Автор: Петрищева Оксана Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ "Бородинский детский дом"
Населённый пункт: Красноярский край, город Бородино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»
Раздел: начальное образование
В настоящее время все актуальнее поднимается вопрос о правовой
грамотности и защите прав детей. Как правило, в основном рассматриваются
права ребенка, а обязанности отошли на второй план. И только заостряя
вниманиекак на правах, так и на обязанностях каждого ребенка, мы можем
говорить о культурном развитии личности ребенка, который при отстаивании
своих прав, не нарушает прав окружающих его людей.
Тема:«Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»
Цель и задачи мероприятия:
Формирование в неформальной, игровой обстановке у воспитанников
правовой культуры.
Задачи:
- повысить правовую культуру воспитанников;
- привлечь вниманиевоспитанников к решению данной проблемы.
Ход занятия
Игра-разминка «Разрешается – запрещается»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду
читать вам стихотворение и на тех местах, где я останавливаюсь, вы должны
будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак, начинаем!
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Избивать и бить ребенка строго … (запрещается)
Слушать мнение друг друга … (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Мыть посуду, пол мести детям всем по силе
Так трудиться скажем мы … (разрешается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина строго … (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Спасибо. Все молодцы.
ПРИТЧА
Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И
окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в
зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко, и
всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно
было людям добираться домой, к своему очагу. Так вела себя не только Луна.
Также вели себя Звезды и Солнце, День и Ночь, Моря и Реки. Словом, всюду
царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов, явлений.
Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно
изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен мир?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые
коснуться не только природных явлений, но и его самого – ЧЕЛОВЕКА. Если
мы это сделаем правильно, человеку только остаётся их чётко исполнять и его
жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой».
Обсуждение: Прав ли был мудрец? Что такое закон? Нужны ли людям
законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Проигрывание и обсуждение ситуаций из повседневной жизни
Примеры ситуаций:
- Матвей не хочет дежурить, так как детский труд запрещен;
- Света разрисовала парту, так как имеет право на творчество и
самовыражение;
- Даниил бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на
свободу передвижения.
Обсуждение каждой ситуации.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за
совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что
нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в
гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения
наступает с 14 лет, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и
штрафы.
Проигрывание и обсуждение ситуаций
Ребята инсценируют правонарушения
Ситуация 1 «Ложный звонок»
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…
Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это вовсе не
шутка,
избавляющая
от
очередной
контрольной,
а
статья
УК,
предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных
вызовов скорой помощи, милиции.
Ситуация 2 «Порча чужого имущества»
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только
гражданину, но и его имуществу (умышленное уничтожение или повреждение
чужого имущества наказывается штрафом, либо лишением свободы и
возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим
вред).
Ситуация 3 «Угроза «болтовней»»
В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне
стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
(Угроза
убийством
или
причинением
тяжкого
вреда
здоровью
наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет).
Ситуация 4 «Оскорбление»
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...
(Оскорбление – штраф, либо исправительные работы).
Ситуация 5 «Осквернение зданий и транспорта»
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене краской, чтоб лучше видно было!
Пишут.
(Вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на
общественном транспорте или в иных общественных местах – и возмещение
ущерба).
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят
компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что совершение
преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И
во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже
такие же права, как и твои.
Заключительная часть.
Уважайте чужие права!
В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое
солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким
человеком хорошо везде.
1.
Я не хочу дежурить, так как детский труд запрещен.
2.
Я разрисовала парту, так как имею право на творчество и
самовыражение.
3.
Я бегаю по классу во время урока, потому что имею право на
свободу передвижения.
4.
Маша без всякого предупреждения вбегает в группу и кричит:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим на
улицу…
5.
Постановка драки (Сергей и Данил)
Возглас Маши: –Это нас-то маленьких?!! Какой с нас штраф?
6.
Витя: - Света, дай телефон, музыку послушать, а то скучно!
Света: - Не дам, он новый, только вчера купили.
Витя: - Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
(Выхватываешь телефон и бросаешь на пол).
7.
– …Еще раз дернешь за волосы, убью! Знаешь, сколько у меня
друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
8.
Две девочки ссорятся:
– А ты не красивая…
– А ты сама не красивая …
9.
Данил: – Мы победили в лыжной гонке, а в городе никто не
знает!!!
Сергей: – Давай на стене напишем, чтобы завтра утром все увидели!!!
Олег: – Клево, вот люди порадуются!
Данил: – Давай на стене маркером, чтобы лучше видно было!!!
Все пишут.