Автор: Юдина Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Частинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Частые, Пермский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: по окружающему миру
Раздел: начальное образование
.
Рабочая программа по окружающему миру
для обучающихся 4 классов
на 2022-2023 учебный год,
составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой к комплекту учебников
«Начальная школа XXI века»
Рабочая программа составлена:
учителем начальных классов
высшей квалификационной
категории Юдиной Татьяной
Ивановной
с. Частые, 2022
П
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Роль и место данной
дисциплины в
образова- тельном
процессе.
В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйствен-
но – бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается
культура
познания
природы,
общения и взаимоотношений.
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на
окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную
сущ-
ность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию
самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных
процессах, отли- чии от высших животных и др.). Окружающий мир важно изучать для интеллектуального
и особенно для ду- ховно- нравственного развития младших школьников.
2. Кому
адресована
программа.
Программа адресована обучающимся 4 класса общеобразовательной школы.
3. Нормативно-
правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (пр. МО России
от 6 октября 2009 г. № 373);
- Требования к результатам образования (представленные в ФГОС);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
Стандарты второго поколения. М.: Просвещение ,2010.
-Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения М.:
Просвещение 2011.
4. Вид программы
Традиционная
5. Цели и
задачи
программы.
Цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде
куль- турный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе
формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный
опыт, умения при- менять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Задачи курса:
устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать
взаимозависи- мость в системе «человек – природа – общество»;
осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;
полу- чать начальные навыки экологической культуры;
подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать
воз- можность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.
6. Принципы,
лежащие в основе
построения про-
граммы.
1.
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различ-
ные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
2.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребѐнка этого возраста знаний,
необхо-
димых
для
его
индивидуального
психического
и
личностного
развития,
а
также
последующего
успешного
обучения;
3.
Культурологический
принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что
даѐт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
4.
Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образо-
вания младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
5.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, воз-
можность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене шко-
лы.
6.
Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в му-
зеи.
7. Специфика
программы.
Специфика предмета « Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегратив- ный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические
знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для
целостного и сис- темного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое
существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание
обу- чения. «Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность
всех вос- принимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции,
представ- ленные в средствах обучения:
1)
организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2)
усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть
которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении
куль- туры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе направлена
на соз- дание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения,
которые ста- новятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и
успешного учебного диалога.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными
явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегративный
характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобрази-
тельного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизне-
деятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика.
8. Основные
содержатель- ные линии
курса (разделы,
структура).
Общее содержание обучения окружающему миру представлено в программе следующими разделами: «Человек –
живое существо», «Твоё здоровье», «Человек – часть природы», «Человек среди людей», «Родная страна: от края до
края», «Человек – творец культурных ценностей», «Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин и
государст- во».
Раздел «Человек — живое существо (организм)» (16 ч.)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система.
Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и
укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за
ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от
повреж- дений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие
сведения).
Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в
организме. За- щита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех,
боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями.
Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Раздел «Ты и твое здоровье» (12ч.)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня
школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с
опас- ными животными.
Раздел «Человек — часть природы» (2ч.)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство.
Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с
другими людьми и иг- ровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Раздел «Человек среди людей» (5ч.)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного
общения. ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Раздел «Родная страна от края до края» (10ч.)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный
и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв,
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности
, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история
и происхождение названий. Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического поло-
жения, природы, труда и культуры народов).
Раздел «Человек - творец культурных ценностей» (12ч.)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные
кни- ги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в
России. М.В.Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.
Древне-
русская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский
театр.
Искусство России XVIII века Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII
века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы
жизни
и
творчества).Творчество
поэтов,
писателей,
композиторов,
художников
(в.А.Жуковский,
А.Н.Плещеев,
Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и
др.) Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения
советско-
го периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон,
Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В. В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т.
Твардовский и др.). Детские писатели К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).
Раздел «Человек – защитник своего Отечества» (5ч.)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и
борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная воина 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «По-
учение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII
веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского
на- рода за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды.
Воен- ные костюмы разных эпох.
Раздел «Гражданин и государство» (3ч.)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы
госу-
дарства.
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном
со- стоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение
повя- зок, компрессов и пр.). Работа с исторической картой.
Экскурсия в краеведческий музей.
9.Требования к уровню
подготовки
обучающихся.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся.
выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста
и развития ребенка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из
художе- ственной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей
нахо- дить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на
карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха»,
«столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного),
рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя Президента
совре- менной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты
(в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. К
кон- цу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и
физиче- ской культуры; различать полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного
устрой- ства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных
результа- тов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной
дея- тельности.
коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные
умст- венные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репро- дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения,
анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления
полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на ок-
ружающий мир.
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
Понимание особой роли России в мировой истории.
Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
Воспитание уважительного отношения к своей стране.
Воспитание уважительного отношения к истории страны.
Воспитание любви к родному краю.
Воспитание любви к своей семье.
Воспитание гуманного отношения к людям.
Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
Понимание роли человека в обществе.
Принятие норм нравственного поведения в природе.
Принятие норм нравственного поведения в обществе.
Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование основ экологической культуры.
Понимание ценности любой жизни.
Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Среди метапредметных ре-
зультатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные
умст- венные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности
(репро- дуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать
результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обра-
ботки
информации
(обобщение,
классификация,
сериация,
чтение),
методы
представления
полученной
информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
10. Виды и типы уроков.
Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, приме-
нения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-
экскурсий, уроков-исследование, уроков с дидактической и ролевой игрой.
11.Формы
организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
12. Итоговый контроль.
Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.
9
13. Объем и
сроки изучения.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение
окружающего мира в начальной школе выделяется в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
14.Библиографически
й список
для обучающихся.
1. Окружающий мир: 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Н.Ф.
Виноградова. - 3 изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2013. - (Начальная школа XXI века).
15.Библиографически
й список
для учителя.
Окружающий мир: 3-4 классы: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф,
2012. - (Начальная школа XXI века).
Фонд оценочных средств
№
Тип урока
Проверяемое умение
Источн
ик
Дата
1
Контрольная работа № 1
по теме «Как устроен и
рабо- тает организм
человека».
Сформированность знаний и
умений по теме «Человек – живое
существо»
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир:
методи- ческое пособие 3-4 класс. – М.:
Вентана – Граф, 2017
Октябр
ь
2
Контрольная работа № 2
по итогам 1 полугодия
Сформированность умений,
получен- ных за 1 полугодие.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир:
методи- ческое пособие 3-4 класс. – М.:
Вентана –
Граф, 2017
Декабрь
3
Контрольная работа № 3 за 3
четверть
Сформированность умений,
получен- ных за 3 четверть.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир:
методи-
ческое пособие 3-4 класс. – М.:
Вентана – Граф, 2017
Март
4
Всероссийская
проверочная работа
Сформированность умений,
получен- ных за курс начальной
школы.
Министерство образования и науки России.
Апрель
5
Комплексная
контрольная работа за 4
класс.
Умение
проводить
логические
опера-
ции
сравнения
и
классификации; уме- ние работать с
таблицами и схемами.
Логинова О.Б. Мои достижения.
Итоговые комплексные работы. 3
класс/О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под
ред. О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2016.
Май
6
Контрольная работа №4 за
год
Сформированность умений,
получен- ных за год.
Н.Ф. Виноградова Окружающий мир:
методи- ческое пособие 3-4 класс. – М.:
Вентана –
Граф, 2017
Май
10
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать
обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, контрольных работ, тестов и практи-
ческихработ.
Устный ответ
11
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе,
устанав- ливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и
дает пол- ные ответы навсе поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допус-
кает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты
ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет
использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объ-
ектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощьюучителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется свыполнением
практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной кон-
трольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает
задания средней трудности.
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50%
заданий
К
АЛЕНДАРНО
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Д
а
-
т
а
Тема урока
Характеристика
деятельности
учащегося
Планируем
ые
предметн
ые
результаты
Универсальн
ые учебные
действия
Личностн
ые
результат
ы
1 четверть
Человек – живое существо (организм) –
16ч.
1
Органи
зм
челове
ка.
УОНМ
Обсуждать содержание
шмуцтитула. Вести
учеб- ный диалог.
Характеризо- вать
функции разных сис-
тем органов.
Характеризует
функции разных
систем органов,
правила поведения
во время болезни.
Сравни-
вает организм
Строит предположения,
анали- зирует, обобщает,
сравнивает. Читает,
наблюдает. Применяет
правила учебного диалога.
Читает информацию.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
12
человека и
животного.
2
Нервная
систе-
ма.
Головной и
спинной
мозг.
УОПУЗП
Читать рисунок-схему,
обсуждать тексты.
Состав- лять план
пересказа на те- му
«Нервная система чело-
века».
Характеризовать
функции разных
систем
Имеет
представление о
нервной системе.
Осоз- нает
необходимость
здорового образа
жиз- ни.
Строит предположения,
анали- зирует, обобщает,
сравнивает. Читает,
наблюдает. Составляет план,
пересказывает. Применя-
ет правила ведения
учебного диалога.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
13
органов.
3
Двигательная
система орга-
низма
человека.
Комби
ни-
рованн
ый
Высказывать
предположе- ние.
Читать и обсуждать
тексты.
Характеризовать
функции разных систем
органов. Работать в
груп- пах: составлять
кластер.
Сравнивает свои
выво- ды с текстом.
Самокон- троль
осанки. Состав- ляет
план текста. Назы-
вать признаки
правиль- ной осанки.
Использо-
вать упражнения для
осанки.
Выделяет признаки
различия; анализирует;
готовит вывод, обобщение.
Читает, наблюдает.
Применяет правила участия
в диалоге, составляет план
тек- ста. Представляет ответ
на по- ставленный вопрос.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
4
Пищеварите
ль- ная
система.
УОНМ
Выполнять задание на
обобщение пройденного
материала. Работать с
ри- сунком-схемой.
Составлять рассказ-
рассуждение. Ха-
рактеризовать функции
разных систем органов.
Знать строение
пище- варительной
системы, её
значение. Объясняет,
что такое «аппетит».
Составляет памятку
по здоровому
питанию.
Анализирует, обобщает,
пред- ставляет информацию
в «свёр- нутом» виде
(памятка). Владеет
смысловым чтением.
Опреде- ляет главную мысль
текста. Чи- тает
информацию.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
5
Пищеварите
ль- ная
система.
УПЗиУ
Пересказывать текст
руб- рики «Этот
удивительный мир».
Работать в парах: го-
товить памятку «Как бе-
речь зубы».
Характеризо- вать
функции разных сис-
тем органов.
Моделирует.
Приводит примеры.
Имеет пред-
ставление о строении
зубов, их видах и на-
значении. Понимает
необходимость
гигиены полости рта.
Умеет
правильно чистить
зу- бы.
Анализирует, обобщает,
пред- ставляет информацию
в «свёр- нутом» виде
(памятка). Владеет
смысловым чтением,
определя- ет главную мысль
текста; стро- ит рассказ-
рассуждение; пере-
сказывает текст. Читает.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
6
Дыхатель
ная
система.
УОНМ
Читать
и
обсуждать
текст. Проводить опыт
«Измере-
ние
давления». Работать с
рисунком-схемой.
Состав-
лять рассказ-
рассуждение.
Работать
в парах. Харак-
теризовать
функции
раз-
ных
систем
органов.
Знать строение дыха-
тельной системы, её
значение. Понимает
не- обходимость
здорового образа
жизни.
Анализирует, обобщает,
оформляет выводы.
Наблюдает, проводит опыт.
Строит текст- рассуждение.
Читает информа- цию,
представленную на ри-
сунках-схемах. Работа в
парах.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
7
Кровеносная
система.
Кровь и ее
Комби
ни-
рованн
Участвовать в учебном
диалоге. Строить
рассказ- рассуждение с
Ум е т ь :
– называть
основные органы
Выдвигает гипотезы.
Анализи- рует, обобщает,
оформляет вы- воды. Читает,
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
14
значение.
Сердце –
глав- ный
орган кро-
веносной
сис- темы.
Опыт
«Измерен
ие
пульса».
ый
опорой на рисунок-
схему. Проводить опыт
«Измерение пульса».
Наблюдать в
микроскоп.
кровеносной
системы и их
функции;
– раскрывать
значение
кровеносной
системы человека.
- оказывать первую
помощь при
поверхно- стном
ранении кожи.
проводит опыты,
наблюдения. Пересказывает,
рассуждает. Читает
информа- цию,
представленную на рисун-
ках-схемах.
15
8
Как организм
удаляет
ненуж- ные
ему жидкие
вещества.
УОНМ
Работать с рисунком-
схемой. Решать логиче-
скую задачу: «Почему
при обследовании
больного де- лают
анализ его мочи?»
Характеризовать
функции
разных систем органов.
Знать:
- органы
выделитель- ной
системы организма
человека.
-раскрыть значение
ор- ганов человека.
Сравнивает, анализирует,
обобщает, формулирует
выво- ды, решает логические
задачи. Читает, наблюдает,
рассуждает.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
9
Кожа.
УОНМ
Читать
текст,
формулиро- вать вывод.
Составлять па-
мятку.
Характеризовать
функции
разных
систем органов.
Характеризует
значе- ние кожи.
Знает строе- ние и
функции кожи.
Высказывает
предположения,
анализирует, выделяет
главную мысль текста,
обобщает,
оформляет вывод.
Составляет план пересказа
текста, памятку.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
10
Как
человек
восприним
ает
окружающ
ий мир.
Комби
ни-
рованн
ый
Выдвигать гипотезы.
Ха- рактеризовать
функции разных систем
органов. Проводить
опыт, наблюде- ния.
Участвовать в дидак-
тической игре,
читать текст.
Читать.
Характеризует
строе- ние и
основные функ-
ции органов
чувств. Соблюдает
правила личной
гигиены.
Высказывает и обсуждает
ги- потезы, формулирует
вывод, сопоставляет,
обобщает. Пере- сказывает,
представляет ин- формацию
в «свёрнутом» виде
(памятка).
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
11
Зрение.
Гигиена
зрения.
Опыт
«Рас-
смотрим
пред-
меты».
Комби
ни-
рованн
ый
Проводить опыт.
Обсуж- дать вывод.
Работать в па- рах:
подготовка памятки
«Береги глаза».
Характери-
зовать функции
разных систем
органов.
Характеризует
строе- ние и
основные функ- ции
органов зрения, со-
блюдает правила
лич- ной гигиены.
Высказывает и обсуждает
ги- потезы, формулирует
вывод, сопоставляет,
обобщает. Про- водит опыт,
наблюдения. Уча-
ствует в игре, читает,
переска- зывает.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
12
Слух.
Гигиена
слуха.
УПЗиУ
Участвовать в игре, в
учебном диалоге,
обсуж- дать гипотезы.
Пересказы- вать текст.
Характеризо- вать
функции разных сис-
тем органов. Читать ин-
формацию,
представлен-
Характеризует строе-
ние и основные
функ- ции органов
слуха, вку- са,
обоняния, осязания.
Соблюдает правила
личной гигиены.
Высказывает и обсуждает
ги- потезы, формулирует
вывод, сопоставляет,
обобщает. Про- водит опыт,
наблюдения. Уча- ствует в
иге. Читает, переска-
зывает.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
16
ную на рисунках-
схемах. Составлять
памятку.
13
Обоняние,
вкус,
осязание, их
роль в жизни
человека.
Урок –
про- ект
Принимать участие в бе-
седе. Проводить опыты.
Работать с рисунком-
схемой. Вести учебный
диалог. Характеризовать
функции разных систем
органов.
Характеризует
строе- ние и
основные функ-
ции органов
чувств. Соблюдает
правила личной
гигиены.
Высказывает и обсуждает ги-
потезы, формулирует вывод,
сопоставляет, обобщает.
Читает информацию.
Составляет па- мятку.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
14
Мир
чувств.
Эмоции.
Комби
ни-
рованн
ый
Поддерживать учебный
диалог. Выделять
главную
мысль текста. Работать в
Характеризует
строе- ние и
основные функ-
ции органов чувств.
Наблюдение, опыт, ролевая
иг- ра, чтение.
Пересказывает
текст, принимает правила
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
17
группах. Составлять
рас- сказ.
Соблюдает
правила личной
гигиены.
учебного диалога,
составляет план текста,
рассказ.
15
Внимание.
Урок-
исследо
ва- ние
Обсуждать
ситуации.
Формулировать
вывод
«Что такое внимание?»
Выполнять задание на
раз-
витие внимания.
Ум е т ь
выполнять
упражнения по
трени- ровке
внимания.
Познавательные действия:
ана- лиз, сравнение,
обобщение,
формулирование вывода.
Осознание
необходимости
развивать внимание.
16
Память.
Контрольн
ая работа
№1
УПиКЗ
Обсуждать высказанные
предположения.
Работать в группах,
составлять па-
мятки.
Анализировать
шмуцтитул.
Характеризует
память
как
способность
чело-
века
запоминать.
При-
думывает
упражнения
для
развития памяти.
Познавательные действия:
ана- лиз, сравнение,
обобщение, формулирование
вывода, выде- ление главной
мысли текста.
Осознание
необходимости
развивать память.
2 четверть
Ты и твое здоровье (12ч.)
17
Режим дня.
УОНМ
Анализировать
шмуцти- тул. Вести
учебный диа- лог.
Составлять текст. Об-
суждать вывод. Читать
и пересказывать текст.
Вы- полнять задание на
само- контроль и
самооценку: проверь
себя — выполня-
ешь ли ты правила
здоро- вого сна.
Понимает, что
главное богатство
человека – его
здоровье. Состав-
ляет режим дня, па-
мятку с правилами
здорового сна.
Выска- зывает
предположения,
оценивает
физическое
развитие.
Анализ, обобщение; форму-
лирует вывод,
установление причинно-
следственных, по-
следовательных и
временных связей,
сравнение; выделение
главной мысли текста.
Читает, наблюдает.
Пересказывает текст.
Работа в группе.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
18
Режим дня
Комбини
ро-
ванный
Задание на анализ
текста, формулирование
вывода. Работать в
парах. Переска- зывать
текст. Составлять
памятку.
Умеет составлять ре-
жим дня. Называет
правила
рационального
питания.
Анализ, обобщение; форму-
лирование вывода,
установле- ние причинно-
следственных,
последовательных и
временных
связей, сравнение;
выделение главной мысли
текста.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
19
Правила
зака-
Комбини
ро-
Вести учебный диалог:
об- суждать правила
З на е т и у м е е т
выполнять правила
Анализ, построение
логических связей,
Осознание
необходимости беречь
18
ливания.
ванный
закали- вания.
Составлять, пере-
сказывать текст.
здорового образа
жиз- ни.
Характеризует зна-
чение понятий
«гигие-
на», «закаливание».
обобщение. Пересказы- вает
текст. Составляет текст по
иллюстрациям. Представляет
информацию в «свёрнутом»
виде (памятка).
своё здоровье.
20
Можно ли
снять
усталость?
Урок-
исследо
ва- ние
Читать текст и
выделять его главную
мысль. Рабо- тать в
парах: характеризо-
вать понятия
«физический труд» и
«умственный
труд».
Пересказывать
текст.
Различает понятия
«физический и
умст- венный
труд».
Читает информацию, пред-
ставленную на
иллюстрациях.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
19
21
Поговори
м
о
вредных
при-
вычках.
УОНМ
Вести учебный
диалог. Читать и
обсуждать тек- сты.
Различает
полезные и
вредные привычки.
Участвует в
обсужде- нии
темы.
Сравнение, анализ,
обобщение, формулирование
вывода. Чита- ет, наблюдает.
Речевые умения: план текста,
рассказ- рассуждение.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
22
Поговори
м
о
вредных
при-
вычках.
УОПУЗП
Составлять план.
Работать с рисунками-
схемами: со- ставление
текста-рас-
суждения. Оформлять
вы- вод.
Создает плакат по
теме
«Осторожно –
вредные привычки».
Читает информацию.
Осознает необходимость
беречь своё здоровье.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
23
Когда дом
ста- новится
опас- ным.
УОНМ
Вести учебный диалог.
Читать и обсуждать
глав- ную мысль
стихотворения. Работать
с иллюстратив- ным
материалом: состав-
лять рассказ-
рассуждение.
Работать в парах.
Объясняет, при
каких условиях
человек мо- жет
получить ожог и что
при этом нужно де-
лать. Составляет
план поведения при
пожаре.
Составляет памятку.
Высказывание
предположений, анализ
жизненных ситуаций,
оформление вывода, обобще-
ние. Читает, наблюдает.
Рече- вые умения: рассказ-
рассуждение, пересказ.
Работа в
группе.
Осознание
необходимости быть
осторожными дома.
24
Когда дом
ста- новится
опас- ным.
УПЗиУ
Выполнять игровое уп-
ражнение. Вести
учебный диалог:
обсуждать пред-
положение «Может ли
компьютер повредить
здо- ровью?».
Объясняет, как пра-
вильно обращаться с
острыми
предметами, при
каких условиях че-
ловек может
поранить- ся и что
при этом нуж- но
делать.
Читает информацию.
Выполня- ет рефлексивные
действия: самооценка
жизненных ситуа- ций;
контроль выполнения
учебных задач.
Осознание
необходимости быть
осторожными дома.
25
Улица
полна
неожидан
но- стей.
УОиСЗ
Обсуждать правила
пове- дения на улице.
Обсуж- дать
высказанные предпо-
ложения.
Наблюдает за ситуа-
циями,
возникающими в
условиях дорожного
движения. Отвечает
на
вопросы по теме.
Выполняет
интеллектуальные действия:
анализ, установление
причинно-следственных
связей.
Осознание
необходимости
соблюдать ПДД.
26
Улица
полна
неожидан
но- стей.
Комбини
ро-
ванный
Обсуждать жизненные
си- туации. Работать в
груп- пах. Оформлять
вывод.
Анализирует
ситуации дорожного
движения.
Придумывает
подписи к рисункам.
Принимает
участие в ролевой
игре.
Самооценка жизненных
ситуа- ций; «чтение»
информации. Оп- ределение
цели работы.
20
27
Если
случится
беда.
Практическ
ая работа
«Правила
ока- зания
первой
медицинск
ой
помощи».
УОНМ
Принимать участие в
игре- упражнении.
Читать текст и выделять
его главную мысль.
Выполняет
практиче- скую
работу. Составля- ет
памятку «Признаки
ядовитых растений».
Анализ, установление
причин- но-следственных
связей, обоб- щение,
выделение главной мысли
текста. Наблюдение, опыт,
игра-упражнение.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
21
28
Если
случится
беда.
Комбини
ро-
ванный
Работать в группах:
выбор и пересказ
текста. Читать
информацию, представ-
ленную в видеофильмах
(слайдах). Осознавать
не- обходимость беречь
своё здоровье.
Характеризует
значе- ние понятий
«здоро- вье»,
«здоровый образ
жизни», «системы
ор- ганов».
Объясняет, что все
органы в организме
составляют единое
це- лое. Называет
системы органов.
Знает вредные
привычки.
Выполняет рефлексивные
дей- ствия: самооценка
жизненных ситуаций;
самоконтроль уча- стия в
совместной деятельно- сти.
Осознание
необходимости беречь
своё здоровье.
Человек — часть природы (2ч.)
29
Чем человек
от-
личается
от
жи-
вотных.
УОПУЗП
Анализировать
шмуцти- тул. Вести
учебный диа- лог.
Читать и обсуждать
текст.
Умеет составлять
рас- сказы.
Сравнение, анализ, установ-
ление причинно-
следственных связей,
высказывание пред-
положений, оформление
выво- да. Читает,
наблюдает.
Успешно
осуществляет
учебную
деятельность.
30
От рождения
до старости.
Комбини
ро-
ванный
Вести учебный диалог.
Строить рассказ-
рассуждение. Читать.
Об- суждать проблему.
Со- ставлять план
текста. Ра- ботать с
рубрикой «Кар-
тинная галерея».
Анализи- ровать
шмуцтитул.
Делает вывод об
усло- виях,
необходимых че-
ловеку для развития.
Наблюдает за
поведе- нием
малышей. Пони-
мает важность
заботы о стариках.
Построение ассоциативного
ря- да, анализ, ориентировка
в ис- торическом времени,
срав- нение. Самооценка
жизненных ситуаций. Читает
информацию.
Осознает необходимость
внимательного
отношения к
окружающим людям.
Человек среди людей (5ч.)
31
Поговори
м о
доброте.
Контрольн
ая работа
№2
УОНМ
Анализировать
шмуцти- тул. Вести
учебный диа- лог.
Объяснять смысл
крылатых выражений.
Оформлять вывод.
Знать правила
взаимо- действия с
людьми.
Понятие доброта.
Анализ, установление
причин- но-следственных
связей, оформление вывода.
Выполня- ет рефлексивные
действия: оценка
жизненных ситуаций,
самооценка отношения к
окру-
жающим людям.
Осознает необходимость
доброго отношения к
окру- жающим людям.
32
Что такое
спра-
ведливость.
Комбини
ро-
ванный
Вести учебный
диалог. Работать в
группах.
Оформлять вывод.
Работает в группе.
Участвует в
обсужде- нии.
Отвечает на во-
Анализ, установление при-
чинно-следственных связей,
ар- гументация суждений,
оформ- ление вывода.
Осознает необходимость
справедливого
отношения к
окружающим людям.
22
просы.
Анализирует
жизненные
ситуации.
Составляет план
ответ.
Создает обоб- щённый план
ответа по теме.
Читает информацию.
3 четверть
33
О смелости.
Урок-
путешеств
ие
Читать и обсуждать
текст. Вести учебный
диалог.
Объяснять смысл
посло- вицы
«Смелость города
Знать –смелость –
важ- ное качество
человека.
Анализ текста, выделение
глав- ной мысли, объяснение
смысла
пословицы, аргументация
суж- дений. Читает,
наблюдает, пе-
Осознает
необходимость быть
смелым.
23
берёт».
ресказывает.
34
Умеешь ли
ты
общаться.
УОНМ
Вести учебный диалог.
Составлять памятку.
Рабо- тать в группах.
Оформлять вывод.
Обсуждает
коммуника- ционные
ситуации. Оп-
ределяет, какие из
представленных
диало- гов можно
называть
культурными и
поче- му.
Анализ,
сравнение,
обобщение,
аргументация
суждений.
Чита-
ет,
наблюдает, пересказывает.
Осознает
необходимость
толерантного
отношения к
окружающим людям.
35
Умеешь ли
ты
общаться.
УПЗиУ
Работать в парах.
Анали- зировать
шмуцтитул.
Фиксирует условия
ус- пешной
коммуника-
тивной
деятельности
людей.
Оценка жизненных
ситуаций, событий,
художественных про-
изведений.
Осознает
необходимость
толерантного
отношения к
окружающим людям.
Родная страна: от края до края
(10ч.)
36
Природные
зо- ны
России. Зона
арктических
пустынь и
тун- дра.
УОНМ
Анализировать
шмуцти-
тул. Вести
учебный
диа-
лог.
Сравнивать
картины
Арктики и тундры.
Характеризует и
раз- личает
природные зо- ны:
«арктические пус-
тыни» и «тундра».
Умеет работать с
кар- той.
Высказывание
предполо- жения;
установление при-
чинно-следственных
свя- зей; анализ,
сравнение.
Осознает мотивы изучения темы.
37
Природные
зо- ны
России. Тай-
га и зона сме-
шанных
лесов.
УОНМ
Читать
и
обсуждать
текст.
Читать
и
обсуждать
текст.
Упражняться
в
классифи-
кации:
заполнять
таблицы.
Находить информацию
в
справочной литературе.
Характеризует и
раз- личает
природные зо- ны
«тайга», «зона
смешанных лесов».
Работает с картой.
Анализ,
классификация,
обобщение, работа с
кар- той. Представляет
инфор- мацию в
табличном виде.
Осознает мотивы изучения темы.
38
Природные
зо- ны
России.
Степи и
пусты- ни.
УОНМ
Оценивать участие в
со- вместной
деятельности.
Упражняться в
классифи- кации:
заполнять таблицу.
Самостоятельно
подгото- вить рассказ о
субтропи- ках (по
желанию — с пре-
Характеризует
при- родные зоны
России
«степи» и
«пустыни».
Работает с картой.
Анализ, сравнение,
клас- сификация,
оформление вывода.
Составляет рас- сказ-
описание. Оценка
участия в групповой
дея- тельности.
Работает со справочной
литературой;
представляет
Осознает мотивы изучения темы.
24
зентацией).
информацию в
табличном виде.
39
Почвы
России.
Опыт
«Состав
почвы».
УОНМ
Проводить опыт:
состав почвы. Вести
учебный диалог.
Обсуждать про-
блему.
Знает
состав
почвы
и
какую
почву называ- ют
плодородной. Ох-
рана почв.
Анализирует,
обобщает.
Установление
причинно-
следственных связей,
оформление
вывода,
наблюдение,
опыт.
Осознает положение
«вредных живых существ в
природе не бы- вает».
40
Рельеф
России.
УОНМ
Вести учебный диалог.
Работать с картой:
Анали-
Умеет работать с
кар-
той. Характеризует
Высказывает
предположе-
ния, сравнивает,
анализи-
Идентифицирует себя как
гражда-
нина Российской Федерации.
25
зировать текст.
понятия «рельеф»,
«равнина». Знает
на- звания равнин.
рует, обобщает,
работает с картой.
41
Рельеф
России.
Комбини
ро-
ванный
Читать и обсуждать
текст. Работать с
картой Рабо- тать с
текстом.
Умеет работать с
кар- той.
Характеризует
понятия «рельеф»,
«равнина». Знает
на- звания равнин.
Характеризует понятия;
составляет рассказ-
описание. Читает
инфор-
мацию,
представленную в
графическом виде
(карта).
Идентифицирует себя как
гражда- нина Российской
Федерации.
42
Как
возникали и
строились
го- рода.
УОНМ
Работать с рубрикой
«Вспомни». Читать и
ана- лизировать текст.
Обсуж-
дать
проблемы.
Составляет опоры
для пересказа.
Различает
кремлёвские города
и их
достопримечатель-
ности.
Высказывание
предполо- жения;
анализ, обобщение
изученного материала;
ус- тановление причин
исто- рического факта и
собы- тия.
Пересказывает, пони-
мает правила
совместной
деятельности в парах.
Оценивает деятельность.
Понимание ценности любой
жиз- ни.
43
Россия и ее
со- седи.
Япония.
Комбини
ро-
ванный
Слушать рассказ
учителя.. Смотреть и
анализировать
видеоматериалы.
Читать и пересказывать
текст. Вы- полнять
творческое зада-
ние.
Знает
особенности
Японии.
Анализ, сравнение.
Пере- сказывает текст.
Работает с
воображаемой ситуаци-
ей. Читает
информацию.
Испытывает
уважение
к
народам других стран и людям
разных на- циональностей.
44
Россия и ее
со- седи.
Китай.
Комбини
ро-
ванный
Работать в парах.
Анали- зировать
результаты дея-
тельности в парах.
Читать текст, смотреть
видеома- териалы.
Составлять план
рассказа-рассуждения.
Знает
особенности
Китая.
Сравнение, анализ. Со-
ставляет план рассказа,
рассказ-рассуждение.
Оценивает совместную
деятельность в парах.
Чи- тает информацию.
Испытывает
уважение
к
народам других стран и людям
разных на- циональностей.
45
Россия и ее
со-
седи.
Королев-
ство Дания.
Комбини
ро-
ванный
Составлять рассказ.
Оформлять вывод по
теме. Анализировать
шмуцти- тул.
Знает особенности
Дании как
островного
государства.
Анализ,
характеристика,
обобщение,
оформление
вывода.
Составляет рас-
Испытывает
уважение
к
народам других стран и людям
разных на- циональностей.
26
сказ-описание,
находит
информацию
в словарях.
Человек – творец культурных ценностей
(12ч.)
46
Что такое
куль- тура.
Комбини
ро-
ванный
Вести учебный диалог.
Составлять рассказ. Чи-
тать информацию, пред-
ставленную в
графическом
(схема) и
иллюстративном виде.
Знает
характеристику
понятий
«ценность»,
«культура»
Высказывание
предполо- жений,
обобщение, ана- лиз.
Составляет рассказ-
рассуждение, рассказ-
описание. Оценка дея-
тельности.
Положительное отношение к
культуре родной страны.
27
47
Из истории
письменнос
ти.
УОНМ
Высказывание
предполо- жений.
Читать пиктограм- мы.
Пересказывать текст.
Знает как возникла
письменность,
книги Древней
Руси, кто та- кие
летописцы.
Анализ,
сопоставление,
обобщение.
Составляет рассказ-
рассуждение, пе-
ресказывает текст.
Положительное отношение к
культуре родной страны.
48
О первых
шко- лах и
книгах.
УОПУЗП
Обсуждать
предположе- ния.
Читать и обсуждать
текст. Готовить рассказ-
описание по картине
Слу- шать рассказ
учителя. Са-
мостоятельно готовить
со- общение.
Знать о развитии
об- разования в
России.
Высказывание
предполо- жений;
анализ, установле- ние
причинно-
следственных связей;
сравнение. Составляет
план текста; рассказ-
описание, готовит пере-
сказ. Составление
вопро-
сов.
Положительное отношение к
культуре и истории родной
стра- ны.
49
О первых
шко- лах и
книгах.
Комбини
ро-
ванный
Обсуждать вывод.
Анали- зировать и
сравнивать учебные
планы: современ- ный и
XVIII века. Обсуж- дать
предположения.
Знать о
возникнове- нии
первых школ и
книг.
Анализ, сравнение,
выска- зывание
предположений.
Составляет план текста;
рассказ-описание,
готовит пересказ.
Положительное отношение к
культуре и истории родной
стра- ны.
50
Чему и как
учи- лись в
России при
Петре I.
УОиСЗ
Читать текст.
Составлять план.
Пересказывать текст.
Знает о развитии
об- разования во
время
царствования
Перта I.
Анализ, сравнение,
выска- зывание
предположений.
Составляет план текста;
рассказ-рассуждение,
го- товит пересказ.
Положительное отношение к
культуре и истории родной
стра- ны.
51
Русское
искус- ство
до XVIII
века.
УОНМ
Работать
с
иллюстрация-
ми.
Пересказывать
текст.
Вести
учебный
диалог.
Называет объекты
культурного
наследия России.
Высказывание
предполо- жения,
установление при-
чинно-следственных
свя- зей, анализ,
сравнение.
Составляет
план
текста,
рассказ-
описание, пере- сказ.
Проявляет интерес и уважение
к произведения древнего
искусства.
52
Русское
искус- ство
до XVIII
века.
Контрольн
ая работа
УОиСЗ
Описывать
произведения
художественного
искусст- ва Древней
Руси. Переска- зывать
текст. Составлять
Рассказывает о
раз- личных
ремесленных
изделиях.
Оценивает свое
отноше- ние к
произведениям ар-
хитектуры и искусства.
Читает информацию,
представленную на
Проявляет интерес и уважение
к произведения древнего
искусства.
28
№3
рассказ.
иллю-
страциях.
4 четверть
53
Искусство
Рос- сии
XVIII века.
Комбини
ро-
ванный
Читать и обсуждать
текст. Вести учебный
диалог.
Обсуждать вопросы.
Рассказывает
о
рус-
ской
архитектуре.
Называет сходства
и
различия
архитектур-
ных
сооружений. Ха-
Высказывание
предполо- жения;
анализ, сравнение.
Составляет рассказ-
описание. Оценивает
свое отношение к про-
Проявляет интерес и уважение
к произведениям искусства.
29
рактеризует понятия
«портретист»,
«крепо- стной
художник»,
«парадный портрет».
изведениям
архитектуры и
искусства.
54
Искусство
Рос- сии
XVIII века.
Комбини
ро-
ванный
Составлять рассказ-
описание.
Пересказывать текст.
Составлять описа- ние
парадного портрета
Жемчуговой.
Рассказывает о
рус- ских
художниках. Уз-
нает картины,
назы- вает их
автора. Нахо- дит
дополнительную
информацию в Ин-
тернете.
Читает информацию,
представленную в
иллю- стративном ряде
и видео- материалах.
Проявляет интерес и уважение
к произведениям искусства.
55
«Золотой
век» русской
куль- туры
(XIX век).
УОНМ
Вести учебный диалог.
Читать и обсуждать
текст. Обсуждать
проблемные вопросы.
Работать в груп- пах.
Пересказывать текст,
составлять рассказ-
рассуждение,
рассказ- описание.
Составляет
неболь- шое
сообщение о по-
эте или писателе
XIX века.
Характеризует
понятия «золотой
век русской
культуры»,
«передвижники».
Высказывание
предполо- жений;
сравнение, обоб-
щение, Оценивает свое
отношение к
произведе- ниям
литературы и искус-
ства.
Проявляет интерес и уважение
к произведениям литературы и
ис- кусства, осознает свою
принад- лежность к великой
русской куль- туре.
56
«Золотой
век» русской
куль- туры
(XIX век).
Комбини
ро-
ванный
Слушать рассказ
учителя, слушание
музыки. Состав- лять
рассказ- рассуждение.
Читать и обсуждать
текст. Пересказывать
текст.
Готовить
сообщение о
художнике XIX
века.
57
Искусство
Рос- сии ХХ
века.
Интегрир
о- ванный
урок
Вести учебный
диалог. Играть в
игру.
Работать в группе.
Оформляет вывод по
теме. Оценивает свое
отноше-
ние к литературе и
искус- ству.
Называет
произведе- ния
искусств XX века.
Высказывание
предполо- жения,
сравнение, анализ,
обобщение. Читает ин-
формацию. Оценивает
свое отношение к
литера- туре и
искусству.
Идентификация себя с
культурой родного народа.
Человек – защитник своего Отечества (5ч.)
58
Как
Русь
боро- лась с
половца- ми.
УОНМ
Обсуждать
проблему.
Анализировать
Устанавливает
после-
довательность важ-
Установление
причинно-
следственных и
Осознает долг человека – защи-
щать своё Отечество от врагов.
30
текст.
нейших
исторических
событий.
времен- ных связей;
анализ, срав- нение,
обобщение. Пере-
сказывает, составляет
рас-
сказ-рассуждение.
59
Битва на
Чуд- ском
озере. Ку-
ликовская
бит- ва.
УОПУЗП
Работать с картой.
Пере- сказывать текст
Характеризует
князя Александра
Невского. Работает
с картами.
Называет факты о
Ку- ликовской
битве.
Читает информацию,
представленную в
графи- ческом и
иллюстративном
виде. Анализирует,
срав- нивает.
Осознает долг человека – защи-
щать своё Отечество от врагов.
31
60
Всероссийск
ая
проверочна
я работа
УКЗ
Выполнять задания ВПР.
Диагностика
пред- метных
результатов.
Целеполагание,
плани-
рование,
контроль и
коррекция,
саморегуля- ция.
Поиск и выделе- ние
необходимой
ин-
формации;
структу-
рирование
знаний.
Знание моральных норм и норм
этикета, умение выделить нрав-
ственный аспек поведения.
61
Отечествен
ная
война
1812 го- да.
УОиСЗ
Готовить рассказ-
повествование.
Переска- зывать
текст. Составлять
рассказ-описание.
Характеристика
поня- тия
«Отечественная
война».
Рассказывает о
полководцах.
Анализ, обобщение,
уста- новление
причинно-
следственных связей.
Вы-
деление главной
мысли текста.
Осознает долг человека – защи-
щать своё Отечество от врагов.
62
Великая
Отече-
ственная
война
1941–
1945 гг.
УПЗиУ
Слушать рассказ
учителя. Работать с
картой.
Рассказывает о
глав- ных
событиях Вели-
кой
Отечественной
войны. Умеет
рабо- тать с
картой.
Анализ, установление
причинно-
следственных и
временных связей;
обоб- щение.
Составляет рас- сказ-
повествование.
Осознает долг человека – защи-
щать своё Отечество от врагов,
гордость за героическую
историю России.
63
Великая
Отече-
ственная
война
1941–
1945 гг.
УПЗиУ
Работать в группах:
созда- ние летописи
Великой Отечественной
войны с подбором
иллюстративно- го
материала.
Рассказывает о
глав- ных
событиях Вели-
кой
Отечественной
войны. Умеет
рабо- тать с
картой.
Анализирует участие в
со- вместной
деятельности.
Готовит вопросы.
Осознает долг человека – защи-
щать своё Отечество от врагов,
гордость за героическую
историю России.
Гражданин и государство (3ч.)
64
Граждани
н и
государст
во.
УОНМ
Принимать участие в
бе- седе. Играть
«Спрашиваем
— отвечай» .
Характеризует
права
и
обязанности граж-
данина России.
Анализирует,
обобщает,
сравнивает.
Идентифицирует себя с
принад- лежностью к
государству, россий- скому
народу; проявляет уваже- ние к
символике государства.
65
Права и
обязан-
ности
Комбини
ро-
ванный
Слушать рассказ
учителя. Строить
рассказ- рассуждение.
Объясняет, что такое
«закон». Называет
не- сколько законов
Оценивает
выполнение
учебных заданий.
32
граждан.
Оценивать
свою деятельность.
Работа в группе.
на- шего
государства.
Работает в группах.
66
Права и
обязан-
ности
граждан.
Комбини
ро-
ванный
Обсуждать
проблемы.
Ра-
ботать
с
иллюстративным
материалом:
сравнивать и описывать
символы Рос-
сии. Слушать гимн
Рос- сии.
Рассказывает
о
глав-
ных
символах
нашей
страны.
Знает
текст и исполняет
Гимн РФ.
Умеет сотрудничать в
со- вместном решении
про- блемы, искать
информа- цию.
Идентифицирует себя с
принад- лежностью к
государству, россий- скому
народу; проявляет уваже- ние к
символике государства.
67
-
Урок повторе-
УОиСЗ
Повторить
изученный
Контроль, оценка, работа
33
68
ния. Кон-
трольная
ра- бот №4
за год
УКЗ
материал.
в группе.