Напоминание

Здоровьесберегающие технологии- основа построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО


Автор: Галицкий Геннадий Николаевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого"
Населённый пункт: с. Красный Рог
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии- основа построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Раздел: полное образование





Назад




Здоровьесберегающие

технологии-

основа построения

образовательного процесса в

условиях реализации

ФГОС ООО

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель

благополучия общества и государства. В рамках реализации образовательной

программы школы, одного из ее направлений “Программы здоровья”, мы

сегодня обращаемся к этому вопросу на педсовете.

В уставе Всемирной организации здоровье определяется как « Состояние

полного физического, духовного и социального благополучия», а не только

отсутствие болезней и физических дефектов. В современном обществе оно

становится еще и условием выживания. Одно из современных определений

здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к

жизни.

По данным Минздрава практически здоровыми можно признать не более

10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в

7 и 10 классах. Отмечается что, в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в

10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Приведенные данные

свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.

Каковы же основные причины ухудшения здоровья детей?

1.Интенсификация обучения:

– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не

соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников.

– До 80 % учащихся постоянно или частично испытывают учебный стресс,

который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей

– Существенное увеличение учебной нагрузки и приготовлением домашнего

задания достигает в основной школе до 10-12 часов, в старшей до 13-15 часов

в сутки, в следствии чего наблюдается большая утомляемость, особенно к

концу недели, нервно-психические нарушения, снижение сопротивляемости

организма болезням.

2) Ухудшение питания

3) Факторы социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из-за распада

семей лишаются одного из родителей)

4) Факторы экологического риска

Как видите, проблема очень актуальная.

Здоровье детей- это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И

решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих

технологий.

Под здоровьесберегабщими образовательными технологиями в

широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование

которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения-

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период

обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим

педагогическим системам и подходам. Ее главная отличительная

особенность – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как

обязательное условие образовательного процесса. Это определяет

последовательное формирование в школе, здоровьесберегающего

пространства, в котором все педагоги, учащиеся и их родители согласованно

решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, принимают на себя

солидарную ответственность за результаты. Благодаря этому обеспечивается

не только защита здоровья учащихся и педагогов, но формирование и

укрепление здоровья школьников, воспитание у них и у учителей культуры

здоровья.

Каковы основные принципы здоровьесберегающей педагогики?

-Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и

для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятся

профессиональная этика любой человеческой профессии, основы педагогики

и дидактики. Принцип не навреди.

-Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и

педагогов предполагает, что все происходящее в ОУ – от разработки планов,

программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен,

организацию внеурочной деятельности – должно оцениваться с позиции

влияния на психофизическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

-Принцип триединого представления о здоровье обуславливает

необходимость подходить к категории здоровья в соответствии с

определением Всемирной организации здравоохранения, как единству

физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

По мнению Всемирной организации здравоохранения здоровье это

– физическое здоровье (органы, функции)

– нравственное (интересы, помыслы, увлечения)

– психическое (адекватное отношение к ситуации)

Состояние здоровья это – интегральная характеристика, которая во многом

определяется условием жизни.

-Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость

проведения здоровьесберегающей работы ежедневно и на каждом уроке.

-Принцип суъект-субьектного взаимоотношения с учащимися. Одно из

условий реализации этого принципа – индивидуальный подход к учащимся.

Важна заинтересованность и ответственность учащегося, как субъекта

образовательного процесса, его задача состоит в обретении компетенций

грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя максимальное

содействие ему в этом стремлении.

-Принцип соответствия содержание и организации обучения. Речь идет

об уровне и содержании программ, технологии, решаемых задачах, формах и

методах преподавания. Традиционна для педагогики проблема: что и как

преподавать, чтобы с одной стороны, учебный материал не был слишком

сложен для учащихся, а с другой стороны – способствовал бы их развитию.

Основное внимание в аспекте охраны здоровья необходимо обратить на риск

перегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого

материала и слишком высокий темп учебной работы, на формирование

дистресса, постоянного ощущения неуспеха.

-Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и

развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике

здоровьесберегающей педагогики: а) обучение здоровью, б) воспитания

культуры здоровья, в) формирования здоровья, г) укрепления здоровья.

-Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными

(запретами, порицаниями). Привычка учителя, родителя фиксировать

внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках, формирует

личность с заниженной самооценкой, комплексом неполноценности, не

способную ставить цели и добиваться их достижения. По результатам

психологических исследований именно такие педагогические воздействия

преобладают в школе.

-Приоритет активных методов обучения влияет на процесс

здоровьесбережения тем, что достигается снижения риска появления у

школьников переутомления в результате беспощадной эксплуатации

резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией и хроническим

дистрессом. Кроме того, более гармоничное развитие личности происходит в

условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.

Всем нам необходимо представлять в целом круг актуальных проблем школы

и подходы к их решению. Рассмотрим проблемное поле, связанное с охраной

здоровья учащихся с нескольких уровней: уровень учителя, уровень

администрации гимназии, уровень родителей

Педагоги делятся на группы и предлагают пути решения следующих проблем

по каждому уровню:

– Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию

переутомления

– Проблема организации физической активности учащихся, профилактика

гиподинамии

– Проблема питания школьников

– Проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся

(предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся

вредных привычек).

– Проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности

педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

– Проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по

вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Достаточно много доступных и реальных путей предложено для решения

проблем охраны и укрепления здоровья детей. Я думаю, что решать эти

проблемы мы будем вместе.

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий –

такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при

которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся

происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Обозначим основные факторы, влияющие на формирование здоровья

школьников.

1.Внешние факторы:

1. Гигиенические (шум, освещенность, размер помещений, дизайн)

2. Мебель ( размеры, размещение)

3.Технические средства (использование ТСО с одной стороны повышает

наглядность обучения и создает условия для сохранения работоспособности,

с другой стороны увеличивают объем информации, возросший объем

информации увеличивает напряжение, темп работы, высокая плотность

подачи материала затрудняет процесс восприятия. Длительность применения

аудиовизуальных средств начальная школа не более 15-20 минут, средняя 20-

25 минут, старшая не более 30 минут)

4. Пищеблок (ассортимент, качество пищи, качество питьевой воды)

2.Факторы, связанные с образовательным процессом

1. Объем учебной нагрузки (должен соответствовать возрастным и

индивидуальным возможностям школьников)

2. Расписание уроков, распределение нагрузки по дням. Расписание уроков

должно быть максимально приближено к санитарно-гигиеническим нормам,

удобно для детей. ( Так как в силу объективных обстоятельств на 100%

невозможно выполнить все нормы, учителю необходимо учитывать

физиологические особенности обучающихся, для получения качественных

результатов обучения.

3.Недельная динамика работоспособности выглядит следующим образом: В

понедельник происходит врабатывание в учебный процесс. Вторник и

четверг для 1-5 классов, а среда и четверг для 8-11 классов – дни

оптимальной работоспособности. Наиболее низкий уровень

работоспособности в пятницу и субботу.

4.Дневная динамика работоспособности: У школьников младших классов на

первом уроке работоспособность довольно низкая. Так как происходит

врабатывание в учебный процесс. Период относительного устойчивого

состояния работоспособности наблюдается у учащихся на 2 и 3 уроках. С

четвертого урока у большинства учащихся наблюдается снижение

работоспособности. Самый низкий уровень работоспособности наблюдается

на последних уроках. В старших классах на пятом уроке, благодаря

включению компенсаторных механизмов, возможно повышение

работоспособности, а к шестому уроку резко падает.

3. Организационно-педагогические условия проведения урока.

Как рационально организовать урок с учетом работоспособности учащихся?

1) Рациональность урока должна быть не менее 60% не более 80% (это время

ученик занят учебной деятельностью, минимум 27 минут)

2) Количество видов учебной деятельности на уроке должно быть от 4 до 7

(письмо, чтение, слушание, рассказ, ответ на вопрос, решение примеров)

3) Продолжительность видов деятельности не более 10 минут, а в первой

ступени 5 минут

4) Число видов преподавания не менее 3 (Словесный, наглядный,

аудиовизуальный)

5) Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2

6) Чередование позы ученика

Оптимальное распределение нагрузки во время урока:

Часть урока

Время Нагрузка

Деятельность

1 этап

Врабатывание

5

минут

Относительно невелика

Репродуктивная,

переходящая в

продуктивную.

Повторение

2 этап

Максимальная

работоспособность

20-25

минут

Максимальная Снижение

работоспособности с

15(20) минуты

Продуктивная,

творческая. Изучение

нового материала

3 этап

Конечный порыв

10-15

минут

Небольшое повышении

работоспособности

Репродуктивная

Отработка узловых

моментов пройденного

Для поддержания работоспособности необходимо учитывать, что первые 5

минут любого урока идет привыкание к учителю предмету. Оптимальная

устойчивая работоспособность длится около 10-15 минут в начальной школе,

20-25 минут в среднем звене, 25-30 минут в старшем звене. После этого на

несколько минут наступает переутомление, если не изменить

педагогическую тактику наступит состояние утомления, при котором

работоспособность заметно падает, и еще больше снижается интерес к

происходящему в классе.

4. Обеспечение интереса к предмету. Развитие учебной мотивации

5. Психологический климат (Должен преобладать положительный

эмоциональный климат, в начальной школе всегда положительный

эмоциональный настрой, в 11-14 лет любой отрицательный должен

сменяться на положительный)

6.Стиль педагогического общения (должен быть демократичный,

гуманный)

Степень реализации учителем индивидуального подхода к

обучающимся (принцип воспринимай человека таким, какой он есть,

переводя его в лучшее качественное состояние,)

7.Психологическое развитие образовательной среды на основе

применения психолого-педагогических техник и психологий

:

использование приемов мотивации (внешней – похвала, оценка; внутренней

– стремление больше узнать, поделиться знаниями); использование активных

методов обучения

8. Личностная и психологическая особенность учителя, его характер

.

Работа в группах: разработать модель урока на основе здоровьесберегающих

образовательных технологий. Оформить схематично и представить ее

экспертам. (эксперты выбираются из числа педагогов). Предлагаются

разработать модели уроков понедельник 1 урок, вторник 6 урок, четверг 2

урок, пятница 4 урок, суббота 3 урок)



В раздел образования