Автор: Смирнова Людмила Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Солонешенский лицей профессионального образования"
Населённый пункт: Алтайский край село Солонешное
Наименование материала: статья
Тема: "Представления о счастье современной молодежи"
Раздел: среднее профессиональное
Представления о счастье современной молодежи
На протяжении долгого времени люди, не смотря на свой возраст, задаются
одним и тем же вопросом...что такое счастье и как стать счастливым? Действительно
счастье является важным элементом для жизни, от него в той или иной степени
зависит качество жизни, здоровье человека. Если человек несчастен, то несчастливы и
окружающие его люди. Именно поэтому «счастье» вызывает все больший интерес
исследователей.
Проблемой счастья на протяжении многих лет занимались как отечественные, так
и зарубежные ученые: М.Аргайл, И.А.Джидарьян, Дж.Локк, А.Маслоу, Э.П.Селигман,
Л.Фейербах, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Чиксентмихайи
Счастье, как и многие другие понятия имеет свои особенности, исходя из которых
можно сказать, что счастье — это не только личное дело, оно также является
достоянием социума. Может ли человек быть счастливым в одиночестве…человеку
необходимо, чтобы его понимали и принимали в обществе, группе, семье. Наиболее
актуальна проблема счастья в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте
идет профессиональное и личностное становление, определяется круг общения.
Отсутствие
навыков
общения
заставляет
молодых
людей
быть
угрюмым,
недовольным собой, испытывать мучительные переживания, а, следовательно, и
чувствовать себя несчастливыми.
В связи с актуальностью проблемы счастья в целом, а в юношеском возрасте
особенно, мной было проведено исследование представлений о счастье у современной
молодежи.
В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов Краевого государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «Солонешенский
лицей профессионального образования» в количестве 75 человек.
Для исследования представлений о счастье были выбраны следующие методики:
для
оценки
эмоционального
компонента
субъективного
благополучия
была
использована методика М. Соколовой «Шкала субъективного благополучия»; для
определения компонентов, составляющих счастье, «Интеллект карта» Т. Пьюзона и
анкета «Что для Вас счастье?» использовались для определения оценки каждым
студентом своего субъективного состояния.
Данные методики были выбраны, в связи с тем, что по их результатам можно
увидеть все компоненты, составляющие, по мнению обучающихся, счастье и уровень
субъективного благополучия, который является непосредственным показателем
счастья.
Анализ данных, полученных в результате проведения методики «Шкала
субъективного благополучия» М. Соколовой, показал, что у большинства испытуемых
наблюдается средний уровень субъективного благополучия, несмотря на различный
возраст. Сопоставляя полученные данные, следует отметить, что понятие счастье и
субъективное благополучие схожи по своему содержанию, и поэтому мы можем
говорить об уровне счастья у юношей и девушек. Так, большинство респондентов
чувствуют себя счастливыми в недостаточной степени, о чем говорит средний
уровень субъективного благополучия. 10% от общего количества девушек и юношей
говорят о том, что они не счастливы, возможно эти студенты испытывают «свои»
внутриличностные трудности, которые не позволяют в настоящий момент говорить,
что они счастливы. Среди испытуемых есть также юноши и девушки, которые
чувствуют себя абсолютно счастливыми и не имеют никаких проблем, по их мнению,
влияющих на это ощущение (25% от количества опрошенных).
Из результатов проведения методик «Интеллект карты» Т. Пьюзона и анкеты
«Что для Вас счастье?» видно, что в компонентах, составляющих счастье,
наблюдаются незначительные различия, в зависимости от возраста. У студентов 1-2
курсов на 1 месте находится семья и любовь, на 2 месте – друзья, на 3 месте – деньги.
Следует отметить, что на 4 месте у них находится образование, возможно это связано
с тем, что профессиональное становление на данный момент еще не происходит и они
уйдя со школы, еще не чувствуют себя взрослыми. Для студентов 3-4 курсов
характерны следующие показатели, на 1 месте у них находится также семья и любовь,
на 2 месте – друзья, на 3 месте – профессия (работа). Возможно, это связано с
приближающимся окончанием учебного заведения и профессионального становления,
будущей автономности от родителей. Значительных отличий не наблюдается, но со
слов респондентов они вкладывают разное значение в одни и те же понятия в
зависимости от возраста (семья, для вновь поступивших студентов - это родители,
которые обеспечивают материально; а семья для выпускников-это создание в
ближайшем будущем своей семьи).
Подводя итоги и анализируя полученные данные, следует сказать, что, несмотря
на возраст для всех студентов (юношеского и подросткового возраста) наиболее
важным компонентом, составляющим счастье, является любовь и семья, общение
также все они осознают, что именно друзья смогут помочь им при необходимости и
без них будет сложнее в жизни. На мой взгляд, остальные отличия в показателях
зависят от жизненного этапа, на котором они находятся в данный момент.
Можно предположить, что указанные выше компоненты, составляющие рейтинг
представлений о счастье, являются базовыми для юношеского возраста. Их состав не
меняется, а меняется лишь местоположение в рейтинге зависимости от того, на каком
жизненном этапе в данный момент находится респондент того или иного возраста.
Исходя из полученных данных, можно предположить, что чувство счастья, зависит от
того, испытывают ли они некие проблемы с указанными выше компонентами,
составляющими рейтинг, в большей степени с теми, которые занимают первые места.
И если же они не имеют проблем с семьей, друзьями или учебой, с наиболее важными
для каждого компонентами они могут в полной мере говорить о чувстве счастья.
Данное исследование позволило раскрыть многообразие внутреннего мира
респондентов, а именно насколько они удовлетворены жизнью, что влияет на
ощущение счастья и что счастье для каждого из них. Стало возможным видеть те
компоненты счастья, составляющие рейтинг представлений, которые характерны для
юношеского возраста, какие изменения можно наблюдать в расстановке приоритетов
у юношей в зависимости от жизненного этапа. А также какие действия можно
предпринимать при психологических проблемах, которые может испытывать студент.
Способность к счастью — это своего рода талант, в котором проявляется глубина и
яркость личности, ее внутренняя энергия.
Литература:
1.
Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл.- 3-е изд.-СПб.: Питер, 2018.-271 с.
2.
Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете [Текст] / И.А.
Джидарьян – СПб.: Алетейя, 2011. – 248с.
3.
Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов -М.: Академия, 1978.–198с.
4.
Зацепин, В.И. Счастье как проблема социальной психологии [Текст] / В.И. Зацепин –
Львов: Феникс, 1981. – 301с.
5.
Кон, И.С.Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон-М.: Просвещение,1989.–160с.
6.
Селигман, Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл
жизни [Текст] / Э.П. Селигман - М.: София, 2016. - 368с.
7.
Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека [Текст] / В. Татаркевич - М.:
Прогресс, 1981. – 208с.