Напоминание

«Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»»


Автор: Масленникова Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Нехаевский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Волгоградская обл.,Нехаевский район ,станица Нехаевская
Наименование материала: конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Нехаевский детский сад «Колосок»

Нехаевского муниципального района Волгоградской области,

МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»

«Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»»

конспект НОД по развитию речи (обучение рассказыванию)

для воспитанников старшей группы 2

Составил:

воспитатаель Масленникова С.П.,

Ст. Нехаевская, 2021 г.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое развитие,

физическое развитие.

Возраст: 4 -5лет

Форма занятия (НОД): решение игровой проблемной ситуации, беседа,

рассматривание, наблюдение.

Формы организации: группа

Задачи: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания

концовки к сказке «Айога» ( в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).

Продолжать знакомить со сказками других народов, понимать жанровые особенности сказки,

применять в речи образные выражения, сравнения.

Развивать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы

по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные

образы и высказывать свое отношение к ним.

Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие,

справедливость; заботливое отношение к близким.

Оборудование и материалы:

колокольчик, индивидуальные зеркальца, картинка куклы в

нанайском костюме, предметные картинки: лепешка, гусь, девочка, ведро, река; иллюстрации

к сказке «Айога»., магнитная доска, магниты

Ход нод:

1.

Игровая ситуация создающая мотивацию к деятельности.

Организационный момент: звонит колокольчик, дети становятся в круг на ковре.

Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

-Для этого пройдемте за столы.

2.Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»

У меня тоже есть картинки (на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь,

девочка, река, ведро), как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать?

Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога».

Воспитатель: Кто такие нанайцы? Посмотрите на еще одну картинку, на ней изображена

кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. У них

такие же семьи , как и у нас, очень интересные имена, занимаются они разведением оленей и

живут в стойбищах.

Но прежде чем приступить к чтению сказки, мы с вами сделаем магические действия .

Возьмите себе каждый зеркало и повторяйте за мной:

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

3.Открытие нового знания.

Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно.

Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно

может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом иллюстраций, с изображением основных

моментов.

Айога

Жил в роду Самаров один нанаец - Ла. Была у него дочка по имени

Айога.

Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то,

что

красивее дочки Ла никого нету - ни в этом и ни в каком другом

стойбище.

Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо. Понравилась сама

себе,

смотрит - и не может оторваться, глядит - не наглядится. То в медный

таз

начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.

Ленивая стала Айога.

Вот один раз говорит ей мать:

- Пойди воды принеси, Айога!

Отвечает Айога:

- А я в воду упаду.

- А ты за куст держись!

- Куст оборвётся! - говорит Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись!

- Руки поцарапаю...

Говорит Айоге мать:

- Рукавицы надень!

- Изорвутся, - говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах,

какая

она красивая!

- Так зашей рукавицы иголкой!

- Иголка сломается!

- Толстую иголку возьми! - говорит отец.

- Палец уколю, - отвечает дочка.

- Напёрсток из крепкой кожи - ровдуги - надень!

- Напёрсток прорвётся, - отвечает Айога, а сама - ни с места.

Тут соседская девочка говорит:

- Я схожу за водой, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом

очаге

испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

- Дай мне лепёшку, мать!

- Горячая она - руки обожжёшь, - отвечает мать.

- А я рукавицы надену, - говорит Айога.

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу!

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну!

- Руки заболят, - говорит мать. - Зачем тебе трудиться, красоту

свою

портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!

И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А

соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту

девочку

оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит

девочка

Айоге:

- Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.

Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы

растопырила,

побелела вся от злости - как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест!

-

так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит Айога.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в

гуся.

Плавает и кричит:

- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все

слова

забыла.

Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали;

и

кричит, чуть людей завидит:

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога

изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не

лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в

девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной

Давайте покажем, какой должен быть человек

Динамическая пауза.

На всей большой планете (чертим руками невидимый круг)

Куда не посмотри (голова: влево-прямо -вправо)

И взрослые и дети (руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)

Мечтают о любви (обе ладони к сердцу)

И птички, и котята (руками-крыльями полет; ладошками сделать ушки)

И волк, и лягушата (царапки- когти; прыжки на месте вприсядку)

Все люди ищут пару, (обнять друг друга)

Чтобы её любить. (начертить в воздухе сердце двумя руками)

Чтобы гулять с ней вместе (хотьба на месте)

Вдвоем ведь интересней (подскоки на месте)

Дарить друг другу радость (поднять руки вверх и покружиться)

Тепло и доброту. (ладонь влево; ладонь вправо)

Приду домой и сразу (хотьба на месте)

Я маму обниму (обнять себя руками)

И бабушку и папу. (вяжет на спицах; отдает честь)

Люблю я всю семью (начертить в воздухе сердце двумя руками)

(Дети возвращаются на места)

4.Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.

(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что

концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою

концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все

поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка

или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т.д.).

Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное

построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение,

- чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

5. Итог нод.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы

считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека

или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?

Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.

Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и

я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте

попрощаемся друг с другом. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.

Дети с воспитателем встают вкруг, и берется за руки.

Воспитатель читает стихотворение:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло!

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:

Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.

Из коробки достать готовых гусей, сделанных из бумаги и предложить их украсить)

Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем украшать гусочку.

Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.

Рефлексия.

С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы

сегодня узнали?



В раздел образования