Напоминание

"Представления о счастье современной молодежи"


Автор: Смирнова Людмила Юрьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Солонешенский лицей профессионального образования"
Населённый пункт: Алтайский край село Солонешное
Наименование материала: статья
Тема: "Представления о счастье современной молодежи"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Представления о счастье современной молодежи

На протяжении долгого времени люди, не смотря на свой возраст, задаются

одним и тем же вопросом...что такое счастье и как стать счастливым? Действительно

счастье является важным элементом для жизни, от него в той или иной степени

зависит качество жизни, здоровье человека. Если человек несчастен, то несчастливы и

окружающие его люди. Именно поэтому «счастье» вызывает все больший интерес

исследователей.

Проблемой счастья на протяжении многих лет занимались как отечественные, так

и зарубежные ученые: М.Аргайл, И.А.Джидарьян, Дж.Локк, А.Маслоу, Э.П.Селигман,

Л.Фейербах, З.Фрейд, Э.Фромм, М.Чиксентмихайи

Счастье, как и многие другие понятия имеет свои особенности, исходя из которых

можно сказать, что счастье — это не только личное дело, оно также является

достоянием социума. Может ли человек быть счастливым в одиночестве…человеку

необходимо, чтобы его понимали и принимали в обществе, группе, семье. Наиболее

актуальна проблема счастья в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте

идет профессиональное и личностное становление, определяется круг общения.

Отсутствие

навыков

общения

заставляет

молодых

людей

быть

угрюмым,

недовольным собой, испытывать мучительные переживания, а, следовательно, и

чувствовать себя несчастливыми.

В связи с актуальностью проблемы счастья в целом, а в юношеском возрасте

особенно, мной было проведено исследование представлений о счастье у современной

молодежи.

В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов Краевого государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения «Солонешенский

лицей профессионального образования» в количестве 75 человек.

Для исследования представлений о счастье были выбраны следующие методики:

для

оценки

эмоционального

компонента

субъективного

благополучия

была

использована методика М. Соколовой «Шкала субъективного благополучия»; для

определения компонентов, составляющих счастье, «Интеллект карта» Т. Пьюзона и

анкета «Что для Вас счастье?» использовались для определения оценки каждым

студентом своего субъективного состояния.

Данные методики были выбраны, в связи с тем, что по их результатам можно

увидеть все компоненты, составляющие, по мнению обучающихся, счастье и уровень

субъективного благополучия, который является непосредственным показателем

счастья.

Анализ данных, полученных в результате проведения методики «Шкала

субъективного благополучия» М. Соколовой, показал, что у большинства испытуемых

наблюдается средний уровень субъективного благополучия, несмотря на различный

возраст. Сопоставляя полученные данные, следует отметить, что понятие счастье и

субъективное благополучие схожи по своему содержанию, и поэтому мы можем

говорить об уровне счастья у юношей и девушек. Так, большинство респондентов

чувствуют себя счастливыми в недостаточной степени, о чем говорит средний

уровень субъективного благополучия. 10% от общего количества девушек и юношей

говорят о том, что они не счастливы, возможно эти студенты испытывают «свои»

внутриличностные трудности, которые не позволяют в настоящий момент говорить,

что они счастливы. Среди испытуемых есть также юноши и девушки, которые

чувствуют себя абсолютно счастливыми и не имеют никаких проблем, по их мнению,

влияющих на это ощущение (25% от количества опрошенных).

Из результатов проведения методик «Интеллект карты» Т. Пьюзона и анкеты

«Что для Вас счастье?» видно, что в компонентах, составляющих счастье,

наблюдаются незначительные различия, в зависимости от возраста. У студентов 1-2

курсов на 1 месте находится семья и любовь, на 2 месте – друзья, на 3 месте – деньги.

Следует отметить, что на 4 месте у них находится образование, возможно это связано

с тем, что профессиональное становление на данный момент еще не происходит и они

уйдя со школы, еще не чувствуют себя взрослыми. Для студентов 3-4 курсов

характерны следующие показатели, на 1 месте у них находится также семья и любовь,

на 2 месте – друзья, на 3 месте – профессия (работа). Возможно, это связано с

приближающимся окончанием учебного заведения и профессионального становления,

будущей автономности от родителей. Значительных отличий не наблюдается, но со

слов респондентов они вкладывают разное значение в одни и те же понятия в

зависимости от возраста (семья, для вновь поступивших студентов - это родители,

которые обеспечивают материально; а семья для выпускников-это создание в

ближайшем будущем своей семьи).

Подводя итоги и анализируя полученные данные, следует сказать, что, несмотря

на возраст для всех студентов (юношеского и подросткового возраста) наиболее

важным компонентом, составляющим счастье, является любовь и семья, общение

также все они осознают, что именно друзья смогут помочь им при необходимости и

без них будет сложнее в жизни. На мой взгляд, остальные отличия в показателях

зависят от жизненного этапа, на котором они находятся в данный момент.

Можно предположить, что указанные выше компоненты, составляющие рейтинг

представлений о счастье, являются базовыми для юношеского возраста. Их состав не

меняется, а меняется лишь местоположение в рейтинге зависимости от того, на каком

жизненном этапе в данный момент находится респондент того или иного возраста.

Исходя из полученных данных, можно предположить, что чувство счастья, зависит от

того, испытывают ли они некие проблемы с указанными выше компонентами,

составляющими рейтинг, в большей степени с теми, которые занимают первые места.

И если же они не имеют проблем с семьей, друзьями или учебой, с наиболее важными

для каждого компонентами они могут в полной мере говорить о чувстве счастья.

Данное исследование позволило раскрыть многообразие внутреннего мира

респондентов, а именно насколько они удовлетворены жизнью, что влияет на

ощущение счастья и что счастье для каждого из них. Стало возможным видеть те

компоненты счастья, составляющие рейтинг представлений, которые характерны для

юношеского возраста, какие изменения можно наблюдать в расстановке приоритетов

у юношей в зависимости от жизненного этапа. А также какие действия можно

предпринимать при психологических проблемах, которые может испытывать студент.

Способность к счастью — это своего рода талант, в котором проявляется глубина и

яркость личности, ее внутренняя энергия.

Литература:

1.

Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл.- 3-е изд.-СПб.: Питер, 2018.-271 с.

2.

Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете [Текст] / И.А.

Джидарьян – СПб.: Алетейя, 2011. – 248с.

3.

Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов -М.: Академия, 1978.–198с.

4.

Зацепин, В.И. Счастье как проблема социальной психологии [Текст] / В.И. Зацепин –

Львов: Феникс, 1981. – 301с.

5.

Кон, И.С.Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон-М.: Просвещение,1989.–160с.

6.

Селигман, Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл

жизни [Текст] / Э.П. Селигман - М.: София, 2016. - 368с.

7.

Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека [Текст] / В. Татаркевич - М.:

Прогресс, 1981. – 208с.



В раздел образования