Автор: Масленникова Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Нехаевский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Волгоградская обл.,Нехаевский район ,станица Нехаевская
Наименование материала: конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Нехаевский детский сад «Колосок»
Нехаевского муниципального района Волгоградской области,
МКДОУ Нехаевский детский сад «Колосок»
«Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»»
конспект НОД по развитию речи (обучение рассказыванию)
для воспитанников старшей группы 2
Составил:
воспитатаель Масленникова С.П.,
Ст. Нехаевская, 2021 г.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое развитие,
физическое развитие.
Возраст: 4 -5лет
Форма занятия (НОД): решение игровой проблемной ситуации, беседа,
рассматривание, наблюдение.
Формы организации: группа
Задачи: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания
концовки к сказке «Айога» ( в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).
Продолжать знакомить со сказками других народов, понимать жанровые особенности сказки,
применять в речи образные выражения, сравнения.
Развивать умение внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы
по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные
образы и высказывать свое отношение к ним.
Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие,
справедливость; заботливое отношение к близким.
Оборудование и материалы:
колокольчик, индивидуальные зеркальца, картинка куклы в
нанайском костюме, предметные картинки: лепешка, гусь, девочка, ведро, река; иллюстрации
к сказке «Айога»., магнитная доска, магниты
Ход нод:
1.
Игровая ситуация создающая мотивацию к деятельности.
Организационный момент: звонит колокольчик, дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель: Колокольчик зазвонил – в круг собраться пригласил
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
Дети: (ответы детей).
-Для этого пройдемте за столы.
2.Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку»
У меня тоже есть картинки (на магнитной доске прикреплены картинки: лепёшка, гусь,
девочка, река, ведро), как вы считаете, из какой это сказки? А хотели бы узнать?
Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога».
Воспитатель: Кто такие нанайцы? Посмотрите на еще одну картинку, на ней изображена
кукла в нанайском костюме. Нанайцы – это люди, которые живут на севере России. У них
такие же семьи , как и у нас, очень интересные имена, занимаются они разведением оленей и
живут в стойбищах.
Но прежде чем приступить к чтению сказки, мы с вами сделаем магические действия .
Возьмите себе каждый зеркало и повторяйте за мной:
Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?
Дети: мы!
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?
Дети: хорошо.
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
3.Открытие нового знания.
Воспитатель: Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно.
Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно
может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку «Айога».
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом иллюстраций, с изображением основных
моментов.
Айога
Жил в роду Самаров один нанаец - Ла. Была у него дочка по имени
Айога.
Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то,
что
красивее дочки Ла никого нету - ни в этом и ни в каком другом
стойбище.
Загордилась Айога, стала рассматривать свое лицо. Понравилась сама
себе,
смотрит - и не может оторваться, глядит - не наглядится. То в медный
таз
начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой.
Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать:
- Пойди воды принеси, Айога!
Отвечает Айога:
- А я в воду упаду.
- А ты за куст держись!
- Куст оборвётся! - говорит Айога.
- А ты за крепкий куст возьмись!
- Руки поцарапаю...
Говорит Айоге мать:
- Рукавицы надень!
- Изорвутся, - говорит Айга. А сама всё в медный таз смотрится: ах,
какая
она красивая!
- Так зашей рукавицы иголкой!
- Иголка сломается!
- Толстую иголку возьми! - говорит отец.
- Палец уколю, - отвечает дочка.
- Напёрсток из крепкой кожи - ровдуги - надень!
- Напёрсток прорвётся, - отвечает Айога, а сама - ни с места.
Тут соседская девочка говорит:
- Я схожу за водой, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом
очаге
испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:
- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она - руки обожжёшь, - отвечает мать.
- А я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу!
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну!
- Руки заболят, - говорит мать. - Зачем тебе трудиться, красоту
свою
портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет!
И отдала мать лепёшку соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А
соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту
девочку
оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная, длинная стала. Говорит
девочка
Айоге:
- Возьми лепёшку, Айога! Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы
растопырила,
побелела вся от злости - как это она, красавица, надкушенную лепёшку съест!
-
так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит Айога.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в
гуся.
Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все
слова
забыла.
Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали;
и
кричит, чуть людей завидит:
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: Айога.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога
изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся?
Дети: Айога.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не
лицом, а поступками»?
Дети: соседской девочке.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в
девочку?
Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной
Давайте покажем, какой должен быть человек
Динамическая пауза.
На всей большой планете (чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри (голова: влево-прямо -вправо)
И взрослые и дети (руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки)
Мечтают о любви (обе ладони к сердцу)
И птички, и котята (руками-крыльями полет; ладошками сделать ушки)
И волк, и лягушата (царапки- когти; прыжки на месте вприсядку)
Все люди ищут пару, (обнять друг друга)
Чтобы её любить. (начертить в воздухе сердце двумя руками)
Чтобы гулять с ней вместе (хотьба на месте)
Вдвоем ведь интересней (подскоки на месте)
Дарить друг другу радость (поднять руки вверх и покружиться)
Тепло и доброту. (ладонь влево; ладонь вправо)
Приду домой и сразу (хотьба на месте)
Я маму обниму (обнять себя руками)
И бабушку и папу. (вяжет на спицах; отдает честь)
Люблю я всю семью (начертить в воздухе сердце двумя руками)
(Дети возвращаются на места)
4.Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Воспитатель: Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.
(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что
концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою
концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все
поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка
или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т.д.).
Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное
построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение,
- чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
5. Итог нод.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с нанайской сказкой «Айога». Как вы
считаете, что делает красивым человека и что же важнее: внешность человека
или его внутренние качества? Чему учит эта сказка?
Воспитатель выслушивает ответы нескольких детей.
Воспитатель: Сегодня вы все молодцы, каждый из вас усвоил урок этой сказки и
я уверенна, что никто не повторит ошибки девочки Айоги. Ну а сейчас давайте
попрощаемся друг с другом. Я предлагаю встать всем в круг и взяться за руки.
Дети с воспитателем встают вкруг, и берется за руки.
Воспитатель читает стихотворение:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло!
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.
Из коробки достать готовых гусей, сделанных из бумаги и предложить их украсить)
Присаживайтесь за столы и сейчас мы с вами будем украшать гусочку.
Эту гусочку поставьте дома перед зеркалом и не забывайте историю про девочку Айогу.
Рефлексия.
С какой сказкой познакомились? Чему учит сказка? Важно ли то, что вы
сегодня узнали?