Напоминание

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста


Автор: Неустроева Татьяна Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №107
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста»

(Неустроева Т.М., воспитатель МБДОУ № 107, г. Кемерово)

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой,

образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание

и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей, способствуют

формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет

многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о

переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи,

заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Поскольку загадка указывает

на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и

отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в

размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы,

умозаключения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую

задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную

операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки

различны. Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Существует несколько видов

загадок:

загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или

явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;

загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;

комбинированные загадки - это соединение загадок – описания с загадками – сравнения;

сюжетные

загадки

-

это

загадки

сочиненные

детьми

с

использованием

логически-

последовательного сюжета.

При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и

запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей

обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и

обобщают. Например:

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно

домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о

продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего

и среднего дошкольного возраста.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды

логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и

объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например:

Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).

По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).

В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный

ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их. Использование загадок

в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка

становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным

средством обучения связной речи детей.

Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов.

Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес

к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки

перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что

отгадка правильна. Примерами таких загадок могут быть:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое

доказательство, а уже потом отгадку.

В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам

слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два

признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме

загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения

словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию

у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут

служить:

Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)

Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят

к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к

придумыванию загадок о нем. Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с

занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным

узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игры,

например:

Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с

игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать

загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».

Игра «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец

или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме

описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не

отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более

полным и интересным.

Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым

условием создания рассказов-загадок. Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной

деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение

рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Таким образом, роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей,

на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их

представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в

целом.

Литература:

1.Алексеева М. М. , Яшина В. И. «Речевое развитие дошкольников». -М. : Академия, 1999.

2.Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки». -М. : Просвещение, 1976.

3.Кудрявцева Е. «Использование загадок в дидактической игре» // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С.

23-26.

4.Романенко Л. «Устное народное творчество в развитии речи детей» // Дошк. воспитание. -1990. -№7

5.Ушакова О. «Развитие речи детей 4-7 лет» //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.

6.Хмелюк М. «Использование загадок в работе с детьми» // Дошк. воспитание. -1983. -№7



В раздел образования