Автор: Сидельникова Анастасия Викторовна
Должность: преподаватель английского и немецкого языков
Учебное заведение: ЧУ ПО Юридический Полицейский Колледж
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Раздел: среднее образование
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С
СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Современный мир с поразительной скоростью претерпевает изменения
каждый день, он мобилен и непредсказуем. Преподавателю приходится
также меняться вместе с миром для того, чтобы соответствовать этим
изменениям. В последнее время, учителям все чаще и чаще приходится
сталкиваться с таким понятием как СДВГ. Давайте остановимся на этом
термине и рассмотрим его более подробно.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это эмоциональное
расстройство поведения, которое относят так же к психоневрологическому
расстройству. Для детей с СДВГ характерны сложности концентрации
внимания на деталях, им трудно самостоятельно выполнять любого рода
работу, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Такие учащиеся
подвержены неуместной и неконтролируемой двигательной активности, они
очень суетливы, непредсказуемы, неусидчивы, болтливы и импульсивны.
Принято считать, что современное поколение детей особенно подвержено
гиперактивному
расстройству.
Причин
этому
может
быть
огромное
множество.
К
примеру,
нестабильная
политическая
и
экономическая
ситуация в стране, информатизация общества, недоступность медицинской
помощи,
послеродовые
травмы,
падение
качества
образования,
педагогические ошибки родителей и многое другое. Таким образом, вопрос
синдрома дефицита внимания и гиперактивности актуален сегодня как
никогда раннее.
Обучение английскому языку – это достаточно трудоёмкий процесс сам по
себе, так как предполагает освоение иноязычной речи и преодоление
языкового барьера, что само по себе трудно. Эффективность усвоения
английского
зависит
от
многих
факторов,
таких
как
мотивация
обучающегося,
применение
результативных
и
современных
методик,
грамотное взаимодействие преподавателя с учащимся и др.
У детей с СДВГ возникают трудности при обучении английскому языку. Как
любой
новый
навык,
изучение
английского
языка
требует
полной
концентрации внимания и отдачи. Неорганизованность здесь способна
существенно снизить успешность всего процесса. Но не стоит считать, что
преподаватель не в состоянии справиться с такой задачей. Давайте
рассмотрим возможные варианты взаимодействия педагогов с такими
детьми:
1.
Четкое, спокойное, яркое и своевременное формулирование задач в
ходе образовательного процесса.
2.
Частая смена видов деятельности.
3.
Уважительное, внимательное отношение к ребёнку.
4.
Своевременная похвала и поощрение.
5.
Избегание авторитарного стиля в отношении этих детей, только
доброжелательное отношение и чувство юмора.
6.
Реализация познавательной и двигательной активности.
7.
Устранение всех возможных отвлекающих факторов.
8.
Частое применение подвижных игр.
9.
Закрепление и отработка нового материала в активной и продуктивной
деятельности.
10.
Избегание
негативных
оценок
и
реакций
на
прилежность
и
аккуратность выполнения работы детьми.
В качестве примера мы решили предложить следующее нетрадиционное
упражнение по английскому языку на тему “Мой Дом”, направленное на
повторение и закрепление новых лексических единиц.
Преподаватель делит детей на 3 команды. В каждой группе назначается
капитан команды. Педагог загадывает загадку, дети пытаются ее
отгадать. При этом перед каждой загадкой, капитан выбирает и
выдвигает нового представителя своей команды, который должен будет
решить задачу и выписать своё слово на доске. Например:“What has legs but
cannot
walk?” (a
chair). Побеждает та команда, которая наберет
наибольшее количество баллов за игру.
Подобные нетрадиционные задачи и игры позволяют раздробить сложные и
традиционные задания на множество маленьких, что оказывает благотворное
воздействие не только на детей с СДВГ, но и на других обучающихся. Дети
активно вовлекаются в образовательный процесс, для которого характерна
постоянная смена деятельности, красочности. Доброжелательная атмосфера,
наличие интересных задач, таких как песни, движения, рифмовка и прочее не
может не оказывать позитивного воздействия на учащихся.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что
Синдром
дефицита
внимания
–
это
не
болезнь,
но
определенное
расстройство поведения, сложно контролируемое ребенком. Такой учащийся
не виноват в своей особенности, так как она заложена генами. Такие дети
обычно излишне эмоциональны, подвижны, рассеяны. Им сложнее других
контролировать свое поведение и внимание. По этой причине родителям и
преподавателям нужно учитывать такие особенности психики и всеми
возможными силами поддерживать таких учащихся, больше хвалить и
поощрять их, вовлекать в образовательный и воспитательный процесс,
развивать в них творческое начало, сменять как можно чаще виды
деятельности, придумывать игры и задания, связанные так же с двигательной
активностью. Со временем, при доброжелательном отношении ребенок с
СДВГ самостоятельно научится контролировать себя и свою деятельность.