Напоминание

Самоанализ педагогической деятельности


Автор: Шаргаева Валентина Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Бахтайская СОШ
Населённый пункт: с. Бахтай Аларского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: Самоанализ педагогической деятельности
Раздел: полное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «АЛАРСКИЙ РАЙОН» МОУ БАХТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Шаргаевой Валентины Борисовны с. Бахтай, 2011г 1
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Шаргаевой Валентины Борисовны Здравствуйте, меня зовут Валентина Борисовна! Вашему вниманию я хочу предоставить свой самоанализ педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы. Основная проблема в педагогической деятельности, будь то в области образования или воспитания, - это подготовить конкурентоспособных выпускников, заложив в них не только базовый уровень знаний, умений и навыков, но и ознакомив с нормами поведения в социуме. Причина возникновения данной проблемы связана с обществом, так как общество ставит перед образовательными учреждениями задачу – обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни. Также основными проблемами, с которыми сталкивается педагог в своей педагогической деятельности – это разные интеллектуальные способности учащихся и их обучаемость, высокий уровень тревожности при изучении русского языка, связанный с ЕГЭ и формирование учебной мотивации. Я считаю, что формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем школы и является актуальной в настоящее время. Выявить характер мотивации, смысл учения для школьников – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с ними. Начиная заниматься данными проблемами, я выявила, что они взаимосвязаны. Преобладающий мотив учения – родители, друзья, учителя. Общие интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие предметы естественно-математического цикла. И, как следствие первых двух проблем, высокая тревожность в отношении изучения русского языка и у школьников, и у их родителей. К тому же обязательная сдача ЕГЭ по русскому языку еще более усиливает страх перед дисциплиной. Свободная ориентация в современных психолого-педагогических концепциях обучения позволяет мне адаптировать программу для учащихся с учётом социального заказа общества, государственных общеобразовательных стандартов, целей школы. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды. В нашем образовательном учреждении они связаны с развитием всесторонне развитой личности, применяя в обучении и воспитании этнопедагогические компоненты. Для реализации проблем мной была поставлена цель: воспитывать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. 2
Для осуществления поставленной цели мной была выдвинута задача – не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Исходя из всего сказанного, мной были сделаны следующие шаги: 1. Изучены педагогические технологии, в ходе которых я выбрала для себя наиболее приемлемые для своих предметов. Это:  дифференцированное обучение,  СОУ (совершенствование общеучебных умений),  Личностно ориентированное обучение,  использование информационно-коммуникационных технологий,  метод проектов,  «Орфография без правил» П.С. Тоцкого. Данные технологии направлены на конкретно каждого ученика в классе, с помощью некоторых технологий, например, технологии СОУ, можно проводить диагностику знаний, умений и навыков учащихся. Основная проблема в школе – это отсутствие орфографической зоркости у учеников. Чтобы повысить грамотность учащихся, можно применить технологию «Орфография без правил» П.С. Тоцкого, которая заключается в том, что ученик конкретно знает, в какой морфеме он допустил ошибку и как её исправить. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. 2. В соответствии с данными технологиями выбраны активные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский и др. 3. Работаю над методической темой: «Самостоятельная работа как средство формирования компетентности учащихся для подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы». Интерес к этой проблеме обусловлен многими обстоятельствами: модернизацией процесса обучения и сменой цели образования, утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование, потребностью учащихся в ведении исследовательской работы. Значительная роль в самостоятельной работе учащихся отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Задача школы: научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путём, овладеть как можно большим разнообразием видов и приёмов самостоятельной работы. Одним из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является повышение роли самостоятельной работы. В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний данных предметов, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны учителей при выполнении самостоятельных заданий. 4. Подобраны формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений. 3
Исходя из этого, на своих уроках применяю как традиционную, так и нетрадиционную форму уроков – уроки-концерты, соревнования, презентации и т.д. Ведущая идея моей педагогической деятельности связана с методической темой школы: «Личностно ориентированное обучение и воспитание учащихся». По Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик - учитель», с учётом индивидуального кредо каждого ученика. 5. Поэтому я реализую такие принципы: принцип индивидуальности, принцип доверия и поддержки, принцип самоактуализации, принцип творчества и успеха. 6. Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. 7. На своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы; использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
учебно-познавательные

компетенции:
приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
информационные

компетенции:
учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
коммуникативные

компетенции:
воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других. Об эффективности моей работы свидетельствуют результаты ЕГЭ: № п/п уч. г. Оценки У % К % Примечание «5 » «4 » «3 » «2 » 01. 2005- 2006 1 1 2 - 100 50 Выпускница 2006г. Олзоева Агния на ЕГЭ по русскому языку получила 77 баллов, что явилось 5-м результатом в округе. 02. 2006- 2007 - 3 5 1 89 33 На «2» сдал экзамен выпускник из класса выравнивания 03. 2007- 2008 1 3 1 1 83 67 Выпускница 2008 г. Егодурова Ксения прошла экзаменационное испытание на «5», набрав 73 балла. «2» по результатам ЕГЭ получила выпускница, прибывшая из Армении. Результаты ГИА № п/п Учебный год Оценки У % К % Примечание «5 » «4 » «3 » «2 » 01. 2009 – 2010 уч. г. 0 3 13 2 89 17 Из года в год мои ученики показывают стабильные результаты качества знаний. В период с 2008 по 2011 года качественный показатель обучения находится в пределах 46- 57% по русскому языку и в пределах 67-77% по литературе. О результативности опыта 4
свидетельствуют выросшие показатели качества знаний по ЕГЭ (с 50% до 67%). Выпускники поступают в ВУЗы, ССУЗы и успешно там обучаются. 8. Чтобы повысить интерес к предмету, провожу большую внеурочную работу. 9. Мои ученики – члены школьного научного общества учащихся «Искатель» ежегодно выступают с докладами на школьных научно-практических конференциях с материалами, собранными по местному фольклору, например: «Ономастика. Происхождение и дословный перевод бурятских фамилий»; «Школьные развлечения»; «Частушки наших бабушек»; «Празднование Рождества Христова»; «Свадебные традиции»; «Игры местного населения с. Бахтай Аларского района»; «Песня местного населения «Светит месяц» (исполнение и инсценирование песни); «Старинные сказания бурят». Исследовательские работы моих учеников свидетельствуют об умении делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения. 10. Я, как классный руководитель 9 класса, работаю по программе «Развитие творческого потенциала личности школьника», что развивает инициативу и самоуправление в детском коллективе, способствует формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений. Результатом моей работы стало повышение мотивации учения, качества знаний. Положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, свободными в общении. Они открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению познавательного интереса, участвуют в различных конкурсах. Классы, в которых я была и являюсь классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации. Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей. Все перечисленные этапы в решении проблем педагогической деятельности эффективно действуют для разрешения их и достижения поставленной цели. Из проведённой работы видны следственные связи в рамках педагогической деятельности. Полученные результаты деятельности при итоговых аттестациях выпускников свидетельствуют о том, что ученик на ученика не похож, да и год на год тоже не похож, есть результаты, которые говорят о том, что необходимо усилить индивидуальную работу с каждым, по возможности, учеником, также призывать родителей для контроля подготовки к выпускным испытаниям их детей. В 2010 – 2011 учебном году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года - 2011». Стремлюсь к постоянному повышению своей компетентности, повышению своего профессионального роста. В работе мне помогает активная жизненная позиция. Свои теоретические знания и практические умения совершенствую, принимая участие в работе районного методического объединения учителей гуманитарного цикла, школьного МО, чтение и изучение нормативных документов, в работе научно-практических конференций, на заседаниях методических советов, педагогических 5


В раздел образования