата.
4. Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки раз-
личных животных или сказочных персонажей.
2) Пальчиковая гимнастика
7
1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая
ладони дети имитируют движение волн.
2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каж-
дой руки большего пальца этой руки.
3) Физкультминутки
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим (ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться (дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятель-
ности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках
можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале.
Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и бе-
речь свое здоровье.
Рассмотрим одну из таких задач:
1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к
массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если вита-
мина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках;
улучшение психологического климата; повышение концентрации внима-
ния; снижение, уровня тревожности.
5)
Проектно-исследовательская технология
8
Проектно-исследовательская технология обучения учащихся
математике, как новая инновационная технология в образовании, заменяет
монолог учителя на активный обмен мнениями всех участников образова-
тельного процесса, способствует развитию творческих, познавательных, ин-
теллектуальных способностей обучающихся, так как в её основе лежит си-
стемно-деятельностный подход обучения.
В контексте образования, проект-это результативная деятельность,
совершаемая в специально созданных педагогом условиях.
Проектно-исследовательский метод ориентирован на интерес, на творче-
скую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных
возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности
по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Моя задача как учителя математики – организовать деятельность
учащихся на занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую
высоту в познании, вовлечь своих учеников в проектно- исследовательскую
деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность
проверить силу своего познания в сравнении с другими учащимися.
Проекно-исследовательская технология обучения как система инте-
грированных процедур в образовательном процессе включает многие из-
вестные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод по-
гружения, методы сбора и обработки информации, исследовательский и
проблемный методы; анализ справочных и литературных источников, поис-
ковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов.
6)
Дифференцированное обучение
Одним из реальных механизмов является технология уровневой диф-
ференциации. Часть детей не может работать в быстром темпе и на высо-
ком уровне сложности, другим недостаточен средний уровень. Поэтому ис-
пользование технологии личностно – ориентированного образования путем
реализации технологии индивидуализированной и уровневой дифферен-
циации позволяет индивидуально контролировать и совершенствовать ло-
гические приёмы мышления учащихся и является одним из методических
приёмов повышения качества обучения математике, что в свою очередь
9
ведёт к повышению положительной мотивации к учебному труду. Диффе-
ренциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают мень-
ше, а другим больше, а в силу того, что предлагая ученикам одинаковый
объем материала, устанавливают различные уровни требования к его усвое-
нию и критериев его оценки. При уровневой дифференциации перед учащи-
мися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся
разные требования к овладению учебным материалом. При этом определя-
ется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартом математического
образования, и на его основе формируются более высокие уровни овладе-
ния материалом.
Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса
должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, уви-
деть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащи-
еся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или из-
ложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривает-
ся обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик име-
ет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах
своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и
курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного дви-
жения учащихся к более высокому уровню знаний и умений, формирование
мотивов и побуждений, необходимых для этого.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество пе-
дагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновацион-
ных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для до-
стижения положительных результатов надо использовать только эту и ника-
кую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих фак-
торов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы
занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование
смеси этих технологий.
Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и
инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и
дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью пере-
10
ходить на новое. Следует вспомнить высказывание – «Все новое – хорошо
забытое старое»
11