Напоминание

"Проектная деятельность на уроках иностранного языка"


Автор: Шафикова Гульнара Давлетхановна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "Елховская СОШ"
Населённый пункт: село Елхово, Альметьевский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках иностранного языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной

школе.

Целью начального этапа изучения иностранного языка является

формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых

возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном

этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся

практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового

окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями,

важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо

проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями

решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование

мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах

показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение

интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не

эффективным. Одним из требований современности является использование

на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало

используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере,

создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих

сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного

возникает проблема не соответствия требований времени методам и

приемам, которые используются на уроках английского языка в начальных

классах.

Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной,

разными способами представления материала, возможностью проявить себя

в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но

постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной

деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который

уже основывается на внутренней мотивации.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его

считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить

обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика,

ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность

полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения.

Он является составной частью учебного процесса. Под методом проектов

понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и

умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения,

постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую

популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их

практического применения для решения конкретных проблем. Проектная

технология можно успешно сочетать с любым учебником (УМК) и другими

учебными средствами.

Использование метода проектов в обучении иностранному языку дает

возможность эффективного овладения учащимися языковыми и речевыми

навыками и компетенциями, необходимыми для общения на иностранном

языке. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:

речевая компетенция – создание возможности проявления

коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности:

аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах

определенной темы;

социокультурная компетенция – формирование представлений о

социокультурной специфике стран изучаемого языка;

языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами

по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых

умений;

учебно – познавательная компетенция – совершенствование учебной

деятельности по овладению ИЯ;

компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из

трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в

умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно

находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

повышению личной уверенности учащихся;

развитию коммуникабельности и умения сотрудничать;

формированию критического мышления, умению искать пути решения

проблемы;

развитию у учащихся исследовательских навыков и умений.

Методом проектов может быть использован как на этапе освоения

нового материала, так и в качестве закрепления и отработки навыков. Выбор

метода научного познания, который будет использован в учебном

исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной

педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может

быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной

дисциплины. Автор проводит классификацию по следующим

типологическим признакам:

1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности:

исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный,

практико-ориентированный и т.п.;

2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области

знания) и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией

(непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий

участника проекта);

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса,

города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или

региональный, и международный;

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,

долгосрочный).

Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и

старшего звена, но опыт работы доказал, что и в начальной школе метод

проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших

школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не

умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и

представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и

группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода

проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы

от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается

также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством

формируемых знаний, умений и навыков.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My

favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности.

Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем.

При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка,

автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся

выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке

учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает

работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и

недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке

прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая

используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и

ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем

любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные

стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом

проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем

новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые

предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ,

который мы можем оформить в небольшую книгу собственного

изготовления.



В раздел образования