Напоминание

«Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на материале неречевых звуков»


Автор: Дмитриева Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида 4
Населённый пункт: Краснодарский край станица Отрадная
Наименование материала: Мастер – класс
Тема: «Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на материале неречевых звуков»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4

Мастер – класс по теме:

«Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на

материале неречевых звуков»

Подготовила:

Учитель-логопед: Дмитриева Л.В.

ст. Отрадная, 2022г.

Мастер – класс по теме:

«Развитие слухового внимания и памяти у дошкольников на

материале неречевых звуков»

Речь не является врожденной функцией. Она формируется у каждого человека

индивидуально на основе подражания речи. В дошкольном возрасте речевое

развитие происходит быстрыми темпами. Его качество зависит от

функционирования всех анализаторных систем, важнейшая из которых –

слуховая. С помощью слухового восприятия обогащаются представления

ребенка об окружающем мире.

Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, шорох

листьев, лай собаки, гудки машины, музыка, человеческая речь. Слуховые

впечатления у малыша формируются не осознанно. Ребенок пока еще не умеет

управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Тем не менее

неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в

окружающем мире. Они выступают своего рода сигналами приближения или

удаления предметов или живых существ. Правильное определение на слух

источника звука помогает узнать его направление ,позволяет лучше

ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение. Умение

сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека,

играющая большую роль в формировании устной речи. Слуховое восприятие

включает пространственный, временной, звуковысотный, тембровый,

динамический ,ритмический слух.

Формирование слухового восприятия - многокомплексный последовательный

процесс, который начинается со слухового внимания и приводит к пониманию

смысла речи через узнавание и анализ речевых сигналов. В конечном счете,

этот вид восприятия направлен на развитие фонематического слуха.

В раннем дошкольном возрасте развиваются и совершенствуются компоненты

слухового восприятия, благодаря чему ребенок начинает дифференцировать

пространственные , временные ,

тембровые ,звуковысотные ,динамические ,ритмические признаки звуков.

Увеличение роста количества детей с речевыми нарушениями , так или

иначе ,оказывается связанным с неспособностью дифференцировать на слух

фонемы родного языка. При отсутствии полноценного восприятия фонем

становится невозможным их правильное произнесение. Нарушение

фонематического восприятия тормозит расширение словарного запаса,

грамматического строя и развитие связной речи. Из этого следует ,что

устранение дефекта в речи невозможно без коррекции фонематических

процессов. В связи с этим развитие фонематического слуха – обязательным

компонентом логопедической работы, которая сначала осуществляется на

материале неречевых звуков . Постепенно в самостоятельную речь , правильно

произносимые детьми, и те, которые корректируются специалистом.

Параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и памяти.

Такая параллельность позволяет добиться эффективных результатов в развитии

фонематического восприятия.

Трудности становления фонематической системы проявляется в

недостаточности слухо- речевого ритма и нарушении динамического праксиса,

неумении вслушиваться в речь собственную и окружающих, что служит одной

из причин неправильного звукопроизношения.

В теории и практике логопедии выделяют несколько этапов развития

фонематического восприятия.

1 – этап – развитие неречевого слуха, 2 этап – развитие речевого слуха

Игры и игровые упражнения

1. “Оркестр”, “Что звучит?”

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных

инструментов, развитие слуховой памяти.

1 вариант. Логопед воспроизводит звучание инструментов

(дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание,

“Поиграй, как я”.

2 вариант. У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и

маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по

маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой

кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед

показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.

2. “Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности

слухового внимания.

1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади,

спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой

указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают

глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен

определить, кто хлопал.

3. “Найди пару”, “Тихо – громко”

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов.

1 вариант. У логопеда звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри,

горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается

разобрать их по парам, одинаково звучащим.

2 вариант. Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в

бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если

более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то

становится в конец колонны.

4. “Найди картинку”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с

изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и

воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание

определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его

изображением.

Игра может проводиться в двух вариантах:

а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,

б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

5. “Хлопки”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он

животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя.

Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

6. “Кто летит”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с

другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться

(например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова

употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы,

делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы

становятся короче.

7. “Кто внимательный?”

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены

игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания

очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает

инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”,

“Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и

выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а

произносить их тихо и четко.

8. “Угадай, что делать”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети

поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех

раз.

9. “Угадай, кто идет”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и

медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети

ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как

воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то

прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.

10. “Запомни слова”.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Логопед называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра

может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов

даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного

подкрепления.

11. “Назови звук” (в кругу с мячом).

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше

его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например,

“матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В

игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и

мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам

называет звук, а дети повторяют.

12. “Угадай, кто сказал”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и

дикции детей.

Детей предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из

текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне,

или Михаиле Ивановичу. Дети поднимает соответствующую картинку.

Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей,

принятую в сказке.

13. “Кто придумает конец, тот и будет молодец”.

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и

дикции детей.

а) Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя – … (петушок).

б) Я сегодня утром рано

Умывался из-под…(крана).

в) Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко).

г) Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния…(сверкнула).

14. “Телефон”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и

дикции детей.

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей.

Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с

сюжетом одной из картинок; тот – соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок

произносит предложение громко, подходит к столу и показывает

соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

15. “Найди нужные слова”

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Логопед выставляет все картинки, даёт задания.

– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?

– В каких словах есть звук “Ш”?

– Назовите слова со звуком “Ц”.

– В каких словах есть звук “Ч”?

– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?

– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.

– Назовите слова со звуком “У”.

16. “Делай правильно”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятия на

речевом материале.

Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: “Шик – шик – шик”.

Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда

чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все

звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить

дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят

соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке

произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает

картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.

17. “Пчёлы”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед. Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди (показ

картинки). Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют).

Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с

одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону

комнаты) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз”

(дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь

ребёнка) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок

имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне

комнаты).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка;

игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в

улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз – зззз”

(дети имитируют полёт и произносят звуки).

18. “Назови первый звук слова”

Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие на

речевом материале.

Логопед. У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки,

дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук,

с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове

первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди

вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом

звук изолированно.

19. “Волшебная палочка”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Роль волшебной палочки может сыграть (лазерная указка, карандаш, обернутый

фольгой и т.п.).

Логопед и дети рассматривают предметы в комнате. У логопеда в руке

волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет

его. Вслед за этим название предмета произносят дети, стараясь сделать это как

можно четче. Логопед постоянно обращает внимание детей на то, что они

произносят слова. Необходимо следить, чтобы дети правильно соотносили слова

с предметами.

20. “Игрушка ошибается”

Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха.

Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый

мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его

произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату,

чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому

просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в

произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое

слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т.п. Дети не

соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к

высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.

Использование данных упражнений повышает познавательную активность

детей, мотивацию и интерес с образовательной деятельности. Помимо развития

слуховых внимания и памяти игровые упражнения можно применять для

развития лексико – грамматического строя.



В раздел образования