Автор: Мельникова Елена Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-"Детский сад №217"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Подвижная игра как средство гармоничного развития личности дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Подвижная игра
как средство гармоничного развития личности дошкольника»
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия
на ребенка при его активной помощи. Современные дети мало двигаются,
меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к
телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более
обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность
активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким
играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство
физического
воспитания.
В подвижные
игры
включаются
основные
движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые
специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц.
Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной
дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ,
функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более
активному дыханию, усилению кровообращения). В играх закрепляются
навыки движений, которые становятся более точными, координированными;
дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях,
ориентироваться в обстановке.
Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети
приобретают
конкретные
взаимоотношения
между
играющими.
Они
определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и
взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий,
остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более
крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его
самостоятельность.
Подвижные игры - одно из самых любимых и полезных занятий детей.
Это
не
удивительно,
ведь
в
играх
воспитывается
коллективизм,
проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость и
сообразительность.
Справедливо народная мудрость утверждает, что «Человек познается в
беде, а ребенок в игре». Как мы уже отмечали выше, в процессе игровой
деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Потому
что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются
психические и физические умения.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.
Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом;
игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями,
заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют,
предложены
только
двигательные
задания,
регулируемые
правилами,
которые
определяют
последовательность,
быстроту
и
ловкость
их
выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом,
определяющим характер движений и их последовательность.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и
поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной
потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени
детей
играми
содействует
всестороннему
их
развитию.
В
игровой
деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с
одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются
физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны -
получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности,
углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге
способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она
направлена
на
всестороннюю
физическую
подготовленность
(через
непосредственное овладение основами движения и сложных действий в
изменяющихся условиях коллективной
деятельности), совершенствование
функций организма, черт характера играющих.