Автор: Неустроева Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
(Неустроева Т.М., воспитатель МБДОУ № 107, г. Кемерово)
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,
образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание
и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют
формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет
многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о
переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи,
заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Поскольку загадка указывает
на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и
отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в
размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Разгадывание загадок
развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,
умозаключения.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую
задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную
операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки
различны. Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Существует несколько видов
загадок:
загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или
явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
комбинированные загадки - это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;
сюжетные
загадки
-
это
загадки
сочиненные
детьми
с
использованием
логически-
последовательного сюжета.
При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и
запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей
обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и
обобщают. Например:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно
домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о
продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего
и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды
логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и
объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).
В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный
ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их. Использование загадок
в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка
становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным
средством обучения связной речи детей.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов.
Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес
к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки
перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что
отгадка правильна. Примерами таких загадок могут быть:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое
доказательство, а уже потом отгадку.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам
слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.
Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два
признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме
загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения
словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию
у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут
служить:
Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят
к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к
придумыванию загадок о нем. Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с
занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным
узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игры,
например:
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с
игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать
загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».
Игра «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец
или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме
описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не
отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более
полным и интересным.
Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым
условием создания рассказов-загадок. Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной
деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение
рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Таким образом, роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей,
на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их
представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в
целом.
Литература:
1.Алексеева М. М. , Яшина В. И. «Речевое развитие дошкольников». -М. : Академия, 1999.
2.Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». -М. : Просвещение, 1976.
3.Кудрявцева Е. «Использование загадок в дидактической игре» // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С.
23-26.
4.Романенко Л. «Устное народное творчество в развитии речи детей» // Дошк. воспитание. -1990. -№7
5.Ушакова О. «Развитие речи детей 4-7 лет» //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
6.Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми» // Дошк. воспитание. -1983. -№7