Автор: Шаргаева Валентина Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Бахтайская СОШ Населённый пункт: с. Бахтай Аларского района Иркутской области Наименование материала: Статья Тема: Самоанализ педагогической деятельности Раздел: полное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО «АЛАРСКИЙ РАЙОН»
МОУ БАХТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Шаргаевой Валентины Борисовны
с. Бахтай, 2011г
1
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы
Шаргаевой Валентины Борисовны
Здравствуйте, меня зовут Валентина Борисовна! Вашему вниманию я хочу предоставить
свой самоанализ педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы.
Основная проблема в педагогической деятельности, будь то в области образования или
воспитания, - это подготовить конкурентоспособных выпускников, заложив в них не
только базовый уровень знаний, умений и навыков, но и ознакомив с нормами поведения в
социуме.
Причина
возникновения
данной
проблемы
связана
с
обществом,
так
как
общество ставит перед образовательными учреждениями задачу – обеспечить условия
развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире,
недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний
для
решения
жизненных
нестандартных
задач.
Поэтому
учитель
должен
не
только
вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения
обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.
Также основными проблемами, с которыми сталкивается педагог в своей педагогической
деятельности – это разные интеллектуальные способности учащихся и их обучаемость,
высокий
уровень
тревожности
при
изучении
русского
языка,
связанный
с
ЕГЭ
и
формирование учебной мотивации.
Я считаю, что формирование учебной мотивации –
одна из центральных проблем
школы и является актуальной в настоящее время. Выявить характер мотивации, смысл
учения для школьников – значит определить меры педагогического влияния, способы
работы
с
ними.
Начиная
заниматься
данными
проблемами,
я
выявила,
что
они
взаимосвязаны.
Преобладающий
мотив
учения
–
родители,
друзья,
учителя.
Общие
интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то
может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени,
большое число повторений для закрепления материала, для кого-то предпочтительнее
слуховое
восприятие
новой
информации,
для
кого-то
зрительное.
Есть
ученики,
обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы
естественно-математического
цикла,
но
не
испытывающие
интереса
к
гуманитарным
дисциплинам.
А
есть
ученики
с
хорошо
развитым
образным
мышлением,
глубоко
чувствующие,
но
не
любящие
предметы
естественно-математического
цикла.
И,
как
следствие первых двух проблем, высокая тревожность в отношении изучения русского
языка и у школьников, и у их родителей. К тому же обязательная сдача ЕГЭ по русскому
языку еще более усиливает страх перед дисциплиной.
Свободная ориентация в современных психолого-педагогических концепциях обучения
позволяет
мне
адаптировать
программу
для
учащихся
с
учётом
социального
заказа
общества, государственных общеобразовательных стандартов, целей школы.
В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога
должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды. В
нашем
образовательном
учреждении
они
связаны
с
развитием
всесторонне
развитой
личности, применяя в обучении и воспитании этнопедагогические компоненты.
Для реализации проблем мной была поставлена цель: воспитывать самостоятельно
мыслящую
личность,
способную
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям
жизни,
сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
2
Для осуществления поставленной цели мной была выдвинута задача – не только дать
определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую
ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Исходя из всего сказанного, мной были сделаны следующие шаги:
1.
Изучены педагогические технологии, в ходе которых я выбрала для себя наиболее
приемлемые для своих предметов. Это:
дифференцированное обучение,
СОУ (совершенствование общеучебных умений),
Личностно ориентированное обучение,
использование информационно-коммуникационных технологий,
метод проектов,
«Орфография без правил» П.С. Тоцкого.
Данные технологии направлены на конкретно каждого ученика в классе, с помощью
некоторых технологий, например, технологии СОУ, можно проводить диагностику знаний,
умений
и
навыков
учащихся.
Основная
проблема
в
школе
–
это
отсутствие
орфографической зоркости у учеников. Чтобы повысить грамотность учащихся, можно
применить технологию «Орфография без правил» П.С. Тоцкого, которая заключается в
том, что ученик конкретно знает, в какой морфеме он допустил ошибку и как её исправить.
Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать
стереотипности
и
монотонности
процесса
обучения,
что
способствует
развитию
у
учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
2.
В соответствии с данными технологиями выбраны активные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский и др.
3.
Работаю
над
методической
темой:
«Самостоятельная
работа
как
средство
формирования компетентности учащихся для подготовки к ЕГЭ на уроках русского
языка
и
литературы».
Интерес
к
этой
проблеме
обусловлен
многими
обстоятельствами: модернизацией процесса обучения и сменой цели образования,
утверждением
нового
стиля
педагогического
мышления,
ориентирующегося
на
интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на
творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное
образование, потребностью учащихся в ведении исследовательской работы.
Значительная роль в самостоятельной работе учащихся отводится формированию у них
умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний.
Задача
школы:
научить
учащихся
учиться
самостоятельно,
приобретать
знания
из
различных
источников
информации
самостоятельным
путём,
овладеть
как
можно
большим разнообразием видов и приёмов самостоятельной работы.
Одним из средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является
повышение роли самостоятельной работы.
В школьной практике я использую различные виды самостоятельной работы, которые
требуют
от
ученика
знаний
данных
предметов,
проявления
элементов
творчества,
новаторства,
способствуют
развитию
у
учащихся
внимания,
воображения.
Важно
не
забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов
самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и
меру
помощи,
оказываемой
со
стороны
учителей
при
выполнении
самостоятельных
заданий.
4.
Подобраны
формы
организации
учебного
процесса,
помогающие
достичь
позитивной динамики учебных достижений.
3
Исходя из этого, на своих уроках применяю как традиционную, так и нетрадиционную
форму уроков – уроки-концерты, соревнования, презентации и т.д.
Ведущая идея моей педагогической деятельности связана с методической темой школы:
«Личностно
ориентированное
обучение
и
воспитание
учащихся».
По
Якиманской
образовательный
процесс
строится
на
диалоге
«ученик
-
учитель»,
с
учётом
индивидуального кредо каждого ученика.
5.
Поэтому
я
реализую
такие
принципы:
принцип
индивидуальности,
принцип
доверия и поддержки, принцип самоактуализации, принцип творчества и успеха.
6.
Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
7.
На своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки
знаний
учащихся:
тестирование,
перфокарты,
срез
знаний,
самостоятельные
и
контрольные
работы;
использую
различные
карточки:
консультации,
опорные
конспекты, таблицы, схемы, образцы.
Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
учебно-познавательные
компетенции:
приучаю
планировать,
анализировать,
делать
самооценку,
самостоятельно
добывать
знания; информационные
компетенции:
учу
самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников
информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и
передача; коммуникативные
компетенции:
воспитываю
умение
общаться
со
сверстниками
и
взрослыми
людьми,
работать
в
группе,
коллективе,
отстаивать,
цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
Об эффективности моей работы свидетельствуют результаты ЕГЭ:
№
п/п
уч. г.
Оценки
У
%
К
%
Примечание
«5
»
«4
»
«3
»
«2
»
01.
2005-
2006
1
1
2
-
100
50
Выпускница 2006г. Олзоева Агния на ЕГЭ
по русскому языку получила 77 баллов,
что явилось 5-м результатом в округе.
02.
2006-
2007
-
3
5
1
89
33
На «2» сдал экзамен выпускник из класса
выравнивания
03.
2007-
2008
1
3
1
1
83
67
Выпускница
2008
г.
Егодурова
Ксения
прошла
экзаменационное
испытание
на
«5», набрав 73 балла.
«2»
по
результатам
ЕГЭ
получила
выпускница, прибывшая из Армении.
Результаты ГИА
№
п/п
Учебный год
Оценки
У
%
К
%
Примечание
«5
»
«4
»
«3
»
«2
»
01.
2009 – 2010
уч. г.
0
3
13
2
89
17
Из года в год мои ученики показывают стабильные результаты качества знаний. В
период с 2008 по 2011 года качественный показатель обучения находится в пределах 46-
57% по русскому языку и в пределах 67-77% по литературе. О результативности опыта
4
свидетельствуют
выросшие
показатели
качества
знаний
по
ЕГЭ
(с
50%
до
67%).
Выпускники поступают в ВУЗы, ССУЗы и успешно там обучаются.
8.
Чтобы повысить интерес к предмету, провожу большую внеурочную работу.
9.
Мои
ученики
–
члены
школьного
научного
общества
учащихся
«Искатель»
ежегодно выступают с докладами на школьных научно-практических конференциях с
материалами,
собранными
по
местному
фольклору,
например:
«Ономастика.
Происхождение и дословный перевод бурятских фамилий»; «Школьные развлечения»;
«Частушки
наших
бабушек»;
«Празднование
Рождества
Христова»;
«Свадебные
традиции»; «Игры местного населения с. Бахтай Аларского района»; «Песня местного
населения
«Светит
месяц»
(исполнение
и
инсценирование
песни);
«Старинные
сказания бурят».
Исследовательские
работы
моих
учеников
свидетельствуют
об
умении
делать
правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения.
10.
Я,
как
классный
руководитель
9
класса,
работаю
по
программе
«Развитие
творческого
потенциала
личности
школьника»,
что
развивает
инициативу
и
самоуправление в детском коллективе, способствует формированию основ культуры
общения,
поведения
и
построения
межличностных
отношений.
Результатом
моей
работы
стало
повышение
мотивации
учения,
качества
знаний.
Положительные
личностные
изменения:
дети
стали
более
активными,
открытыми,
свободными
в
общении. Они открывают в себе новые возможности, что приводит к повышению
познавательного интереса, участвуют в различных конкурсах.
Классы, в которых я была и являюсь классным руководителем, всегда занимали
лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе,
поскольку
следуя
личностно-ориентированному
подходу
в
воспитании,
я
большое
внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической
деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка,
атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное
время.
Вовлекаю
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс,
через
посещение
родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные
консультации. Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей.
Все перечисленные этапы в решении проблем педагогической деятельности эффективно
действуют для разрешения их и достижения поставленной цели. Из проведённой работы
видны следственные связи в рамках педагогической деятельности. Полученные результаты
деятельности при итоговых аттестациях выпускников свидетельствуют о том, что ученик
на ученика не похож, да и год на год тоже не похож, есть результаты, которые говорят о
том,
что
необходимо
усилить
индивидуальную
работу
с
каждым,
по
возможности,
учеником, также призывать родителей для контроля подготовки к выпускным испытаниям
их детей.
В 2010 – 2011 учебном году приняла участие в районном конкурсе «Учитель года -
2011». Стремлюсь к постоянному повышению своей компетентности, повышению своего
профессионального роста. В работе мне помогает активная жизненная позиция. Свои
теоретические знания и практические умения совершенствую, принимая участие в работе
районного методического объединения учителей гуманитарного цикла, школьного МО,
чтение и изучение нормативных документов, в работе научно-практических конференций,
на заседаниях методических советов, педагогических
5