Напоминание

"Дом, который построил Маршак"


Автор: Ковда Светлана Изиляевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: библиотечный час
Тема: "Дом, который построил Маршак"
Раздел: среднее образование





Назад




Библиотечный час

«Дом, который построил Маршак»,

посвященный 135-летию со дня рождения С.Я.Маршака

Слайд 1

Ведущий: “Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой пять на медной бляшке,

В старой форменной фуражке?

Это – он, это – он,

Ленинградский почтальон!”

– Кто не знает этих стихов! Но сегодня у нас в гостях совсем не

почтальон, а любимый детский писатель Самуил Яковлевич

Маршак! Это его умные и добрые книжки встречают нас в

раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая

понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом,

уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и

увлекательным. Стихи и сказки Маршака хорошо запоминаются,

потому что они просты, но со смыслом, серьезные, но наполнены

юмором. А вот мы и проверим, из каких произведений эти

строчки:

Слайд 2

Пела ночью мышка в норке:

– Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи”.

(«Сказка о глупом мышонке»)

Слайд 3

«Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду…»

(“Вот какой рассеянный”)

Слайд 4

“Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку”

(“Багаж”)

Молодцы, ребята, все угадали.

А теперь послушайте аудиосказку “Багаж”

Слайд 5

Ведущий:

Для того чтобы так интересно писать для детей, писатель должен

обладать замечательным талантом – талантом любви к детям,

талантом понимания детской души.

“Интерес к детям возник у него задолго до того, как он стал

писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал он

в

петербургских

начальных

школах

и

приютах,

любил

придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с

увлечением принимал участие в их играх”.

Слайд 6

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе

Воронеж в семье мастера-мыловара. Семья была многодетной, а

родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось

маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и

стихами собственного сочинения. А потом были долгие годы

учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за

границей – в Англии в университете. Тогда и начал Маршак

писать свои первые книжки для детей. А помогал издавать их

начинающему литератору знаменитый писатель Максим Горький.

С. Маршак тогда жил в Краснодаре и работал в местной газете, а

еще он заведовал в отделе народного образования секцией

детских домов и колоний. Это было неспокойное время-1920 год,

время Гражданской войны. В стране царила разруха, был голод и

беспризорность. На вокзалах ночевали оборванные, голодные

сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки.

Слайд 7

Для таких обездоленных детей по всей стране организуются

детские дома, колонии и приюты. Чтобы дети учились и

получали нужные профессии, их надо заинтересовать чтением,

спортом, работой в мастерской, постановкой пьес. Ох, как

пригодились тогда книги Маршака!

Ведущий:

Да, так обучаться грамоте и письму – одно удовольствие! Но

Самуил

Яковлевич

хотел,

чтобы

дети

были

не

только

грамотными,

но

и

сообразительными,

внимательным,

наблюдательными. А развивал он эти качества у детей с

помощью загадок.

Слайд 8

“Загадки Маршака”

(Ведущий

загадывает

загадку,

дети

отгадывают,

а

на

интерактивной доске появляется ответ в виде рисунка.)

а) Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу.

(Очки)

б) Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

в) Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

г) Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет.

(Дождь)

д) Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

(Часы)

е) В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь

– Ни морщинки не видать!

(Утюг)

ж) Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья,

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью

(Сапоги)

Ведущий:

Звучит песня «Дорогою добра»

Ведущий:

Вы, ребята, уже знаете, что С.Я. Маршак писал не только стихи и

сказки, но и сочинял пьесы, то есть был прекрасным детским

драматургом. Он написал пьесы: “Теремок”, “Кошкин дом”,

“Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать”, “Двенадцать

месяцев”.

А

по

этим

пьесам

сняты

и

мультфильмы,

и

художественные фильмы. Посмотрите один такой мультфильм.

Демонстрация мультфильма «Дом, который построил Джек»

Ведущий:

С.Я.

Маршак

был

не

только

детским

писателем,

но

и

талантливым переводчиком. Он переводил на русский язык, в

совершенстве зная иностранные языки детские книги Джанни

Родари, Льюиса Кэррола и Редьярда Джозефа Киплинга, а также

произведения Роберта Бернса, сонеты Уильям Шекспира.

Переводы с английского Маршака – это не только перевод с

языка на язык, но и со стиля на стиль, и заслуга Самуила

Яковлевича в том, что он сумел передать идеологию автора, дух

английской поэзии. Для самых маленьких перевел забавные

стишки народной английской поэзии.

Слайд 9

Ведущий: Стихотворения Маршака очень хорошо можно инсценировать.

Сейчас вы посмотрите инсценировку стихотворения «Вчера и

сегодня».

С.Я.Маршак

«Вчера и сегодня».

Автор

Лампа керосиновая,

Свечка стеариновая,

Коромысло с ведром

И чернильница с пером.

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

Лампа

— Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему — я не пойму —

Не нужна я никому?

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырёк под абажуром.

В середине пузырька —

Три-четыре волоска.

Говорю я:- Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян,

Как зажжёт его хозяин?

А гражданка мне в ответ

Говорит: — Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:

— Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела.

Почему же нет мне дела?

Да при этом,- говорю,-

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

— Глупая вы баба!

Фитилёк у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льётся свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я — электрическая

Экономическая

Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлёт по проволоке ток.

Не простой я пузырёк!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Стеариновая свечка

Робко вставила словечко:

— Вы сказали, будто в ней

Пятьдесят горит свечей?

Обманули вас бесстыдно:

Ни одной свечи не видно!

Перо в пустой чернильнице,

Скрипя, заговорило:

— В чернильнице-кормилице

Кончаются чернила.

Я, старое и ржавое,

Живу теперь в отставке.

В моих чернилах плавают

Рогатые козявки.

У нашего хозяина

Теперь другие перья.

Стучат они отчаянно,

Палят, как артиллерия.

Запятые, точки, строчки —

Бьют кривые молоточки.

Вдруг разъедется машина —

Едет вправо половина…

Что такое? Почему? Ничего я не пойму!

Ведущий:

Давайте поиграем.

Слайд 10

Исправь ошибки в названиях произведений

«Детки в зоопарке» - «Детки в клетке»

«Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев»,

«Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?»,

«Урок грубости» - «Урок вежливости»

«Рассказ об известном герое» - «Рассказ о неизвестном герое»

«Мышкин дом» - «Кошкин дом».

Слайд 11

Реши кроссворд

1) Животное, с которым обедал воробей (Морж)

2) На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)

3) Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)

4) Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)

5) Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)

6) Как звали пожарного из стихотворения «Пожар»? (Кузьма)

Слайд 12

Доскажи словечко

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ________(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________(фуражке),

Это он, Это он,

Ленинградский _________(почтальон)»

«Из какого произведения строки? («Почта»)

Слайд 13 «Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с_______ (полена),

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на ________(стол),

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам),

Стены дымом заволок,

Лижет пол и ______________(потолок

Из какого произведения строки? («Пожар»)

Слайд 14

Откуда предметы?

Слайд 15

Ведущий:

Дорогие ребята, сегодня вы многое узнали о детском писателе

Самуиле Яковлевиче Маршаке. Вы поняли, что он не только

детский писатель, как принято считать, но еще и глубокий,

одаренный поэт, которому по плечу самые разнообразные темы,

стили и направления. Мы, конечно же, сегодня коснулись только

некоторых сторон таланта этого замечательного человека. И я

призываю вас, читайте как можно больше! Предлагаю вашему

вниманию послушать стихотворение «Минутка» и «Пожелания

друзья» в исполнении самого автора, Самуила Яковлевича

Маршака. Спасибо большое и до новых встреч!



В раздел образования