Автор: Иликбаева Елена Вячеславовна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования" АМР Краснокамский район
Населённый пункт: г. Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Обзор эффективных способов адаптации молодых специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в школе.
Раздел: среднее образование
Обзор эффективных способов адаптации молодых специалистов к
осуществлению профессиональной деятельности в школе.
По мнению большинства молодых учителей, индивидуальная помощь
как
метод
адаптации
является
самым
эффективным.
Субъектами
индивидуальной помощи являются специалисты, недавно окончившие
педагогический вуз и наставник, которым может стать более опытный
педагог.
Основным
условием,
без
которого
невозможно
успешное
взаимодействие субъектов, является готовность молодого специалиста
принять помощь наставника. Ключевой идеей индивидуальной помощи
является активизация самостоятельности начинающих специалистов в
решении актуальных для их профессионального становления и личностного
роста задач. Ответственность за решение задачи (проблемы) остается за
начинающим педагогом.
Индивидуальная помощь должна быть непрерывной. Начинающие
специалисты, находясь на этапе профессиональной адаптации, включены в
ситуацию приспособления к воздействиям новой для них деятельности и
среды, а значит, испытывают стресс, с которым они не всегда могут
справиться.
Поэтому
необходимо
обеспечить
непрерывность
педагогического сопровождения в течение всего периода профессиональной
адаптации.
Также при предоставлении индивидуальной помощи имеет смысл
использовать индивидуальный, дифференцированный подход к молодым
специалистам, учитывая различные факторы (объективные, субъективные).
На начальном этапе адаптации целесообразно использование методов
диагностики.
Существует
огромное
количество
психодиагностических
методик. Например, мотивационные опросники, которые позволяют оценить
особенности профессиональной мотивации молодого учителя.
Самым
популярным
мотивационным
опросником
является
психометрическая методика, разработанная психологами под руководством
Роджера Хоулдсуортом – «Drives» [3]. Задача этого опроса – выявить
источники
мотивации
молодого
учителя.
При
планировании
индивидуального плана наставник может опираться на результаты этих
тестов. Результаты показывают, насколько важно для молодого учителя
личностное развитие; насколько важен социум и взаимоотношения с другими
людьми; что мотивирует человека двигаться по карьерной лестнице;
характеристики
рабочей
среды,
обеспечивающие
молодому
учителю
комфортные условия.
К эффективным способам адаптации молодые специалисты отнесли
мастер-классы и демонстрацию опыта коллег. Мастер-класс представляет
собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией
и для углубления расширения определенных знаний по специально
подобранной
теме.
Эти
методы
относятся
к
группе
методов
консультирования.
Мастер-класс – это метод, целью которого является ретрансляция
уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-
класса
его
участникам
«инновационных
продуктов»,
полученных
в
результате
творческой,
экспериментальной
деятельности
педагога,
проводящего мастер-класс.
Основным условием успешного эффективного мастер-класса является
наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей
сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность,
собственный
подход
к
педагогической
деятельности,
заслужившего
признание
со
стороны
своих
коллег.
Как
правило,
такой
педагог
соответствует таким критериям как наличие высшего образования, высшей
квалификационной категории, стажа в системе образования, публикаций
программно-методического характера.
Особую популярность мастер-классы завоевали среди начинающих
педагогов.
При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения
целей
и
задач
разработать
план
его
проведения,
четко
определить
последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их
осуществления.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса состоит из четырех
частей:
1.
Презентация педагогического опыта учителем-мастером: кратко
характеризуются основные идеи технологии; описываются достижения в
работе;
доказывается
результативность
деятельности
обучающихся,
свидетельствующая об эффективности технологии; определяются проблемы
и перспективы в работе учителя- мастера.
2.
Представление системы учебных занятий: описывается система
учебных
занятий
в
режиме
презентуемой
технологии;
определяются
основные
приемы
работы,
которые
мастер
будет
демонстрировать
слушателям.
3.
Проведение
имитационной
игры:
учитель-мастер
проводит
учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы
с обучающимися; слушатели одновременно играют две роли: обучающихся
экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом
занятии.
4.
Моделирование: молодые учителя выполняют самостоятельную
работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме
технологии учителя-мастера; учитель-мастер выполняет роль консультанта,
организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; учитель-
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей
учебного занятия
5. Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной
деятельности мастера и слушателей. Следует заранее учитывать мотивацию
разных групп участников. Если это начинающие педагоги, то для них важно
получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой
методике,
чтобы
иметь
возможность использовать
все это в своей
дальнейшей практической работе.
Мастер-класс может представлять форму лекции, практического
занятия или совмещать в себе сразу эти две формы (лекционно-практическое
занятие).
Демонстрация опыта коллег может принимать форму открытого урока.
В этом уроке необязательно должны быть инновационные педагогические
учителя-наставника. Это урок, который существующим стандартам ФГОС по
какому-либо предмету.
Следующие эффективные способы, применяемые практически на всех
этапах межличностная беседа и обратная связь.
Межличностная
беседа
–
метод,
заключающийся
в
личностно-
ориентированном общении между субъектами (наставником и молодым
специалистом). Беседа наставника с молодым специалистом является
одновременно диагностическим инструментом трудностей, проблем, с
которыми сталкивается выпускник вуза, и инструментом формирования и
Установление позитивных отношений между участниками беседы требует
определенных качеств личности. Этот факт подтверждают результаты
нашего анкетирования. Молодые специалисты против авторитарного стиля
общения, психологического давления со стороны наставника. Наставник
должен обладать умением расположить к себе собеседника, вызывать
доверие,
производить
впечатление
доброжелательного
и
отзывчивого
человека. В случае давления ответы молодого специалиста на вопросы будут
неискренними.
Наставник
должен
принимать
во
внимание
наиболее
распространенные причины неискренности. Это, в частности, опасение
человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание
упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те
стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь,
что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к
собеседнику; непонимание цели беседы.
Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет
начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с
собеседником наставнику рекомендуется демонстрировать свой интерес к его
личности, его проблемам, его мнениям. Следует избегать при этом открытого
согласия или несогласия с молодым учителем. Свое участие в беседе, интерес
к
ней
исследователь
может
выражать
мимикой,
позами,
жестами,
интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями.
Беседа всегда сопровождается наблюдением за обликом и поведением
собеседника,
которое
дает
дополнительную,
а
подчас
и
основную
информацию о нем, его отношении к предмету разговора, к личности самого
наставника
и
сопутствующей
обстановке,
о
его
ответственности
и
искренности.
При
ведении
беседы
различают
техники
рефлексивного
нерефлексивного слушания. Техника рефлексивного слушания заключается в
управлении
беседой
с
помощью
активного
речевого
вмешательства
наставника в процесс общения. И. Атватер выделяет следующие основные
приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение
чувств и резюмирование.
Выяснение
–
это
обращение
к
респонденту
за
уточнениями,
помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях
наставник
получает
дополнительные
сведения
или
уточняет
смысл
высказывания.
Перефразирование – это формулировка высказывания респондента в
ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания
собеседника.
По
возможности
наставник
должен
избегать
точного,
дословного повторения высказывания, поскольку при этом у собеседника
может возникнуть впечатление, что его невнимательно слушают. При
умелом перефразировании у респондента, напротив, возникает убеждение,
что его внимательно слушают и стремятся понять.
Отражение чувств – это словесное выражение слушающим текущих
переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают
респонденту почувствовать заинтересованность исследователя и внимание к
собеседнику.
Резюмирование – это подытоживание слушающим мыслей и чувств
говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания
респондента в единое целое.
При нерефлексивном слушании наставник управляет беседой с
помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства
общения – контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение
дистанции и т. п. И. Атватер выделяет следующие ситуации, когда
применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным:
1)
собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить
свое отношение к чему-либо;
2)
собеседник
хочет
обсудить
наболевшие
проблемы,
ему
необходимо «выговориться»;
3)
собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем,
переживаний (мешать ему не следует);
4)
собеседник
испытывает
неуверенность
в
начале
беседы
(необходимо дать ему возможность успокоиться).
Нерефлексивное слушание – достаточно тонкая техника, использовать
ее надо осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс
общения.
В то время, как межличностная беседа направлена больше на
установление эмоционального контакта и раскрытие личности человека,
диагностику проблем, обратная связь нацелена на обмен информацией о
результатах работы и их оценивание. Обратная связь осуществляется на
практическом этапе адаптации молодого специалиста.
Обратная связь – это метод предоставления наставником информации о
проделанной молодым учителем работе. Этот метод адаптации реализуется
во время практики молодого учителя и относится к методам коррекции и
рефлексии. Молодой учитель проявляет свои способности и подстраивается
под
предъявляемые
к
нему
требования,
только
когда
располагает
информацией о качестве своего труда. Обратная связь должна произойти
своевременно, например, сразу же после проведения молодым учителем
урока. Обратная связь должна начинаться с разговора о плюсах в
проделанной работе, при этом важно не просто хвалить человека, а
приводить конкретные примеры того, что ему особенно хорошо удалось
сделать; затем наставник объективно высказывается о негативных сторонах
работы, вовлекает молодого учителя в дискуссию о возможных решениях
проблемы.
Следует отметить, что межличностная беседа и обратная связь
невозможны без метода наблюдения.
Наблюдение – преднамеренное
систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений,
является одним из основных эмпирических методов психологического
исследования.