Автор: Заровняева Надежда Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Тюнгюлюнский центр развития ребенка-детский сад "Олимпионик"
Населённый пункт: село Тюнгюлю
Наименование материала: статья
Тема: Предметно - развивающая среда при реализации проектной деятельности в младшей группе.
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Тюнгюлюнский ЦРР- детский сад «Олимпионик»»
Предметно - развивающая среда при реализации проектной
деятельности в младшей группе.
Воспитатель: Заровняева Надежда Федоровна
2022 год
Ребёнок в младшем дошкольном возрасте неутомимый деятель. Он постоянно готов
заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать
долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир
«здесь
и
теперь».
Мышление
ребенка
носит
наглядно-образный
характер.
Его
познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно
окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность в
развивающем пространстве, способствует накоплению представлений и умений. У детей
четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения
практических
задач,
совершенствуются
орудийные
действия,
действия
экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в
отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться.
Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная
деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший
дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного
развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия
ребёнка, совершенствования его органов чувств.
Внедряя метод проекта в образовательную деятельность для детей младшего
дошкольного возраста, мы определили цель.
Организация проектной деятельности в младшей группе с учетом возрастных и
психологических особенностей.
При этом основной задачей стало, организовать предметно-развивающую среду по
теме проекта для развитие детей в процессе игровой и познавательной деятельности
Моя педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в
работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, позволяет значительно
повысить
самостоятельную
активность
детей,
развить
творческое
мышление,
воображение,
в коллективе ребенок
учится
взаимодействовать
со
сверстниками,
происходит обмен информацией.
Нами были разработаны и реализованы такие проекты, как: «Такие разные мячи»,
«Веревочка», «Чудо яйцо» целью которых является развитие познавательных и
творческих интересов, двигательной активности и мелкой моторики рук детей. Выбор
темы проекта требует особого внимания, так как она должна быть
интересной,
увлекающей детей. Конечно же, темы проектной деятельности должны быть достаточно
простыми, способными заинтересовать каждого ребенка. Приведу пример: когда все дети
спали, я закрутила носочки в клубок, и положила на стулья. И каково было первое
восприятие… это радость от начала неизвестной им игры, удивленных вопросов: где мои
носки? кто это так сделал? ой, мой носочек в мячик превратился…Таким образом, у нас
появилась тема нашего первого проекта - «Такие разные мячи».
Создается предметно-пространственная среда, соответствующая по теме проекта.
Эту форму привлечения к новой теме использовали и в других проектах. Натянули
шерстяную нить по всему периметру группы, как будто паутину. Дети, увидев большую
паутину сразу задались вопросами, а кто это сделал? Кто пришел в гости к нам? А в углу
сидел сам паук, призывая детей к совместной деятельности, игре. Так интересно начался
наш второй проект «Веревочка». В творческую мастерскую мы с детьми сделали из папье
–маше разноцветные мячики, приготовили для мам вкусные пряники-«мячики». А в
проекте «Веревочка» сделали маленьких друзей для нашего паука из одноразовых
стаканчиков, научились завязывать шнурки, нанизывать на веревку бусинки, плести косу
из ниток, родители вместе с ребенком сделали книжки-малышки по рисункам детей с
помощью ниток, веревочек. В процессе проекта «яйцо», дети сравнивали яйца разных
птиц, животных, игра «Кто живет в яйце?», исследовали свойства яйца.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-
заместителями, охотно играет вместе с взрослыми и детьми, у него есть любимые игры и
игрушки. Он умеет составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в
игре зверей и птиц, играет на самодельных музыкальных инструментах, делают из
веревочки «ситии» различные фигуры: елочка, зайчик, якутские узоры, пароходы,
машинки ит.д. Вместе с родителями создали место для уединения в форме яйца, где дети,
приняв позу «зародыша» успокаивались, получали удовольствие.
У детей развита познавательная инициатива, которая проявляется в желании задавать
вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного
проекта,
проявляют
интерес
к
познавательной
литературе;
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. В
процессе проектной деятельности с детьми мы разучивали стишки, потешки, песенки,
рассказывали сказки по темам проекта. Например: Сказка «Курочка ряба», стихотворения
«Эриэн-дьураа мэчик», «Синий клубочек», «Мин таптыыр оонньуурум», песенки
«Мээчик», «Ыа5ыйалар», танец «Цыплята», «Маленькие утята» и т.д. также мы уделяем
большое внимание подвижным играм, например: «Прокати мяч», «Электромонтеры»,
«Волшебная веревка», «Наседка и цыплята», и т.д.
Гибкость игрового пространства, вариативность и сменяемость материалов, доступность
игровых материалов является важным условием познавательного и личностного развития
детей,
Таким образом, проектная деятельность позволяет создать необходимые условия
для обеспечения максимальный развивающий эффект в развитии личности ребенка. Об
этом свидетельствуют результаты анализа листов оценивания эффективности проектной
деятельности.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо
только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы
дошкольников на данном этапе.
У родителей укрепилось заинтересованность в сотрудничестве с педагогами,
появилось желание и творческий настрой к совместной деятельности, желание достигать
совместных результатов, обогащать развивающую среду группы.
Приложения
План работы по проекту «Такие разные мячи»
Дата
Этапы проекта
Форма работы
Ответственные
14.10.2015
Игровая ситуация
Игровая ситуация
«Мячики-носочки»
Воспитатели
15.10.2015
17.10.2015
Сбор информации
спортивных мячей.
Беседа о спортивных
мячах.
Показ слайдов просмотр
книг.
Воспитатели, родители
20.10.2015
29.10.2015
«Мой веселый,
звонкий мяч»
Творческая мастерская
красного мячика.
- Изготовление в технике
папье-маше красного
мячика;
- Разучивание
стихотворения «Мээчик»
Воспитатели
Детские игры с мячом.
Подвижные игры:
«Прокати мяч» «Передача
мячиков»
«Найди свой мяч»
Воспитатели, физрук
Вкусные мячики для
мамочки.
Приготовление из сладкой
тесты разноцветных
круглых мячиков.
Воспитатели
04.11.2015
Итоговое мероприятие
«Мой мяч»
Развлечение.
Выставка мячей
сделанные своими руками.
Исполнение песен и
стишков про мячик, игры
Воспитатели,
музыкальный
руководитель,
родители
Использованная литература
1.
Попова Д.А. лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе.
От 3 до 6 лет.- СПб.: Питер, 2010.- 240 с.: ил.- (серия «Школа молодых
родителей».
2.
Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и
технология// Детский сад от А до Я. 2008. — №3. С. 6.
3.
Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества
образования // Управление ДОУ.2006. — №7.С 76–83.
4.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-
Синтез, 2008. - 112 с.