Автор: Галицкий Геннадий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого"
Населённый пункт: с. Красный Рог
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии- основа построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: полное образование
Здоровьесберегающие
технологии-
основа построения
образовательного процесса в
условиях реализации
ФГОС ООО
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель
благополучия общества и государства. В рамках реализации образовательной
программы школы, одного из ее направлений “Программы здоровья”, мы
сегодня обращаемся к этому вопросу на педсовете.
В уставе Всемирной организации здоровье определяется как « Состояние
полного физического, духовного и социального благополучия», а не только
отсутствие болезней и физических дефектов. В современном обществе оно
становится еще и условием выживания. Одно из современных определений
здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к
жизни.
По данным Минздрава практически здоровыми можно признать не более
10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в
7 и 10 классах. Отмечается что, в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в
10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Приведенные данные
свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.
Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?
1.Интенсификация обучения:
– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не
соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.
– До 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс,
который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей
– Существенное увеличение учебной нагрузки и приготовлением домашнего
задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов
в сутки, в следствии чего наблюдается большая утомляемость, особенно к
концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости
организма болезням.
2) Ухудшение питания
3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада
семей лишаются одного из родителей)
4) Факторы экологического риска
Как видите, проблема очень актуальная.
Здоровье детей- это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И
решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих
технологий.
Под здоровьесберегабщими образовательными технологиями в
широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование
которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения-
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и
навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим
педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная
особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как
обязательное условие образовательного процесса. Это определяет
последовательное формирование в школе, здоровьесберегающего
пространства, в котором все педагоги, учащиеся и их родители согласованно
решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя
солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается
не только защита здоровья учащихся и педагогов, но формирование и
укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у учителей культуры
здоровья.
Каковы основные принципы здоровьесберегающей педагогики?
-Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и
для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся
профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики
и дидактики. Принцип не навреди.
-Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и
педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов,
программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен,
организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции
влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.
-Принцип триединого представления о здоровье обуславливает
необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с
определением Всемирной организации здравоохранения, как единству
физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это
– физическое здоровье (органы, функции)
– нравственное (интересы, помыслы, увлечения)
– психическое (адекватное отношение к ситуации)
Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом
определяется условием жизни.
-Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость
проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.
-Принцип суъект-субьектного взаимоотношения с учащимися. Одно из
условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся.
Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта
образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций
грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное
содействие ему в этом стремлении.
-Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет
об уровне и содержании программ, технологии, решаемых задачах, формах и
методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как
преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком
сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию.
Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск
перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого
материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование
дистресса, постоянного ощущения неуспеха.
-Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и
развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике
здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания
культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.
-Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными
(запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать
внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует
личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не
способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам
психологических исследований именно такие педагогические воздействия
преобладают в школе.
-Приоритет активных методов обучения влияет на процесс
здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у
школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации
резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим
дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в
условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.
Всем нам необходимо представлять в целом круг актуальных проблем школы
и подходы к их решению. Рассмотрим проблемное поле, связанное с охраной
здоровья учащихся с нескольких уровней: уровень учителя, уровень
администрации гимназии, уровень родителей
Педагоги делятся на группы и предлагают пути решения следующих проблем
по каждому уровню:
– Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию
переутомления
– Проблема организации физической активности учащихся, профилактика
гиподинамии
– Проблема питания школьников
– Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся
(предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся
вредных привычек).
– Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности
педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
– Проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по
вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Достаточно много доступных и реальных путей предложено для решения
проблем охраны и укрепления здоровья детей. Я думаю, что решать эти
проблемы мы будем вместе.
Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий –
такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при
которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся
происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Обозначим основные факторы, влияющие на формирование здоровья
школьников.
1.Внешние факторы:
1. Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн)
2. Мебель ( размеры, размещение)
3.Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает
наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности,
с другой стороны увеличивают объем информации, возросший объем
информации увеличивает напряжение, темп работы, высокая плотность
подачи материала затрудняет процесс восприятия. Длительность применения
аудиовизуальных средств начальная школа не более 15-20 минут, средняя 20-
25 минут, старшая не более 30 минут)
4. Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды)
2.Факторы, связанные с образовательным процессом
1. Объем учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и
индивидуальным возможностям школьников)
2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков
должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам,
удобно для детей. ( Так как в силу объективных обстоятельств на 100%
невозможно выполнить все нормы, учителю необходимо учитывать
физиологические особенности обучающихся, для получения качественных
результатов обучения.
3.Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: В
понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и
четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов – дни
оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень
работоспособности в пятницу и субботу.
4.Дневная динамика работоспособности: У школьников младших классов на
первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит
врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого
состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С
четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение
работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается
на последних уроках. В старших классах на пятом уроке, благодаря
включению компенсаторных механизмов, возможно повышение
работоспособности, а к шестому уроку резко падает.
3. Организационно-педагогические условия проведения урока.
Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?
1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время
ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)
2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7
(письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)
3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой
ступени 5 минут
4) Число видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный,
аудиовизуальный)
5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2
6) Чередование позы ученика
Оптимальное распределение нагрузки во время урока:
Часть урока
Время Нагрузка
Деятельность
1 этап
Врабатывание
5
минут
Относительно невелика
Репродуктивная,
переходящая в
продуктивную.
Повторение
2 этап
Максимальная
работоспособность
20-25
минут
Максимальная Снижение
работоспособности с
15(20) минуты
Продуктивная,
творческая. Изучение
нового материала
3 этап
Конечный порыв
10-15
минут
Небольшое повышении
работоспособности
Репродуктивная
Отработка узловых
моментов пройденного
Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5
минут любого урока идет привыкание к учителю предмету. Оптимальная
устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе,
20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на
несколько минут наступает переутомление, если не изменить
педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором
работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к
происходящему в классе.
4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации
5. Психологический климат (Должен преобладать положительный
эмоциональный климат, в начальной школе всегда положительный
эмоциональный настрой, в 11-14 лет любой отрицательный должен
сменяться на положительный)
6.Стиль педагогического общения (должен быть демократичный,
гуманный)
Степень реализации учителем индивидуального подхода к
обучающимся (принцип воспринимай человека таким, какой он есть,
переводя его в лучшее качественное состояние,)
7.Психологическое развитие образовательной среды на основе
применения психолого-педагогических техник и психологий
:
использование приемов мотивации (внешней – похвала, оценка; внутренней
– стремление больше узнать, поделиться знаниями); использование активных
методов обучения
8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер
.
Работа в группах: разработать модель урока на основе здоровьесберегающих
образовательных технологий. Оформить схематично и представить ее
экспертам. (эксперты выбираются из числа педагогов). Предлагаются
разработать модели уроков понедельник 1 урок, вторник 6 урок, четверг 2
урок, пятница 4 урок, суббота 3 урок)