Автор: Соколова Мария Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Радуга" г.Сочи Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Берегите Черное море Раздел: дополнительное образование
Подготовка к занятию
Наблюдение за морем во время экскурсий, определение его состояния,
изменение цвета. Рассматривание морских камней, почему они гладкие, но
разного цвета, рассматривание ракушек, водорослей.
Наблюдение за дельфинами. Чтение рассказов об обитателях морей и о их
гибели по вине человека.
Программные задачи:
Дать детям представление о Черном море, о его особенностях, обитателях.
Познакомить с неблагоприятными для природы последствиями деятельности
человека ( от нефти,мусора портится вода, гибнут морские животные).
Материал:
Глобус, карта с обозначенными морями, репродукции с морскими пейзажами,
картинки с изображением морских обитателей.
Для опытов ( пробирки ,растительное масло, перья птиц).
Ход:
Педагог загадывает загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит ,вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны
Что это?
( Глобус ).
Педагог: Что такое глобус?
Дети : Глобус – это модель нашей планеты» Земля»
Педагог: Давайте вспомним, что обозначено голубым цветом на глобусе?
Дети: Вода.
Педагог: Что входит в понятие вода?
Дети: Океаны, реки, моря, озера.
Педагог: На нашей планете» Земля», воды больше, чем суши. Сегодня мы
поговорим о море. Море- это часть океана. Вода в морях очень соленная,
моря покрывают 1/3 земной поверхности и их очень много.
А какие вы знаете моря?
Дети перечисляют.
Педагог: Как называется море, на берегу которого мы живем?
Дети: Черное море.
Педагог: Да, мы живем на берегу прекрасного Черного моря, которое никогда
не замерзает, т. к. очень теплое. Эти особенности связывает с географическим
его местоположением.
А вы знаете , почему наше море называется Черным?
Ответы детей.
Педагог: Очень давно на этом море разворачивались ожесточенные морские
сражения. Пираты грабили и топили корабли. Поэтому оно называется
Черным, т. е. страшным, опасным, негостеприимным.
А, кто обратил внимание на то, каким бывает море?
Дети: спокойным, голубым, грязным, бушующим и т. д.
Педагог: Да, ребята, оно бывает разным. В солнечный день, оно бывает
спокойное, искристое, сине- зеленное. И мы говорим , что на море штиль.
Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю бегут белые барашки – волны.
В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные
серые волны бьются о берег.
Как называется такое состояние моря?
Дети: Шторм.
Педагог: Как вы думаете , купаться в шторм можно?
Дети: Нет нельзя.
Педагог: Конечно, в такую погоду, купаться нельзя. Но особенно опасным
море бывает вовремя шторма, сильного ветра с дождем, тогда тонут даже
большие судна.
Послушайте стихотворение Н. Соловьевой
« Словно расшалившийся щенок, море у моих играет ног
Кувыркаясь, в пенистой волне, как хозяйке руки лижет мне.
Но другим бывает море в шторм, словно шерсть, поднимет гребни волн
И с рычаньем грозным не одну, посылает на берег волну.
Наконец, устав меня пугать, море станет ласковым опять
И погреться рядышком со мной , на песок приляжет золотой…»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие рыбы, животные обитают в
Черном море?
(предложить картинки), дети называют обитателей, расселяют их на моделе
моря и рассказывают о них:
На поверхности воды плавают прозрачные прозрачные медузы, но перед
штормом они уходят далеко в море. Еще дельфины подплывают довольно
близко к берегу. Крабы живут в расщелинах скал и под камнями. А а глубоко
в море обитают скаты, черноморские акулы-катраны, морские коньки,
ставрида, барабуля.
На самом дне живут камбала и морские звезды. В густых зарослях
водорослей- креветки и ракушки-рапаны. Педагог обращает внимание на
интересные названия некоторых рыб «Морской конек», «морской еж»,
«морской бычок», «»морская корова», «морской волк» и др.
Физкультминутка: «Море волнуется ….»
Педагог: дети, а в каких условиях, в настоящее время живут морские
обитатели, и что им грозит в их» водном доме»?
Посмотрите на картинки, что на них изображено?
Ответы детей.
Педагог: Верно, два моря: светлое, чистое и серое, мрачное, грязное.
Вы знаете, кто кто загрязняет море, почему это происходит?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, загрязнение воды происходит потому, что некоторые
люди ведут себя безграмотно, а значит жестоко по отношению к морю и ко
всем его обитателям.
Иногда они уничтожают занесенных в Красную книгу рыб и морских
животных. Фабрики и заводы сливают вредные отходы производства в реки, а
реки несут их в море. В природе все взаимосвязано: если мы загрязним море,
всем его обитателям будет плохо и нам тоже. Сейчас люди начали это
понимать и стараются сделать все возможное, чтобы уберечь природу от
гибели.
Создано много организаций, которые встают в защиту водных пространств и
их обитателей. Занесены в Красную книгу исчезающие виды рыб. Некоторые
виды рыб разводят в искусственных водоемах, а потом выпускают в море.
Ученые берут пробы воды в разных местах, делают ее анализ.
Давайте сейчас с вами посмотрим, что же происходит с морем, в воду
которого, попадают жирные отходы, например : нефть. (Опыт с маслом).
Объяснение педагога, о том, что происходит с птицами, животными, при
таком загрязнении. (Опыт с перьями).
Наше Черное море надо беречь и охранять, на его берегах и пляжах не
следует оставлять мусор, фантики, пакеты, бутылки, стекла и т. д. Вода все
это смывает в море, оно становится грязным, в нем неприятно купаться и
плохо жить морским животным. А что мы можете сделать, чтобы море, у
берегов которого мы живем не страдало?
( Ответы детей).
Педагог: Давайте нарисуем запрещающие знаки, обозначающие засорение
моря.
( Дети рисуют знаки). В заключении дети делятся впечатлениями.
Рассказывают, что особенно понравилось на занятии, какое море вызывает
страх, а какое радость. Предложить сделать выставку плакатов,
напоминающие жителям нашего поселка Лазаревское о беде Черного моря.