Автор: Андреева Нина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-"Детский сад №217"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Роль подвижных игр на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Роль подвижных игр на музыкальных занятиях
Подвижные музыкальные игры для детей различных возрастов имеют
огромное значение в их становлении как личности, а также играют важную
роль в полноценном развитии ребёнка. В условиях музыкального занятия
подвижные
игры носят
развивающий
характер
и
ориентированы
на
овладение
детьми
двигательными
и
интеллектуальными
умениями,
сенсорными
способностями,
развитие
навыков
сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Ценным в подвижных играх на музыкальном занятии является то, что в
основу взят синтез музыки и движений.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми,
между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для
дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое
внимание детей на выполнение условий и правил игры.
В музыкально-подвижной игре ребенок выполняет различные задания:
все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения
характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у
ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки,
ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям
требование проявлять волевые усилия сосредотачиваясь на многообразии
выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание
музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на
звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков,
активизацию чувств, воображения, мышления.
Таким образом, музыкально-подвижная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
• Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства
голоса
(высоту,
темп,
динамику,
ритм,
координации
движений
и
нормализация их темпа и ритма;
• Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,
движения.
2. Оздоровительные:
•
Укрепление
сердечно-
сосудистой,
двигательной
систем,
костно-
мышечного аппарата;
• Развитие моторики;
• Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и
физическое напряжение);
• Развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
• Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• Формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
• Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• Эстетическое отношение к окружающему;
• Развитие чувств, эмоций.
5. Развивающие:
• Познавательную активность;
• Устойчивый интерес к действию;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Внимание, память, мышление;
• Ориентировку в пространстве.
По форме проведения музыкально-подвижные игры можно разделить
на:
- Статические игры. (Например: игра «Колпачок»)
Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять
равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без особых
физических усилий.
- Игры с речью. (Например: игра «Ловишки»)
Развивают
вокально-слуховую
и
двигательно-слуховую
координацию,
нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
- Игры-шутки. (Например: игра «Маланья»)
Активизируют слуховое восприятие, формируют фонематический слух, и все
стороны музыкально-слуховых представлений.
- Игры-песни. (Например: игра «Баба-Яга»)
Развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют
развитию звукообразования, дикции, дыхания.
- Игры-забавы. (Например: игра «Смотри и повтори»)
Побуждают
детей
к
творческой
активности,
инициативе,
развивают
зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и
зрительного нерва, формируют творческие способности.
- Игры-загадки. (Например: игра «Кто пришел к нам в гости?»)
Развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к
осознанным умственным и практическим действиям.
- Ритмические игры. (Например: игра «Ловишки»)
Направлены
на
усвоение
музыкальной
речи,
интонационную
выразительность
звука,
слога,
фразы,
предложения,
части
и
всего
законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных
упражнений под музыку.
Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь
тогда, когда они исполнят свое главное назначение – доставят детям
удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием.
Музыку для подвижных игр необходимо подбирать радостного
характера, бодрую, умеренно быструю. В играх с чередованием деятельности
детей, следует чередовать контрастного характера музыку.
Использовать громкие внезапные звуки в младшем возрасте не
рекомендуется.
Общие правила использования подвижных игр в ДОУ
1. Вовлечение детей яркими атрибутами, считалками, стихами
2.Дозирование физической нагрузки и двигательной активности
3. Доступность по возрасту и интеллектуальному развитию ( от простого
к сложному)
4. Систематичность и регулярность использования
5. Рефлексия и подведение итогов
Картотека игр, которые можно применять не только на музыкальных
занятиях, но и на прогулке, в группе, на физкультуре
Младший возраст
1. «Кот и мыши»
Воспитатель выполняет роль кота (это может быть кукла или маска).
Дети мыши. Их домики – это стулья.
Под легкую быструю музыку дети – мыши бегают по залу. Смена
музыки – выходит кот. Дети прячутся в домики.
Аналогичные игры:
«Лиса и цыплята»
«Волк и зайцы»
«Автомобиль и воробьи»
2. «Домик для зверей»
По углам зала лежат обручи, это домики. В роли животных дети по
группам находятся внутри этих обручей. 1 группа – медведи, 2 группа –
птицы, 3 группа – зайцы, 4 группа – лошадки. Слыша свою музыку, дети
выходят в центр зала, имитируя движения своего персонажа. Смена музыки –
дождь. Дети забегают в свой дом.
Цель игры, чтобы дети внимательно следили за музыкой.
Средний возраст
1. «Музыкальный цветок»
Дети стоят в кругу, передавая под музыку друг другу цветок. Когда
музыка остановится, тот, у кого цветок оказался, выходит на середину и
танцует.
Аналогичные игры:
«Танцующая шляпа»
«Платочек»
2. «Сороконожка»
Дети становятся паровозиком друг за другом. Начинают движение
вперед под песенку:
«Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами, так, что пол дрожит.
Сороконожка никогда не устает,
Кто был хвостиком, пусть идет вперед.»
Последний ребенок становится вперед. Продолжается движение.
3. «Барашки»
Дети расположены по залу в свободном порядке.
«В роще бегают барашки» - бегут
«У барашков есть кудряшки» - курят руками перед собой «моторчик»
«Покружились, покружились» - два оборота вокруг себя
«И по парам подружились» - быстро найти себе пару.
Старший возраст
1. «Космонавты»
Рекомендуется играть в эту игру по подгруппам.
На полу лежат обручи, меньшим количеством чем детей.
Дети , стоя в свободном порядке, читают закличку:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет,
Опоздавшим места нет!»
Дети бегают, по залу, по сигналу каждый должен найти себе «ракету».
Опоздавшие садятся на стулья.
2. «Ворона»
Выбирается один ребенок водящий – «ворона», на него надевается
корона. У вороны есть домик – обруч.
Ворона ходит по залу, имитируя движения крыльев и «дразня» детей.
Дети читают или поют:
«Машет крыльями ворона – кар. Кар. Кар.
И несет свою корону на базар.
Не дадим тебе корону продавать.
Будем черную ворону догонять!»
Под быструю музыку ворона должна спрятаться в домик, а цель детей,
догнать ее до этого и снять корону. У кого это получилось, тот становится
вороной.
3. «Дружный хоровод»
Дети стоят в хороводе, взявшись за руки.
Идут по кругу и Поют песню:
«Дети дружно встали в круг,
За руки возьмитесь.
Каждый в круге лучший друг,
Все вы улыбнитесь.
Если музыка звучит, хоровод кружится.
А как только замолчит,
Всем остановиться!»
Дети останавливаются и проговаривают:
«Раз, два, три! В пару друга ты бери!»
Кто быстрее найдет себе пару и встанет в «лодочку».
Эту игру можно усложнить, сделав два круга – внешний и внутренний.
Подготовительная группа
1. «Кто спрятал клад»
Интерпретация игры «Колечко, выйди на крылечко»
Дети делятся на две команды. Одна команда прячет клад, вторая
отгадывает. У кого он спрятан.
«По дорожке мы пойдем.
Клад волшебный мы найдем.
Кто же, кто же спрятал клад?
Спросим у своих ребят»
«Мы не скажем. Не просите,
Сами вы его найдите!
Имя на …. Начинается,
На ….. кончается»
Дети должны угадать имя, у кого спрятан клад.
2. «Воротца»
Игру можно приурочить к весенним духовным праздникам.
Выбираются два водящих, которые держат сцепленные руки вверху,
образуя ворота.
Дети ручейком проходят сквозь эти ворота, пропевая песню:
« Как у наших у ворот
Верба старая растет.
Верба ветки заплела
И воротца создала.
Сквозь ворота кто пройдет.
Кто в ловушку попадет.
Будет с вербой танцевать.
Начинаем мы играть!»
Водящие опускают руки, поймав одного из детей. Они втроем берутся за
руки и танцуют. Все остальные хлопают. Игра повторяется 3-4 раза.
Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь
тогда, когда они исполнят свое главное назначение – доставят детям
удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием.
Играйте с детьми, это позволит им раскрепоститься, поднимет им
настроение, займет их досуг. И, несомненно, им будет, что рассказать дома
родителям!