Напоминание

Психологическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями


Автор: Сычёва Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Населённый пункт: город Самара Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар учителей-логопедов, педагогов-психологов

Кировского района городского округа Самара

Тема: «Сотрудничество специалистов ДОУ с родителями детей, с особыми

образовательными потребностями».

Повестка дня:

1.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.

Романцова Наталья Юрьевна, учитель-логопед высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 87» г.о. Самара

2.

Психологическое

сопровождение

родителей

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Сычёва Екатерина Александровна, педагог-психолог высшей категории

МБДОУ «Детский сад № 87» г.о. Самара

3.

Весёлые прищепки. Оптимизация логопедической помощи дошкольникам.

Белокоровкина Галина Йововна, учитель-логопед высшей категории МБДОУ ЦРР №375

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 87 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

РОССИЯ, 443095, г. САМАРА, ул. ТАШКЕНТСКАЯ, 149 а

тел.: (846)956-97-66, факс: (846) 959-25-77, e-mail: mdou

87_

samara

@

mail

.

ru

Психологическое сопровождение родителей

детей с особыми образовательными

потребностями

Сычёва Екатерина Александровна,

педагог-психолог высшей категории

г.о. Самара

Дети с особыми образовательными потребностями – это:

Одаренный

ребенок

Дети-инвалиды

- с сохраненным

интеллектом;

- с нарушением

интеллекта

Дети с ЗПР

Дети с

отклонениями в

поведении

Часто

болеющие дети

Ребенок с ООП – это новый термин, который закрепляет смещение акцентов

в характеристике этих детей с недостатками, нарушениями, отклонениями от

нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах

образования.

Индивидуализация образовательного процесса – это инструмент для

педагогического сопровождения детей с особыми потребностями (ООП).

Вряд ли имеет смысл повторять, что к ребенку с особенностями

развития следует относиться как к личности, как к полноценному человеку и

способствовать аналогичному отношению к таким детям со стороны других.

У каждого ребенка с особенностями развития своя индивидуальность. У этих

детей такие же потребности, что и у других. Им нужны любовь, дружба,

внимание, понимание, терпение и поощрение.

Мы считаем, что наиболее адекватным методом работы с детьми,

имеющими особенности в развитии, является работа с родителями таких

детей.

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих

ребенка с особыми образовательными потребностями

В своей деятельности,

взаимодействуя с семьей, воспитывающей

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями,

ППк

МБДОУ

руководствуется следующими задачами:

- защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное

использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребенка,

так и семьи) на основе партнерства;

- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану

здоровья;

- информирование родителей и ребенка о системе ППк, задачах и

возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и

условий её оказания;

- повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему

помощи, поддержки.

Психологическое сопровождение – список использованных источников

Если у ребенка задержка психического развития... Кондратьева С. Ю.С-

Пб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада. Бавина

Т.В., Агаркова Е.И.

Удивляюсь,

злюсь,

боюсь,

хвастаюсь

и

радуюсь.

Программы

эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного

возраста. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. - М.: Генезис, 2006.

Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.

Крюкова С.В. - М.: Генезис, 2007.

Общаться с ребенком. Как? Гиппенрейтер Ю.Б. АСТ, Астрель, 2008.

Продолжаем общаться с ребенком. Так? Гиппенрейтер Ю.Б. М., АСТ,

Астрель, 2009

Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Алябьева Е.А. - М.:

Сфера, 2007.

Психогимнастика. Чистякова М.И. - М.: Просвещение, 1995.

Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного

возраста: Тесты; Игры; Упражнения. Краснощекова Н.В. - Р-Н.: Феникс,

2005.

Социально-психологическая

адаптация

ребенка

в

обществе:

коррекционно-развивающие занятия С. Семенака, 2009.

Семья ребенка с отклонениями в развитии. В. Ткачева: 2007.

Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального

развития дошкольников. Вайнер М.Э. - М.: Педагогическое общество России,

2006

Мы

активно

сотрудничаем

с

родителями

детей

с

особыми

образовательными

потребностями. Наши специалисты стараются помочь

родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и

осознать сильные и слабые стороны ребенка.

Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск

наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей работает консультационный пункт, который создан в

целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с особыми

образовательными потребностями дошкольного возраста.

В МБДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций,

родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю

необходимую

информацию

о

том,

как

создавать

спокойную,

доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать

правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа

проводится

по

разработанному

плану.

Родители

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

дошкольного

возраста

благодарны

деятельности специалистов ДОУ.

В качестве основной идеи работы с родителями я взяла концепцию

субъективного взаимодействия, разработанную А.А. Бодалевым.

Цель работы с родителями: разработать систему работы для педагога-

психолога и родителей по реализации коррекционно-воспитательных задач

для детей с ЗПР, отклонениями поведения, ЧБД.

Для

организации

взаимодействия

с

семьей

и

обеспечения

полноценного развития ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

- определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе

скоординировать коррекционно-воспитательную работу педагога-психолога

и семьи;

- познакомить родителей с объемом знаний для успешной подготовки детей к

школе;

- формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;

- привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной

работе по исправлению поведения, ЗОЖ;

- просвещать родителей в области педагогики и основ психологии.

Работу

с

родителями

разделила

на

два

блока:

педагогическое

просвещение

родителей

и

включение

родителей

в

деятельность

коррекционно-образовательного процесса.

Стараюсь работать таким образом, чтобы родитель смог:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;

- узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Взаимодействуя

с

родителями,

реализую

идеи

личностно-

ориентированного подхода, которые строятся на основе:

- установления доверительных отношений с родителями;

- открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;

- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с

ребенком;

- организации совместного исследования и формирования личности ребенка

дома и в детском саду;

- обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению.

Мной был разработан учебно-методический комплекс «Занимаемся

вместе», включающий в себя:

Наработки специалистов;

Детско-родительские игры.

Технологические карты для коррекции детей с ООП в детском саду и дома;

Тематические «Педагогические журналы»;

Использование флэш-карт для дифференцированного подхода к каждой

семье, имеющей ребенка с ООП.

1.

Психологическое сопровождение родителей

детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Программа

психологического

сопровождения

детей

с

задержкой

психического развития Балуевой Е.Б.

Гимнастический комплекс, который включает в себя элементы китайской

гимнастики («чжун юань цигун») Балуевой Е.Б.

Рекомендации для родителей с детьми, имеющими задержку психического

развития (Из опыта работы Козловой О.И., учителя начальных классов МОУ

СОШ №62 г. Оренбурга).

Формы и методы работы с родителями детей с ЗПР:

Консультирование

– дифференцированный подход к каждой семье,

имеющей ребенка с ЗПР. Главное, чтобы родители верили в своих детей и

были помощниками для нас.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком,

наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы

– где родители знакомятся с литературой,

играми, учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры.

Проведение совместных праздников, досугов, где родитель может

видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама,

папа рядом).

Совместная проектная деятельность.

Привлечение

родителей

детей

с

особыми

образовательными

особенностями к участию различных конкурсах, фестивалях.

Неблагоприятные

социальные

условия,

рано

возникшие

и

оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, часто приводят к

стойким сдвигам сначала вегетативных функций, а затем и психического

развития ребенка.

Причем,

здесь

речь

идет

о

двух

крайностях.

В

условиях

безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и

ответственности, не тормозятся его аффективные вспышки и агрессия, как

результат - не стимулируется развитие его познавательной деятельности,

интеллектуальных интересов и установок.

При изнеживающем воспитании же формируется тип кумира семьи,

несамостоятельного,

безынициативного,

безответственного.

Для

этого

психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому

усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду,

установка на постоянную помощь и опеку.

Следует подчеркнуть, что перечисленные задержки психического

развития затрагивают, в основном, эмоционально-волевую сферу ребенка, а

возникающие проблемы в обучении и усвоении школьных знаний являются

их следствием.

В этих случаях педагог-психолог рекомендует:

со стороны родителей было бы достаточно изменить свое отношение к

ребенку, или условия воспитания (что, в действительности, бывает очень

трудно выполнимо),

больше уделить внимание формированию у ребенка произвольных форм

поведения: самоорганизации, самоконтролю, умению планировать свои

действия и отвечать за их результат.

Психолог разъясняет, что родителям важно понять, что их ребенок

будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь

наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью

к

специалистам

(педагогу-дефектологу

и,

если

нужно,

к

врачу-

психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное

воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые

соответствуют состоянию ребёнка.

2. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями

речи. Работа педагога-психолога с родителями

Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы

педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.

При

реализации

индивидуальной

программы

развития

ребенка

с

нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с

родителями являются:

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников,

объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы

общности

интересов,

эмоциональной

поддержки

и

проникновения

в

проблемы друг друга.

Активизация

и

обогащение

воспитательных

умений

родителей,

поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

При организации взаимодействия с родителями детей с нарушениями

речи неукоснительно соблюдаются следующие правила:

проявлять доброжелательное отношение к родителям и детям, с

уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать

оценочных суждений как со своей стороны, так и со стороны родителей по

отношению друг к другу;

описывать психологические феномены доступным, понятным языком,

избегая употребления профессиональной терминологии;

следовать принципу конфиденциальности, не предоставляя посторонним

людям никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и

т.д.

акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и

ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.

Формы работы педагога-психолога с родителями детей с нарушениями речи:

Психологическое

просвещение

через

«Уголок

психолога»,

информационные стенды, папки – передвижки

«Педагогические журналы»,

флэш-карты.

Индивидуальные

(традиционные

и

с

использованием

флэш-карты),

групповые и семейные консультации для родителей.

Выступления на родительских собраниях.

Проведение занятия школы «Психология – родителям» совместно с

учителем – логопедом.

Участие и привлечение родителей к совместному сотворчеству со своими

детьми в конкурсах, фестивалях, утренниках, досугах, соревнованиях,

проектной деятельности и т.п.

3. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями

поведения.

У детей с нарушениями речи, вторичной ЗПР часто страдает

эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у

них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда

аффективные

реакции

на

непонимание

словесных

инструкций

или

невозможность высказать свои пожелания, а так же:

выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех

окружающих или конкретных лиц);

агрессивность, драчливость, конфликтность;

повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое

навязчивыми страхами;

чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое

невротическими рвотами, потерей аппетита;

энурез(недержание мочи);

онанизм;

повышенную обидчивость, ранимость;

склонность к болезненному фантазированию.

В своей работе я использую диагностический материал, разработанный

В.В. Ткачевой и Ю.В. Левченко, для психологического консультирования

семей.

Основные направления психологического консультирования.

Психологическая диагностика осуществляется в двух направлениях:

I

. Диагностика родителей.

Для диагностики родителей я использую следующие методики:

1. Анкета «Психологический тип родителя» (B.B. Ткачева).

2. Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей,

имеющими проблемы в развитии» (В.В. Ткачева).

Для получения более подробной информации также была проводится

диагностика ребенка.

II

. Диагностика детей

1. Рисунок семьи.

2. Рисунок человека.

3. Несуществующее животное

4. Дом, Дерево, Человек.

5. Два дома.

6. Лесенка для детей (В.В. Ткачева)

III

. Консультирование родителей.

Проводится как в групповой, так и в

индивидуальной форме.

IV

.

Тематические

папки

для

педагогов,

родителей

(«Педагогические

журналы»): «Вспыльчивый ребенок», «Рекомендации для родителей по

воспитанию гиперактивных детей», «Застенчивый ребенок», «Тревожный

ребенок» и пр.

Специалисты МБМДОУ №87 активно привлекают родителей детей с

особыми образовательными особенностями к участию различных конкурсах.

Так в 2020-2022 г. это были:

Всероссийский

детско-юношеский

конкурс

рисунка

и

прикладного

творчества

«Мы

начинаем-2022»

-

СЕРТИФИКАТ

УЧАСТНИКА,

ПОХВАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ 2022 год.

Всероссийский творческий конкурс «Пасхалинка» – 2, 3 место, 2021 год.

Международный творческий конкурс ко Дню детской книги «С книгой по

дорогам детства» – 2 место, 2021 год.

Региональный конкурс творческих работ среди воспитанников, учащихся и

педагогических работников образовательных организаций, посвященных 76-

й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. «Наша

Победа»

1, 2, 3 места, 2021 год.

Областной онлайн-фестиваль «Самый спортивный онлайн -папа» Участие,

2021 год.

Региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектный и

исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» – Участие, 2021 год.

Городской фестиваль детского изобразительного искусства «Мир глазами

ребенка» - ДИПЛОМ УЧАСТНИКА, 2022 год.

Городской конкурс на лучший новогодний рисунок и лучшую новогоднюю

игрушку «Самара. Дети. Новый год!» в дистанционном формате –

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА, 2021 год.

Городской конкурс для детей и молодежи «День защитника Отечества»

2

место, 2021 год

Городской конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма «Безопасная дорога глазами детей»

2 место в районном этапе,

2021 год.

Городской конкурс фоторабот «Внимание – дорога!»

2 место, 2021 год.

Городской этап областного конкурса детского творчества «Мое

любимое животное»

Участие, 2021 год.

Городской конкурс на лучшее новогоднее оформление предприятий,

организаций и учреждений г.о. Самара – ДИПЛОМ «За творческий подход»,

2020 год.

Районный конкурс среди воспитанников детских садов, групп дневного и

кратковременного пребывания детей «Лучик в ладошке», посвященном 80-

летию Кировского района – ПОЧЕТНЫЕ ГРАМОТЫ за УЧАСТИЕ, 2022 год.

Районный фестиваль детского изобразительного искусства «Мир глазами

ребенка» - СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА, 2022 год.

Районный конкурс информационных и агитационных коллажей «Радуга

здоровья!»

1 место, 2021 год.

Районный конкурс видеороликов к Международному дню спорта «Папа,

мама, я – спортивная семья»

2 место, 2021 год.

Районный конкурс плакатов и листовок «За чистоту подъездов и дворов»

победители в номинациях, 2021 год.

Районный конкурс рисунков «Удивительный мир космоса» (ЦДЮТ

«Мечта»)

победитель, 2021 год.

Районный конкурс «Костюм космонавта»

лауреат, 2021 год.

Районный конкурс «Этих дней не смолкнет слава»

2, 3 места, 2021 год.

Районный конкурс рисунков, посвященный 80-летию Самары

(Куйбышева) - запасной столице СССР «Куйбышев – запасная столица»

1

место, 2021 год.

И другие.

Таким образом, моё взаимодействие с родителями активизировало

участие

родителей

в

коррекционной

работе;

у

них

появилась

удовлетворенность работой специалистов и педагогов МБДОУ, повысилась

их психолого-педагогическая компетентность в вопросах познавательно-

речевого развития детей.

В

результате моего

взаимодействия с родителями

наблюдается

положительная

динамика

речевого

и

общего

развития

детей,

что

подтверждают результаты повторной психолого-педагогической и речевой

диагностики.

Приложение 1.

Родителям на заметку.

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития.

Гимнастика.

При выполнении всех упражнений ребенок обязательно должен «включать» свое

воображение. Гимнастика предполагает образное присутствие трех стихий – земля, вода,

воздух; - через которые и происходит энергообмен (выход отрицательных эмоций и

состояний, подпитка положительной энергией).

«Водопад». Ребенок стоит расслабленно, руки опущены вниз, ноги на ширине плеч.

Ведущий: «Представьте себе, что вы стоите под струей воды. Закройте глаза. Она смывает

с вас все плохое, злое... Теперь встряхнитесь!»

«Откроем каналы». Разрабатываем пальцы. Ребенок одной рукой массирует себе

пальцы на другой, пропуская каждый палец между согнутыми указательным и средним

пальцами другой руки. Выполняется по 2 раза на каждый палец сначала на одной руке,

потом соответственно на другой. В конце – встряхнуть кистями рук.

«Учитель». Разрабатываем кисти рук. Для этого ребенку нужно расположить руки

перед грудью с плотно прижатыми друг к другу ладонями. Ведущий: «Давайте

представим, как китайский мальчик здоровается со своим учителем». Ребенок должен

открыть ладони на себя и сделать круговое движение кистями рук, соприкасаясь

тыльными сторонами ладоней. Таким образом - 5 раз на себя и 5 раз от себя.

«Локация земли». Разрабатываем плечевые суставы. Ведущий: «Представьте себя

огромным великаном, который стоит и ощупывает землю. Руки у него простираются от

горизонта до горизонта, почувствуйте тепло, идущее от земли». Ребенок разводит руки в

стороны ладонями вниз, медленно сводит их перед грудью и опять разводит в стороны (5

раз). «Не опускайте руки, поверните ладони вверх. Теперь почувствуйте тепло, идущее от

солнца». Упражнение повторяется еще 5 раз.

«Цапля». Разрабатываем шейный отдел позвоночника. Ведущий: «Представьте себя

цаплей, которая чистит свои перышки». Ребенок стоит, положив руки на пояс и повернув

голову влево. Он медленно поворачивает голову до положения «ан фас», стараясь

прижаться подбородком сначала к плечу, потом к груди (по 5 раз в каждую сторону).

Нельзя разрешать детям беспорядочно крутить головой, т.к. она может «закружиться».

Ведущий: «А теперь представим себе, как цапля ловит лягушек». Для этого дети

наклоняются

вперед,

вытянув

подбородок,

делают

кивок

головой,

и

медленно

выпрямляются, стараясь, чтобы подбородок двигался горизонтально и уперся в грудь.

«Дракон». Разрабатываем поясничный отдел позвоночника. Ребенок стоит широко,

расставив ноги, руки на поясе. Совершает круговые движения туловищем по 5 раз одну и

другую сторону. Ведущий: «Представьте себя драконом, который упал в водоем. Ему

нужно выбраться наверх и он делает воронку в воде своим туловищем. Теперь он

выбрался, тряхните хвостом».

«Дерево». Ребенок стоит, подняв вверх полусогнутые руки. Ведущий: «Представьте

себя огромным деревом. Ноги как корни проросли в землю. Руки – это крона. Энергия

солнца через каждый листочек проникает к вам в тело, движется вниз. А через ноги-корни

вверх идет живительная влага. Вы - сильное, мощное дерево!» Ребенок закрывает глаза и

так стоит достаточно долго, пока не почувствует усталость в руках.

Задания на развитие внимания.

Игра «Летает - не летает». Ребята кладут на колени ладони. Психолог называет птиц,

зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не

отрывая ладоней от коленей, поднять пальцы вверх. Кто ошибается, выбывает из игры.

«Подсчитай правильно». Во время чтения небольшого рассказа им предлагается

следить за словами, начинающимися с определенной буквы и посчитать их. После

окончания чтения дети называют получившиеся цифры. При вторичном чтении рассказа

проверяется правильность выполнения задания.

«Что изменилось». Дети стоят парами, напротив друг друга. По команде ведущего

один ребенок из пары отворачивается, а другой меняет 1-2 элемента своей одежды

(например, расстегивает верхнюю пуговицу на рубашке и т.д.). Его партнер должен

угадать, что изменилось.

Задания на развитие навыков самоконтроля.

«Попади в свой кружок». Психолог чертит на классной доске в разных местах 5-6

кружков диаметром 12-15 см. Вызывает трех ребят, которым предлагает запомнить

расположение кружков на доске. После этого ученикам завязывают глаза. Каждый из них

должен подойти к доске и в каждом кружке поставить свой знак. (Один – «галочки»,

другой – «крестики», третий – «треугольники»). Каким образом запомнить расположение

кружков, и как их потом отыскать с закрытыми глазами ребенок должен решить сам.

После этого повязки снимаются – и результаты попадания сравниваются. Обсуждается

способ действий, выбирается наиболее эффективный.

«Запретная цифра». Выбирается какая-нибудь запретная цифра, например,"4". Дети

встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: «Один, два, три». Когда очередь

доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. Счет

продолжается. Ошибающийся выбывает из игры.

«Найди путь». Ребенку называют какой-либо предмет в зале. Затем выбирает себе

партнера, которому завязывают глаза. Задача ведущего подвести партнера к этому

предмету, давая ему команды: «Влево, вправо, назад и т.д.». Результат тем лучше, чем

быстрее и с наименьшими потерями (столкновение с посторонними предметами) ребенок

с завязанными глазами достигает цели. Психолог внимательно следит за безопасностью

детей.

Приложение 2.

Рекомендации для родителей с детьми, имеющими задержку психического развития

/1/

Коррекция недостатков развития детей предполагает активное участие родителей, по

этому поводу можно дать следующие рекомендации:

1. Поверьте в уникальность своего ребенка.

2. Принимайте его таким, какой он есть.

3. Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь. Дайте ему понять, что будете любить

его всегда и при любых обстоятельствах.

4. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью.

Установите четкие рамки и запреты.

5. Не спешите прибегать к наказаниям.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.

7. Выполнять рекомендации учителя, посещать родительские собрания, принимать самое

активное участие в школьной жизни ребенка.

Приложение 3.

Рекомендации для родителей с детьми, имеющими задержку психического развития

/ 2/

Развитие умения общения с детьми

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований

к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка

не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию

гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к

наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после

совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,

поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к

поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и

способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному

ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения

«через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление,

знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика

«позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения

ребёнка и игнорировании нежелательного.

Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности,

импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как

это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции.

Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит

внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм

специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Приложение 4.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой

он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим,

понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса

несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка

высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень

многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем

испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое

положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на

корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без

лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к

нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в

процессе общения.

Подчеркивайте это кивком, восклицаниями.

Слушая его, не

отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для

высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже

вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в

дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему

на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые

формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать

ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой,

доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно,

хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания,

выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша

молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе

общения, необходимо преодолевать:

– барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его

потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации

воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические

воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания,

благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и

т.д.;

– для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую

ситуацию;

– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку

понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму.

Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно

развеселить»;

– для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать

у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто

они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

На кого из друзей похож персонаж?

Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?

Кто самый добрый? Почему?

Предложите детям самим сочинить сказку:

а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить

героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);

б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кащей встречает зайчика и

отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов

переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;

в) «сказка – калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие

обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей

тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);

г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если

бы Иван-Царевич не победил Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и

т.п.).

Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на

– снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации

отношений с другими членами семьи;

– включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на

формирование конструктивных отношений в системе «родители – ребенок с ЗПР»

позитивно

изменяют

характер

взаимодействия

ребенка

в

семейном

коллективе.

Значимыми являются и такие данные:

– коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый

эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели

родительского поведения;

– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и

стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер

внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.

Приложение 5.

Рекомендации для родителей с детьми, имеющими задержку психического развития /

3/

Детско-родительские игры

1. Игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ» (развитие взаимопомощи)

Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и

«ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По

сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий

наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков

выполняет

задание

небольшого

объёма).

В

конце

игры

«фанты»

выкупаются

(исполняются песни, стихи и др.).

2. Игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК» (развитие зрительного внимания)

«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует

количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные

стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки

располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного

помещения.

Побеждает

команда,

которая

быстрее

всех

найдёт

лепестки

семи

цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

3. Игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (развитие децентрации внимания, нравственных

качеств личности)

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний

дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для

ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем

родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им

действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего

желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

4. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА»

Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка.

Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя

своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то

платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители

участвовали в отгадывании.

5. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ» (объединение, раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков),

записывает его на листе бумаги.

Далее игра продолжается так же, как и игры «Продолжение фразы», «Продолжи

фигуру».

Приложение 6.

А н к е т а «П с и х о л о г и ч е с к и й т и п р о д и т е л я » (B.B. Т к а ч е в а )

Инструкция: в анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства

Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по

отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет — «НЕТ». В анкете

нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

Вопросы:

1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

Да

Нет.

2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле.

Да

Нет.

3. Я всегда полон (полна) энергии.

Да

Нет.

4. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали боле строго, чем большинство других

людей.

Да

Нет.

5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением.

Да

Нет.

6. Я верю в перспективу развития моего ребенка.

Да

Нет.

7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я расстраиваюсь из-за проблем ребенка.

Да

Нет.

8. Когда я думаю о ребенке, меня никогда не покидают тревожные мысли.

Да

Нет.

9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически.

Да

Нет.

10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или тошнит.

Да

Нет.

11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от трудностей и обид.

Да

Нет.

12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться.

Да

Нет.

13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных проблем с ребенком.

Да

Нет.

14. Ребенок с недостатками в здоровье- обуза для родителя.

Да

Нет.

15. Все дети должны воспитываться в строгости.

Да

Нет.

16. Считаю, что ребенок с проблемами в развитии постоянно нуждается в особом уходе и

внимании со стороны родителей.

Да

Нет.

17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за проблем в развитии моего ребенка.

Да

Нет.

18. Если у ребенка слишком много проблем со здоровьем, его можно поместить в учреждение

социальной защиты (интернат с постоянным проживанием).

Да

Нет.

19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей.

Да

Нет.

20. Мой ребенок всегда берет верх надо мной в спорных ситуациях.

Да

Нет.

21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении поставленных целей.

Да

Нет.

Для определения психологического типа родителя необходимо подсчитать сумму баллов в

каждой из колонок.

Утвердительные ответы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 определяют психосоматический тип

родителя (П).

Утвердительные ответы под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 выявляют невротичный тип

родителя (Н).

Авторитарный тип родителя (А) определяется утвердительными ответами под номерами 3, 6, 9,

12, 15, 18, 21.

Доминирующий психологический тип определяется по наибольшей сумме утвердительных

ответов (+), полученной в одной из колонок.

Приложение 8.

Анкета «Определение воспитательских умений у родителей» (В.В. Ткачева).

В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего

ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В

случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет — «НЕТ». В анкете нет правильных или

неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

1. Трудно ли вам угадывать желания вашего ребенка?

Да

Нет.

2. Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?

Да

Нет.

3. Любите ли Вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки,

отдыхать?

Да

Нет.

4. Проявляете ли Вы к ребенку нежность и ласку (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на

руках)?

Да

Нет.

5. Сопереживаете ли ВЫ ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?

Да

Нет.

6. Есть ли у Вас с ребенком эмоциональный контакт?

Да

Нет.

7. Нравится ли Вам улыбка Вашего ребенка?

Да

Нет.

8. Довольны ли Вы тем, что у вас такой ребенок?

Да

Нет.

9. Понимаете ли Вы, что в развитии Вашего ребенка имеются проблемы, может быть, и значительные?

Да

Нет.

10. Считаете ли Вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?

Да

Нет.

11. Нуждаетесь ли Вы, как родитель, в профессиональной помощи педагогов и других специалистов

учреждения, в котором обучается Ваш ребенок?

Да

Нет.

12. Читаете ли Вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.

Да

Нет.

13. Считаете ли Вы, что бучение Вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть

проблемы в его развитии?

Да

Нет.

14. Как Вы считаете, повлияют ли на позитивную динамику развития ребенка Ваше личное участие и

помощь?

Да

Нет.

15. Понимаете ли Вы, что будущее вашего ребенка в силу имеющихся у него нарушений будет

отличаться от будущего других детей?

Да

Нет.

16. Считаете ли Вы себя ответственным за воспитание ребенка?

Да

Нет.

17. Считаете ли Вы, что процесс воспитания оказывает положительное воздействие не только на

Вашего ребенка, но и на Вас?

Да

Нет.

18. Считаете ли ВЫ возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком)?

Да

Нет.

19. Проявляете ли Вы терпение, если ребенок капризничает или непослушен?

Да

Нет.

20. Часто ли Вы хвалите ребенка?

Да

Нет.

21. Повышаете ли Вы голос на ребенка?

Да

Нет.

22. Оставляли ли Вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?

Да

Нет.

23. Уважительно ли Вы относитесь к личности ребенка?

Да

Нет.

24. Какой тип поощрения Вы используете:- подарок (материальный); - похвалу (моральный);

- проявление ласки, нежности (эмоциональный).

Правила пользования анкетой:

Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в

развитии оцениваются по трем шкалам. Шкала «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка» включает

ответы на первые восемь вопросов. Ответы на вопросы с 9-го по 17-й соответствуют шкале «Рациональное

понимание — непонимание проблем ребенка». В вопросах с 18-го по 24-й раскрывается содержание шкалы

«Адекватные — неадекватные формы взаимодействия». Положительными считаются следующие ответы:

«Да» — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23; «Нет» — 1, 10, 18, 21, 22. На 24-й вопрос

дается дифференцированный ответ.



В раздел образования