Автор: Землякова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Лесногородская СОШ дошкольное отделение Детский сад №27
Населённый пункт: г. Одинцово, Московская область
Наименование материала: Конспект выступления на методическом часу
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 комбинированного вида
Выступление на тематическом педагогическом совете.
Тема: Как защитить детей в современном мире.
(Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности).
Подготовила: Землякова Т.Ю.
Одинцово, 2021
Цель: Поделиться опытом формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей
младшего дошкольного возраста в группе 3-4 года.
Актуальность темы:
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и
взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Актуальность данной темы — обусловлена объективной
необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения
ими опыта безопасного поведения в быту, в природе и на улице.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая
личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных
обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила
поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их
здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить
за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила,
педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво,
соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки
безопасности.
Основной целью нашей работы по формированию ОБЖ является:
- обучение детей правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при
общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-
режущими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Исходя из этого вытекают следующие задачи:
-
Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в
разнообразных опасных ситуациях.
- Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного
поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту,
на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
- Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства.
Все занятия и виды деятельности поделены на разделы:
- безопасность дома
- безопасность на улице (незнакомцы и чужие животные)
- безопасность на природе
- безопасность на дороге и в транспорте.
Работу по формированию безопасности жизнедеятельности начали с первой младшей
группы. Преимущественно это были бытовые беседы по формированию
здоровьесбережения у детей – мытье рук перед едой и после прогулки, выбор одежды по
сезону. Рассматривание иллюстраций на тему ПДД и ОБЖ. Сюжетно-ролевые и
подвижные игры «Автобус», «Автомобили» и т.д.
Во второй младшей группе работа по формированию основ безопасности
жизнедеятельности находит воплощение в видах детской деятельности: игра, рисование,
аппликация, рассматривание картинок, викторины, просмотр специальных мультфильмов.
Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с
детьми. Работа должна быть систематической. Очень важно, что детям недостаточно
только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
На первом этапе мы старались заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их
знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить
уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения.
Одновременно проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности
проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения
специально организованных занятий по ОБЖ.
На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала
возможные их проявления в различных жизненных ситуациях.
На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное
применение практических действий в различных ситуациях.
Так в разделе «Безопасность дома» знакомила детей с предметами домашнего быта,
которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя
тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение
художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций.
В группе создан «Уголок безопасности», оснащенный различными наглядными
пособиями для детей. Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей
сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически
запрещается. Проводили беседы: «Наши помощники-электроприборы!», «Острые,
колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!».
Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры
видеофильмов «Уроки осторожной тетушки Совы» и «Аркадий Паровозов спешит на
помощь».
Раскрывая направление «Безопасность на улице» старалась дать детям понятие о
незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с
незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Безопасность на природе», на
занятии «Путешествие в лес – помощники Винни Пуха», мы отправились в путешествие, в
котором учились ответственному и бережливому отношению к природе. В ходе этих
занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых
растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, об опасных лесных
животных и насекомых.
Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как
знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения,
усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение
- потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с
детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность
и осторожность.
Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Наблюдение за детьми показало,
что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как
творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и
общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в
рисунках и поделках детей детей.
Также работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляем в
тесном контакте с родителями воспитанников. Через индивидуальные беседы,
консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь
убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка
выполнения какого — либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему
следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут
вызвать у них растерянность.
В ходе работы, которая ведется, но еще не закончена и будет продолжаться на
протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ до выпуска из дошкольного
учреждения, достигается главная цель - первоначальные знания у детей сформированы,
имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте,
развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных
ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным
для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!