Автор: Тах Татьяна Давыдовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Шиловская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Сенгилеевский район, с.Шиловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по математике, 6 класс (к учебнику Ткачёвой М.В.)
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шиловская средняя школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ Шиловская СШ
___________ О.В.Юкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
основное общее образование, 6 класс
Количество часов 170
Учитель: Тах Татьяна Давыдовна
2022- 2023 учебный год
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «31» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
/ _____________Н.А.Ивленкова
«__»____________20____ г.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
(6 ч в неделю, всего 170 ч.)
1.
Повторение курса 5 класса. (10 ч.)
2.
Многогранники. (11 ч.)
3.
Десятичные дроби. (37 ч.)
4.
Статистика и проценты. (18 ч.)
5.
Тела вращения.(12 ч.)
6.
Положительные и отрицательные числа. (34 ч.)
7.
Симметрия. (15 ч.)
8.
Повторение курса 6 класса. (10 ч.)
9.
Практикум по решению сюжетных задач. (12 ч.)
10. Итоговая контрольная работа. (1 ч.)
11. Решение занимательных и олимпиадных задач.(10 ч.)
Глава 1. Многогранники.
Призма(прямая;
наклонная,
правильная).
Формула Эйлера.
Пирамида. Правильные
многогранники. Развёртки правильных многогранников.
Глава 2. Десятичные дроби.
Запись и чтение десятичных дробей. Метрическая система мер. Перевод обыкновенных
дробей в десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Сложение, вычитание,
умножение и деление десятичных дробей. Бесконечные периодические десятичные дроби.
Округление десятичных дробей. Прикидка результата вычислений. Вычисление с
помощью микрокалькулятора.
Глава 3. Статистика и проценты.
Среднее арифметическое. Средняя скорость. Проценты и дроби. Нахождение процентов
от числа и числа по процентам. Процентное отношение. Процентное распределение
данных в выборке. Круговые диаграммы.
Глава 4. Тела вращения.
Длина окружности и площадь круга. Число π. Цилиндр. Площадь боковой поверхности
цилиндра. Конус. Сечения цилиндра и конуса. Развёртка поверхности цилиндра; конуса.
Сфера и шар. Площадь сферы и объём шара.
Глава 5. Положительные и отрицательные числа.
Координатная прямая. Отрицательные числа. Противоположные числа. Целые числа.
Сравнение
чисел.
Модуль
числа.
Сложение;
вычитание;
умножение;
деление
положительных и отрицательных чисел. Законы действий с рациональными числами.
2
Множество. Элемент множества. Числовые множества.
Действия с множествами.
Совместные действия с рациональными числами.
Глава 6. Симметрия.
Центральная симметрия.
Симметрия и поворот.
Осевая и зеркальная симметрии.
Перпендикулярные прямые. Симметричные фигуры на плоскости в пространстве.
Координатная плоскость. Поворотная ось симметрии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
В 6 КЛАССЕ
Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного
продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным
использованием математики (1-й уровень планируемых результатов), обучающийся
научится, а также получит возможность научиться для развития мышления (2-й
уровень планируемых результатов, выделено курсивом):
Здесь и далее : на базовом уровне- распознавать конкретные примеры общих понятий по
характерным признакам. Выполнять действия в соответствии с определениями и
простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия;
на углубленном уровне (выделено курсивом) – знать определение понятия, уметь пояснять
его смысл, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений,
доказательств, решении задач.
Элементы теории множеств и математической логики
•
Оперировать понятиями множество, характеристики множества, элемент
множества, пустое ,конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность;
•
Находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях,
определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению
множеств; задавать множество с помощью пересечения элементов, словесного описания.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
распознавать логически некорректные высказывания;
строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики.
Числа
Оперировать понятиями:
натуральное число, множество натуральных чисел,
целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь,
смешанное число, рациональное число;
Понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
Использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при
выполнении вычислений; выполнять вычисления, в том числе с использованием
приёмов
рациональных
вычислений,
обосновывать
алгоритмы
выполнения
действий;
Использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9,10, 11 при выполнении
вычислений и решении задач, обосновывать признаки делимости;
3
Выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами и с
заданной точностью;
Сравнивать рациональные числа,
упорядочивать числа, записанные в виде
обыкновенных и десятичных дробей;
Находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач;
Оперировать
понятием
“модуль
числа”;
применять
геометрическую
интерпретацию модуля числа.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
Оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
Выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
Составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из
других учебных предметов;
Применять правила приближённых вычислений при решении практических задач и
задач из других учебных предметов;
Выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в
том числе при выполнении приближённых вычислений.
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень
уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, составлять таблицы, строить
диаграммы на основе данных;
Читать, извлекать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм;
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных,
среднее арифметическое.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную
в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных
процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические
действия;
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной
трудности;
Строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны
значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для
построения поисковой схемы и решения задач;
Осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от
условия к требованию или от требования к условию;
знать и применять оба способа поиска решения задач(от требования к условию и
от условия к требованию);
4
Решать несложные логические задачи методом рассуждений, моделировать
рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
Составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи и содержание
каждого этапа;
Интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное
решение задачи;
Анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и
изменение их характеристик при совместном движении(скорость, время,
расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в
противоположных направлениях;
Знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению
реки; исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по
реке, рассматривать разные системы отсчёта;
Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части, решать
разнообразные задачи на части;
Находить процент от числа, число по его проценту, процентное отношение двух
чисел, процентное снижение или процентное повышение величины;
Решать и обосновывать своё решение задач(выделять математическую основу)
на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла
дроби;
Решать, осознавать и объяснять идентичность задач разных типов(на работу, на
покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и
отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать
собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
Выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в
задаче (делать прикидку);
Выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче
ситуации, отличные от реальных(те, от которых абстрагировались),
конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности при
решении задач на концентрации учитывать плотность вещества;
Решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в
которых не требуется точный вычислительный результат.
Наглядная геометрия
Оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат,
окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб , шар;
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических
фигурах, представленную на чертежах;
Изображать изучаемые фигуры от руки, с помощью линейки и циркуля и с
помощью компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
Решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
5
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов
для измерений длин и углов;
Вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных
параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов:
Вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади
прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов;
Выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в
реальной жизни.
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития мате-
матики как науки;
Знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и
всемирной историей;
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и
иных научных областей.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(5 уроков в неделю, всего 170 часов)
№
урока
Изучаемый материал
Количество
часов.
Повторение курса 5 класса (10 ч)
1
Повторение «Натуральные числа»
1
2
Повторение «Действия с натуральными числами»
1
3
Повторение «Делимость чисел»
1
4
Повторение «Фигуры на плоскости. Площади и объемы»
1
5
Повторение «Дробные числа»
1
6
Повторение «Дроби»
1
7
Повторение «Пропорции»
1
8
Повторение «Решение текстовых задач»
1
9
Повторение «Действия с обыкновенными дробями»
1
10
Входная контрольная работа.
1
Глава 1. Многогранники (11 ч)
11-13
Призма
3
14-15
Пирамида.
2
16-17
Правильные многогранники
2
18
Обобщающий урок
1
19
Контрольная работа № 1 « Многогранники».
1
20
Работа над ошибками
1
21
Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
Глава 2. Десятичные дроби (37ч)
22-24
Запись и чтение десятичных дробей
3
25-27
Перевод обыкновенных дробей в десятичные дроби
3
28-30
Сравнение десятичных дробей
3
31-35
Сложение и вычитание десятичных дробей
5
36-38
Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д
3
39-41
Умножение десятичных дробей
3
42-44
Деление на натуральное число
3
45-48
Деление на десятичную дробь
4
49-51
Округление десятичных дробей
3
7
52-53
Вычисления с помощью микрокалькулятора
2
54-55
Обобщающий урок
2
56
Контрольная работа № 2 «Десятичные дроби»
1
57
Работа над ошибками.
1
58
Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
Глава 3. Среднее арифметическое (18ч)
59-61
Среднее арифметическое
3
62
Проценты и дроби
1
63-65
Нахождение процентов от числа
3
66-67
Нахождение числа по его процентам
2
68-70
Нахождение процентного отношения
3
71-72
Круговые диаграммы
2
73
Обобщающий урок
1
74
Контрольная работа № 3 «Среднее арифметическое»
1
75
Работа над ошибками
1
76
. Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
Глава 4. Круглые тела (12ч)
77-79
Длина окружности и площадь круга
3
80-82
Цилиндр. Конус
3
83-84
Сфера и шар
2
85
Обобщающий урок
1
86
Контрольная работа № 4 «Круглые тела»
1
87
Работа над ошибками.
1
88
Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
Глава 5. Положительные и отрицательные числа (34ч)
89-91
Координатная прямая. Отрицательные числа
3
92-93
Противоположные числа
2
94-95
Сравнение чисел. Модуль числа
2
96-98
Сложение чисел с одинаковыми знаками
3
99-102
Сложение чисел с разными знаками
4
103-105
Законы сложения
3
106-108
Вычитание
3
109-111
Умножение
3
112-114
Деление
3
115-116
Множество. Числовые множества
2
117-118
Совместные действия с рациональными числами
2
119
Обобщающий урок
1
120
Контрольная работа № 5 «Положительные и отрицательные числа»
1
121
Работа над ошибками.
1
122
Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
Глава 6. Симметрия (15ч)
123-125
Центральная симметрия
3
126-128
Осевая симметрия
3
129-131
Координатная плоскость
3
132-133
Симметрия пространственных фигур
2
134
Обобщающий урок
1
135
Контрольная работа № 6 «Симметрия»
1
136
Работа над ошибками.
1
137
Решение прикладных, занимательных и олимпиадных задач
1
8
Повторение курса 6 класса (11ч)
138-139
Повторение «Десятичные дроби»
2
140-141
Повторение «Среднее арифметическое»
2
142-144
Повторение «Положительные и отрицательные числа»
3
145
Повторение «Многогранники. Круглые тела»
1
146-147
Обобщающий урок
2
148
Итоговая контрольная работа
1
Практикум по решению сюжетных задач (12ч)
149
Понятие сюжетной задачи
1
150
Использование графической информации при решении сюжетных задач
1
151
Логические схемы
1
152
Практикум по решению сюжетных задач
1
153
Практикум по решению сюжетных задач
1
154
Формы сюжетной задачи
1
155
Этапы решения сюжетной задачи
1
156
Восприятие и анализ задачи
1
157
Поиск и составление плана решения задачи
1
158
Практикум по решению сюжетных задач
1
159
Решение задач
1
160
Обобщающий урок
1
Решение занимательных и олимпиадных задач (10ч)
161
Решение занимательных и олимпиадных задач
1
162
Решение занимательных и олимпиадных задач
1
163
Решение занимательных задач
1
164
Решение олимпиадных задач
1
165
Решение занимательных и олимпиадных задач
1
166
Решение логических задач
1
167
Решение задач с неполным условием
1
168
Решение кроссвордов
1
169
Обобщающее повторение
1
170
Обобщающее повторение
1
9