Автор: Хилова Светлана Константиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Губернаторский лицей №100
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Юные математики"
Раздел: среднее образование
I. Пояснительная записка.
1.
Актуальность.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным человеком без базовой
математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным
предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью
становится
непрерывное
образование,
что
требует
полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и
математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число
профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в
сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых
математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая
полезность
математики
обусловлена
тем,
что
её
предметом
являются
фундаментальные
структуры
нашего
мира:
пространственные формы и
количественные отношения от простейших,
усваиваемых
в
непосредственном
опыте,
до
достаточно
сложных,
необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования
современной
техники,
восприятие
и
интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна
повседневная
практическая
деятельность.
Каждому
человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять
алгоритмы,
находить
и
применять
формулы,
владеть
практическими
приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию,
представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях
неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Данный
курс
направлен,
прежде
всего,
на
удовлетворение
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого
школьника
в
математике,
способствует
удовлетворению
познавательных потребностей школьников в методах и приёмах решения
задач.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом
РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей», Порядком
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Минобрнауки
России
от
29.08.2013
№
1008»),
Санитарно-
эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей
СанПиН
2.4.4.3172-14
(утвержден
Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41),
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства
РФ
от
04.09.2014
г.
№
1726-р),
Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.15г. № 09-3242 «О
направлении информации», Уставом МБОУ «Губернаторский лицей №100»
города Ульяновска.
Изучение
данной
программы
позволит
учащимся
лучше
ориентироваться в различных ситуациях. Содержание данного курса носит
практический характер и связан с применением математики в различных
сферах нашей жизни.
2. Новизна:
Целесообразность введения данного курса состоит и в том, что
содержание курса, форма его организации позволяют учащимся оценивать
свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля
обучения в старшей школе.
3. Цели обучения.
Систематизируя, обобщая и углубляя знания учащихся научить детей
решать более сложные, нестандартные задачи, отрабатывать навыки решения
таких задач, формировать у школьников компетенций, направленных на
выработку
навыков
самостоятельной
деятельности.
4. Задачи.
Образовательные:
учить способам поиска цели деятельности и её осознания;
учить быть критичными слушателями;
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Развивающие:
повышать интерес к математике;
развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной
деятельности
как
умение
анализировать,
сравнивать,
синтезировать,
обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру
общения;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи
5. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
умение распознавать логически некорректные высказывания;
-
креативность мышления, находчивость, активность при решении
математических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
-
первоначальное представление об идеях и о методах математики как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
-
умение находить в различных источниках информацию;
-
умение использовать геометрический язык для описания предметов
окружающего мира в простейших случаях;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
-
умение
самостоятельно ставить
цели,
выбирать
алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
-
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации
в окружающей жизни;
-
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
Предметные результаты:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания, иметь представление о математической модели, о логике и
комбинаторных задачах;
-
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в
устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и
символику; решать логические задачи различными способами; составлять
графические и аналитические модели реальных ситуаций.
6. Методика
К основным методам работы относятся: традиционные (словестные,
практические и наглядные) и инновационные (метод игрового обучения)
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных
ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому
самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
7. Контингент обучаемых.
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов.
8. Объем часов.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 64 часов в год, срок реализации
1 год.
9. Ожидаемые результаты по окончании данного курса.
В результате прохождения данного курса предполагается достичь
следующих результатов:
-- уметь решать задачи методом перебора;
-- знать методы решения логических задач;
-- уметь решать математические ребусы;
-- знать принцип Дирихле;
-- знать приемы, методы, дополнительный материал, используемый при
решении геометрических задач.
II. Учебно-тематический план
№
Тема
Количество
часов
1
Математические модели
1.1
Перевод условия задачи на математический язык.
Работа с математическими моделями.
2
1.2
Метод проб и ошибок.
Метод перебора.
3
1.3
Текстовые задачи – 1 (задачи, решаемые с конца).
4
1.4
Математические ребусы.
3
1.5
Инварианты.
3
1.6
Текстовые задачи – 2 (переливания).
4
2
Язык и логика.
2.1
Высказывания.
Общие утверждения.
«Хотя бы один».
О доказательстве общих утверждений.
Введение обозначений.
3
2.2
Логические задачи.
3
2.3
Принцип Дирихле.
3
2.4
Текстовые
задачи
–
3
(математические
игры,
выигрышные ситуации).
2
2.5
Арифметические задачи.
3
2.6
Текстовые задачи – 4 (задачи на движение).
4
2.7
Взвешивания.
4
2.8
Геометрические задачи – 1 (разрезания).
3
2.9
Геометрические задачи – 2.
3
2.10
Конструирование из Т.
Геометрические головоломки.
3
2.11
Геометрический тренинг.
2
Топологические опыты.
2.12
Задачи со спичками.
Зашифрованная переписка.
2
2.13
Замечательные кривые.
Кривые Дракона.
2
2.14
Лабиринты.
Геометрия клетчатой бумаги.
1
2.15
Зеркальное отражение. Симметрия.
Бордюры. Орнаменты. Симметрия помогает решать
задачи.
2
3
Комбинаторные задачи и способы их решения.
3.1
Перебор. Таблица.
Дерево возможных вариантов.
Графы.
4
3.2
Итоговое
занятие.
Математическое
соревнование
(математическая карусель).
1
III. Содержание программы
Тема №1. Математические модели (19 ч).
Основные вопросы:
- Перевод условия задачи на математический язык.
-Работа с математическими моделями
- Метод проб и ошибок. Метод перебора.
- Текстовые задачи – 1 (задачи, решаемые с конца).
- Математические ребусы.
- Текстовые задачи – 2 (переливания).
Требования к знаниям обучающихся:
-знать метод проб и ошибок
-знать метод перебора
-знать метод решения задач «с конца»
Требования к умениям обучающихся:
- уметь определить тип решаемой задачи;
- самостоятельно найти способ решения задачи данного типа;
- решить данную задачу;
- уметь разобрать решение задачи для других;
- уметь формулировать выводы, делать обобщения;
Тема №2. Язык и логика. (40ч).
Основные вопросы:
- Высказывания. Общие утверждения.
- Логические задачи
- Принцип Дирихле.
- Текстовые задачи
- Арифметические задачи
- Взвешивания.
-Геометрические задачи
- Конструирование из Т.Геометрические головоломки.
- Геометрический тренинг. Топологические опыты.
- Задачи со спичками.Зашифрованная переписка.
- Замечательные кривые.Кривые Дракона.
- Лабиринты.Геометрия клетчатой бумаги.
- Зеркальное отражение. Симметрия. Бордюры. Орнаменты. Симметрия
помогает решать задачи.
Требования к знаниям обучающихся:
-знать принципы решения логических задач
-знать принцип Дирихле
-Знать приемы решения задач на взвешивание
-знать приемы решения геометрических задач
-знать понятие «симметртии»
Требования к умениям обучающихся:
- уметь анализировать как правильное решение, так и ошибки, сделанные
другими;
- уметь пользоваться дополнительной литературой как математической, так и
с историческими фактами;
- уметь заниматься учебно-исследовательской деятельностью; в том числе и с
помощью компьютера.
Тема №3. Комбинаторные задачи и способы их решения. (5 ч).
Основные вопросы:
- Перебор. Таблица. Дерево возможных вариантов. Графы.
Требования к знаниям обучающихся:
- знать метод перебора
Требования к умениям обучающихся:
- уметь решать задачи с помощью графов и таблиц
-уметь строить дерево возможных вариантов
IV. Методическое обеспечение.
Методы:
- Традиционные методы обучения математике;
- Методы обучения, определяемые уровнем познавательной деятельности
учащихся:
- Проблемное обучение математике:
- Методы научного познания в обучении математике:
1. Анализ и синтез
2. Сравнение и аналогия
3. Обобщение, абстрагирование и конкретизация
4. Математическое моделирование в процессе обучения математике
- Использование компьютерных технологий.
Приёмы:
- обобщение темы или раздела;
- выделение самого главного;
- сравнение, с помощью выделения сходных свойств, их систематизация и
классификация;
- активное повторение учебного материала;
- применение теоретических знаний в прикладной деятельности учащихся;
- углубление и расширение уровня сложности задач;
- увеличение объема задач;
- создание благоприятных условий для повышения эффективности изучения
программного материала.
Формы занятий и организации учебно-воспитательного процесса:
- урок-лекция;
- урок-практикум;
-индивидуальная работа;
-групповая;
- коллективная;
Техническое оснащение: Компьютер, телевизор, интерактивная доска.
Формы подведения итогов реализации программы:
-тест
Раздаточный материал обучающимся:
•
карточки с заданиями;
•
тестовые материалы
Список литературы.
Основная литература
•
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”.- 0-13
Москва: Проспект, 2013г
•
Гейдман
Б.П.
Мишарина
И.Э.
Подготовка
к
математической
олимпиаде. Начальная школа. Москва, Айрис-пресс, 2007
•
Евдокимов М.А. От задачек к задачам. Москва, МЦНМО, 2004
•
Е.И.Игнатьев.В царстве смекалки. Под редакцией М.К.Потапова.-5-е
издание. М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
•
Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. Лань. МИК.
Санкт - Петербург 2008
•
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. Москва,
«Просвещение», 2012
•
Шарыгин
И.Ф.,
Шевкин
А.В.
Задачи
на
смекалку.
Москва,
«Просвещение», 2003.
•
Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.:
ИЛЕКСА, 2012.
•
Воронцова Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики
// Образование в современной школе.-2007. -№2.
•
Гаврилова И. Логические задачи // Математика.-2009.-№5.