Автор: Татьяна Владимировна Жук
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Гордеевская СОШ
Населённый пункт: с. Гордеевка, Гордеевский р-н, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обобщение опыта работы учителя математики по теме: "Приёмы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Раздел: полное образование
Приемы и методы
Приемы и методы
активизации
активизации
познавательной
познавательной
деятельности учащихся
деятельности учащихся
на уроках математик
на уроках математик
и
и
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только
силой принуждения, убивает в ученике охоту к
овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Активизация познавательной деятельности
учащихся- это
управление активностью учащихся;
процесс побуждения учащихся к энергичному,
целенаправленному учению;
преодоление пассивной и стереотипной деятельности,
спада и застоя в умственной работе
Цель активизации:
формирование активности учащихся, повышение
качества учебно-воспитательного процесса
Уровни познавательной активности
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и
воспроизвести знания, овладеть способом его применения по
образцу.
Второй уровень – интерпретирующая активность
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла
изучаемого содержания, стремлением познать связи между
явлениями и процессами, овладеть способами применения
знаний в измененных условиях.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть
глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для
этой цели новый способ.
Компоненты активности
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
Основные мотивы, побуждающие
школьников учиться
интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет
удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение.
Занятия при увлечении порождают сильные
положительные эмоции, а невозможность заниматься
воспринимается как лишение.
сознательность (занятия по данному предмету мне не
интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли
заставляю себя заниматься).
принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют
родители, учителя).
Ситуации
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной
задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и
практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения.
Принципы активизации познавательной
деятельности учащихся
Принцип проблемности.
Принцип обеспечения максимально возможной
адекватности учебно-познавательной деятельности
характеру практических задач.
Принцип взаимообучения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Принцип индивидуализации.
Принцип самообучения.
Факторы, побуждающие учащихся к активности.
Интерес
Творческий характер учебно-познавательной деятельности
Состязательность
Способы активизации познавательной
деятельности
:
опираться на интересы учащихся и одновременно
формировать мотивы учения, среди которых на первом
месте выступают познавательные интересы.;
включать учеников в решение проблемных ситуаций, а
проблемное обучение, в процессе поиска и решения
научного и практических проблем;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример,
наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы,
взаимодействие учеников в учении.
Методы
активизации
Метод проблемного обучения
Метод алгоритмизированного обучения
Метод эвристического обучения
Метод исследовательского обучения
Методы активизации познавательной
деятельности
Словесные методы:
Метод дискуссии
Метод самостоятельной работы
Метод самостоятельной работы с дидактическими
материалами.
Метод проблемного изложения.
Наглядные методы:
Частично-поисковый.
Практические методы:
Частично-поисковый лабораторный метод.
Приемы активизации
Нестандартные уроки:
проблемные лекции,
обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций,
деловые игры, тематические дискуссии.
Использование творческих заданий с нестандартными
формулировками
Составление кроссвордов, ребусов, викторин. Их
можно использовать на разных этапах урока.
Учебная игра.
приемы управления познавательной
деятельностью
прием новизны
прием динамичности
прием значимости
эвристический прием
исследовательский прием
прием натурализации