Автор: Шафикова Гульнара Давлетхановна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Елховская СОШ"
Населённый пункт: село Елхово, Альметьевский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках иностранного языка"
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной
школе.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является
формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых
возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном
этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся
практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового
окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями,
важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо
проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями
решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование
мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах
показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение
интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не
эффективным. Одним из требований современности является использование
на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало
используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере,
создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих
сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного
возникает проблема не соответствия требований времени методам и
приемам, которые используются на уроках английского языка в начальных
классах.
Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной,
разными способами представления материала, возможностью проявить себя
в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но
постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной
деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который
уже основывается на внутренней мотивации.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его
считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить
обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика,
ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность
полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения.
Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов
понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и
умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения,
постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую
популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их
практического применения для решения конкретных проблем. Проектная
технология можно успешно сочетать с любым учебником (УМК) и другими
учебными средствами.
Использование метода проектов в обучении иностранному языку дает
возможность эффективного овладения учащимися языковыми и речевыми
навыками и компетенциями, необходимыми для общения на иностранном
языке. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:
речевая компетенция – создание возможности проявления
коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах
определенной темы;
социокультурная компетенция – формирование представлений о
социокультурной специфике стран изучаемого языка;
языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами
по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых
умений;
учебно – познавательная компетенция – совершенствование учебной
деятельности по овладению ИЯ;
компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из
трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в
умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно
находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развитию коммуникабельности и умения сотрудничать;
формированию критического мышления, умению искать пути решения
проблемы;
развитию у учащихся исследовательских навыков и умений.
Методом проектов может быть использован как на этапе освоения
нового материала, так и в качестве закрепления и отработки навыков. Выбор
метода научного познания, который будет использован в учебном
исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной
педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может
быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной
дисциплины. Автор проводит классификацию по следующим
типологическим признакам:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности:
исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный,
практико-ориентированный и т.п.;
2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области
знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией
(непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий
участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса,
города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или
региональный, и международный;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,
долгосрочный).
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и
старшего звена, но опыт работы доказал, что и в начальной школе метод
проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших
школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не
умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и
представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и
группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода
проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы
от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается
также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством
формируемых знаний, умений и навыков.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My
favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности.
Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем.
При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка,
автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся
выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке
учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает
работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и
недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке
прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая
используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и
ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем
любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные
стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом
проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем
новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые
предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ,
который мы можем оформить в небольшую книгу собственного
изготовления.