Напоминание

«Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»


Автор: Петрищева Оксана Викторовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ "Бородинский детский дом"
Населённый пункт: Красноярский край, город Бородино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время все актуальнее поднимается вопрос о правовой

грамотности и защите прав детей. Как правило, в основном рассматриваются

права ребенка, а обязанности отошли на второй план. И только заостряя

вниманиекак на правах, так и на обязанностях каждого ребенка, мы можем

говорить о культурном развитии личности ребенка, который при отстаивании

своих прав, не нарушает прав окружающих его людей.

Тема:«Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»

Цель и задачи мероприятия:

Формирование в неформальной, игровой обстановке у воспитанников

правовой культуры.

Задачи:

- повысить правовую культуру воспитанников;

- привлечь вниманиевоспитанников к решению данной проблемы.

Ход занятия

Игра-разминка «Разрешается – запрещается»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду

читать вам стихотворение и на тех местах, где я останавливаюсь, вы должны

будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак, начинаем!

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Избивать и бить ребенка строго … (запрещается)

Слушать мнение друг друга … (разрешается)

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа … (запрещается)

Мыть посуду, пол мести детям всем по силе

Так трудиться скажем мы … (разрешается)

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться … (разрешается)

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина строго … (запрещается)

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить …(разрешается)

Спасибо. Все молодцы.

ПРИТЧА

Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И

окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в

зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко, и

всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно

было людям добираться домой, к своему очагу. Так вела себя не только Луна.

Также вели себя Звезды и Солнце, День и Ночь, Моря и Реки. Словом, всюду

царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов, явлений.

Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно

изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен мир?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые

коснуться не только природных явлений, но и его самого – ЧЕЛОВЕКА. Если

мы это сделаем правильно, человеку только остаётся их чётко исполнять и его

жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой».

Обсуждение: Прав ли был мудрец? Что такое закон? Нужны ли людям

законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?

Проигрывание и обсуждение ситуаций из повседневной жизни

Примеры ситуаций:

- Матвей не хочет дежурить, так как детский труд запрещен;

- Света разрисовала парту, так как имеет право на творчество и

самовыражение;

- Даниил бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на

свободу передвижения.

Обсуждение каждой ситуации.

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за

совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что

нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в

гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения

наступает с 14 лет, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и

штрафы.

Проигрывание и обсуждение ситуаций

Ребята инсценируют правонарушения

Ситуация 1 «Ложный звонок»

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…

Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это вовсе не

шутка,

избавляющая

от

очередной

контрольной,

а

статья

УК,

предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных

вызовов скорой помощи, милиции.

Ситуация 2 «Порча чужого имущества»

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только

гражданину, но и его имуществу (умышленное уничтожение или повреждение

чужого имущества наказывается штрафом, либо лишением свободы и

возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим

вред).

Ситуация 3 «Угроза «болтовней»»

В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне

стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

(Угроза

убийством

или

причинением

тяжкого

вреда

здоровью

наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет).

Ситуация 4 «Оскорбление»

Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:

– А ты ...

– А ты сама ...

(Оскорбление – штраф, либо исправительные работы).

Ситуация 5 «Осквернение зданий и транспорта»

В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене краской, чтоб лучше видно было!

Пишут.

(Вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на

общественном транспорте или в иных общественных местах – и возмещение

ущерба).

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят

компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что совершение

преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И

во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже

такие же права, как и твои.

Заключительная часть.

Уважайте чужие права!

В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое

солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким

человеком хорошо везде.

1.

Я не хочу дежурить, так как детский труд запрещен.

2.

Я разрисовала парту, так как имею право на творчество и

самовыражение.

3.

Я бегаю по классу во время урока, потому что имею право на

свободу передвижения.

4.

Маша без всякого предупреждения вбегает в группу и кричит:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим на

улицу…

5.

Постановка драки (Сергей и Данил)

Возглас Маши: –Это нас-то маленьких?!! Какой с нас штраф?

6.

Витя: - Света, дай телефон, музыку послушать, а то скучно!

Света: - Не дам, он новый, только вчера купили.

Витя: - Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

(Выхватываешь телефон и бросаешь на пол).

7.

– …Еще раз дернешь за волосы, убью! Знаешь, сколько у меня

друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

8.

Две девочки ссорятся:

– А ты не красивая…

– А ты сама не красивая …

9.

Данил: – Мы победили в лыжной гонке, а в городе никто не

знает!!!

Сергей: – Давай на стене напишем, чтобы завтра утром все увидели!!!

Олег: – Клево, вот люди порадуются!

Данил: – Давай на стене маркером, чтобы лучше видно было!!!

Все пишут.



В раздел образования