Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности


Автор: Землякова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лесногородская СОШ дошкольное отделение Детский сад №27
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: Конспект выступления на методическом часу
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №27 комбинированного вида

Выступление на тематическом педагогическом совете.

Тема: Как защитить детей в современном мире.

(Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности).

Подготовила: Землякова Т.Ю.

Одинцово, 2021

Цель: Поделиться опытом формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей

младшего дошкольного возраста в группе 3-4 года.

Актуальность темы:

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой

актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и

взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Актуальность данной темы — обусловлена объективной

необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения

ими опыта безопасного поведения в быту, в природе и на улице.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая

личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных

обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила

поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их

здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить

за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила,

педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво,

соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки

безопасности.

Основной целью нашей работы по формированию ОБЖ является:

- обучение детей правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при

общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-

режущими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Исходя из этого вытекают следующие задачи:

-

Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в

разнообразных опасных ситуациях.

- Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного

поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

- Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту,

на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

- Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.

- Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве

пешехода и пассажира транспортного средства.

Все занятия и виды деятельности поделены на разделы:

- безопасность дома

- безопасность на улице (незнакомцы и чужие животные)

- безопасность на природе

- безопасность на дороге и в транспорте.

Работу по формированию безопасности жизнедеятельности начали с первой младшей

группы. Преимущественно это были бытовые беседы по формированию

здоровьесбережения у детей – мытье рук перед едой и после прогулки, выбор одежды по

сезону. Рассматривание иллюстраций на тему ПДД и ОБЖ. Сюжетно-ролевые и

подвижные игры «Автобус», «Автомобили» и т.д.

Во второй младшей группе работа по формированию основ безопасности

жизнедеятельности находит воплощение в видах детской деятельности: игра, рисование,

аппликация, рассматривание картинок, викторины, просмотр специальных мультфильмов.

Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с

детьми. Работа должна быть систематической. Очень важно, что детям недостаточно

только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе мы старались заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их

знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить

уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения.

Одновременно проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности

проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения

специально организованных занятий по ОБЖ.

На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала

возможные их проявления в различных жизненных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное

применение практических действий в различных ситуациях.

Так в разделе «Безопасность дома» знакомила детей с предметами домашнего быта,

которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя

тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение

художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.

В группе создан «Уголок безопасности», оснащенный различными наглядными

пособиями для детей. Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей

сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически

запрещается. Проводили беседы: «Наши помощники-электроприборы!», «Острые,

колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!».

Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры

видеофильмов «Уроки осторожной тетушки Совы» и «Аркадий Паровозов спешит на

помощь».

Раскрывая направление «Безопасность на улице» старалась дать детям понятие о

незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с

незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Безопасность на природе», на

занятии «Путешествие в лес – помощники Винни Пуха», мы отправились в путешествие, в

котором учились ответственному и бережливому отношению к природе. В ходе этих

занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых

растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, об опасных лесных

животных и насекомых.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как

знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения,

усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение

- потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с

детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность

и осторожность.

Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Наблюдение за детьми показало,

что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как

творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и

общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в

рисунках и поделках детей детей.

Также работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляем в

тесном контакте с родителями воспитанников. Через индивидуальные беседы,

консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь

убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка

выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему

следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут

вызвать у них растерянность.

В ходе работы, которая ведется, но еще не закончена и будет продолжаться на

протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ до выпуска из дошкольного

учреждения, достигается главная цель - первоначальные знания у детей сформированы,

имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте,

развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных

ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным

для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!



В раздел образования