Напоминание

"Организация развивающей предметно- пространственной среды в рамках здоровьесбережения и безопасности образовательного процесса"


Автор: Фирсова Людмила Анатольевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56"
Населённый пункт: город Березники
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация развивающей предметно- пространственной среды в рамках здоровьесбережения и безопасности образовательного процесса"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы

Тема: «Организация развивающей предметно- пространственной среды

в рамках здоровьесбережения и безопасности образовательного процесса»
Подготовила: Фирсова Л.А. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников дошкольного учреждения, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников. Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. В системе дошкольного образования в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий наше учреждение вполне реально осуществляет реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей среды ребенка. Нам крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды всего учреждения. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. Также развивающая предметно- пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую воспитывающую, стимулирующую функции. Педагоги нашего детского сада создают среду для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов и безопасности.
При анализе развивающей предметно-пространственной среды после процедуры реорганизации дошкольного учреждения и создания холдинга мы выявили, что наша среда обеспечивает и гарантирует:  Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формирует и поддерживает положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях; (В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов: пространство групп «разбито» на сектора или центры: «Центр художественного творчества», «Физкультурный центр» «Центр познавательной активности» и пр. Наполняемость и разнообразие игровых материалов центров дает возможность выбора деятельности каждому ребенку, учитывая его потребности и наклонности. Разделительные ширмы и перегородки дают детям возможность подгруппового общения, совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности уединения.)  Максимальную реализацию о б р а з о ват е л ь н о го потенциала пространства групп, учреждения прилегающей территории, приспособленной для реализации программы ФГОС, а также материалов, оборудования, инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; (Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей. Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа. Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей. Используются игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим
требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий. При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности игровой продукции.)  П о с т р о е н и е ва р и ат и в н о го р а з в и ва ю щ е го о б р а з о в а н и я , ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; (В детском саду созданы специальные условия для обучения детей основам безопасности и жизнедеятельности. Методической основополагающей данного аспекта стала парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Б.Б. Стеркина, а также методическое пособие по ОБЖ «Как обеспечить безопасность дошкольников», автор К.Ю. Белая, иллюстративный альбом «Безопасность». Учитывая актуальность и приоритетное направление работы дошкольного учреждения – обеспечение охраны и здоровья детей со среднего возраста в группах оборудованы уголки безопасности, в которых сосредоточены игровые и обучающие материалы: дидактические игры, макеты, иллюстративные материалы, схемы путей эвакуации детей в экстремальных ситуациях, художественная и познавательная литература, атрибуты к сюжетно- ролевым и г р а м и п р . Д л я реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в детском саду функционирует кабинет "Безопасности". На базе кабинета, раз в неделю, проходят тематические «Часы безопасности». На занятиях в данном кабинете дети получают знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улицах города, в быту, а также о правилах здорового образа жизни. Кабинет оснащен всем необходимым дидактическим и методическим материалом для работы с детьми по данному направлению).  Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования, профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов; Центром организационной работы детского сада является методический кабинет. Одно из назначений кабинета - методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. В полном объеме кабинет располагает нормативно - правовой документацией по правилам противопожарной безопасности. Осуществлять целенаправленную и многоплановую работу по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности могут лишь хорошо подготовленные педагоги. Поэтому ежегодно проводятся педагогические советы, консультации «Инновационные формы работы с детьми по ОБЖ», семинары
«Современное ДОУ – безопасное ДОУ», практикумы, тематические выставки и др. Считаем, что цель мероприятий будет не эффективной, если использовать только традиционные формы проведения. Поэтому в практике работы мы используем такие формы, при которых участники, активно вовлечены в процесс и создана атмосфера взаимного уважения. Постоянно познавая новое, педагоги учат этому детей, так деловая игра «Банк педагогических идей» помогла найти в «резервах» памяти интересные формы работы, ранее не используемые воспитателями: оформление коллажей, составление фильмов в картинках, сочинение сказок. Коллектив детского сада- постоянный участник городских конкурсов «Зеленый огонек» и «Искорка» (2016г. – 2 место). Опыт работы педагогов обобщен как на городском, так и на всероссийском уровне). В процессе работы педагогический коллектив столкнулся
с

проблемой

методического

обеспечения
в области обучения детей ОБЖ. В результате чего были разработаны: алгоритмы «Часов безопасности», сценарии непосредственной образовательной деятельности, «Методические кейсы» по проблеме, картотеки и каталоги, основой которых явились рекомендации к программе «Безопасность».)  Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитание, охране и укрепления их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи; (Круг проблем, связанных с безопасностью образовательного процесса, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому так важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Ежегодно в дошкольном учреждении проводятся мероприятия с родителями воспитанников: конференции «Здоровый ребенок – это здорово!», конкурсы плакатов «Мы – за здоровый образ жизни», круглые столы «Позаботимся о здоровье и безопасности детей вместе»; в рамках функционирующего диагностико-консультативного пункта проводится индивидуальное консультирование по вопросам безопасности и оздоровления. Спектр дополнительных образовательных услуг, по данному направлению определяется дополнительными услугами: «Ребенок и безопасность», «Здоровейка в гостях у детей», «Юнатик» (МАУ ДО «СЮН»).  Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей) Сотрудничество с МАУ ДО «Станция юных натуралистов», расширенный спектр платных услуг позволяют нам охватить детей «группы риска» и СОП дополнительными услугами. На базе ДОУ работает творческая группа для педагогов города «Создание образовательной среды дошкольного
образовательного учреждения как условие развития детской одаренности», 2015г.)  Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в учреждении для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Педагоги нашего учреждения обучились на курсах повышения квалификации в объеме 72 ч по работе с детьми с ОВЗ – 70% педагогов. Учреждение реализует мероприятия в соответствии с «дорожной картой» (приобретены тактильные таблички в корпуса, поэтажные таблички с текстом Брайля, переносной пандус, крайние ступени лестниц окрашены в контрастный цвет и т.д.). Планируется в дальнейшем реализовать мероприятия на 2017-2018г.г. в соответствии с «дорожной картой» Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:  Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.  Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.  Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.  Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей. На сегодняшний день мы видим проблемы: - работы по реализации плановых мероприятий в соответствии с «Дорожной картой» учреждения - несоответствие развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. - необеспеченность игровых центров современным, инновационным оборудованием (конструкторы «ЛЕГО», игровые модули, дидактические материалы). Данные проблемы не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период, которые лягут в программу развития учреждения и перспективы здоровьесбережения и безопасности образовательного процесса ДОУ.


В раздел образования