Напоминание

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК


Авторы: Слепцова Айталина Николаевна, Дьячковская Татьяна Константиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №70 "Кэрэчээнэ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск с. Хатассы
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее

важных задач дошкольного образования.

Речевое развитие детей тесно связано с

особенностями словарного запаса, потому что слово является центральной единицей

языка и составляет ее семантическую основу.

Недостаточное овладение лексическими средствами языка, наблюдается в настоящее

время достаточно часто. Исследование речи у детей старшего дошкольного возраста

часто обнаруживают у них ограниченность словесных средств общения различной степени

выраженности, а также недостаточность усвоения содержательной структуры слова

(лексической семантики), что приводит к неправильному использованию слов в

собственном устной и письменной речи, а также к его недопонимания.

Эффективным средством развития словаря у детей является использование народных

сказок.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным

развивающим

средством развития словаря в работе с детьми. В последние годы

появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов по

вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается

нехватка доступного практического материала по данной проблеме для работников ДОУ.

Объектом исследования определен процесс изучения сказок народа саха в развитии

словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Предметом исследования выделены содержание и методика изучения якутских

сказок на занятиях по развитию словарного запаса дошкольников.

Гипотеза: мы предполагаем, что специальные занятия по развитию словарного запаса

путем изучения сказок якутского фольклора у детей старшего дошкольного возраста

значительно повышают уровень формирования связной речи.

Цель исследования: изучить возможности использования якутских народных сказок

в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

• Провести анализ литературы по проблеме исследования;

• Выявить основные направления изучения якутских сказок для развития словарного

запаса у детей старшего дошкольного возраста

• Проверить эффективность разработанной методики изучения якутских сказок на

занятиях по развитию словарного запаса дошкольников.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЯКУТСКИХ СКАЗОК

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее

важных задач дошкольного образования.

Речевое развитие детей тесно связано с

особенностями словарного запаса, потому что слово является центральной единицей

языка и составляет ее семантическую основу.

Недостаточное овладение лексическими средствами языка, наблюдается в настоящее

время достаточно часто. Исследование речи у детей старшего дошкольного возраста

часто обнаруживают у них ограниченность словесных средств общения различной степени

выраженности, а также недостаточность усвоения содержательной структуры слова

(лексической семантики), что приводит к неправильному использованию слов в

собственном устной и письменной речи, а также к его недопонимания.

Эффективным средством развития словаря у детей является использование народных

сказок.

Принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов,

а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике. Обогащение словаря

происходит за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и

качеств, действий, процессов и пр.). Словарь детей обогащается на основе их

непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе

познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу

их представлений. Если запас слов растёт медленно, то у детей будет недоставать слов

для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту.

2. Закрепление и уточнения словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей

слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного

наименования предметов. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам:

собирательным («мебель», «посуда» и т.д.) и отвлечённым («тишина», «доброта» и пр.),

существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский»,

«городской» и др.), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай»,

«эскалатор» и др.). Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов,

наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами

реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено,

развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Активизировать детский словарь – значит научить детей

осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного

состояния в активное. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный

словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными

представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не

только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в

речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это

происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в

речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети

привыкли употреблять их в нужных случаях.

4. Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные,

жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях

неблагополучной языковой среды.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на

практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое

или близкое значение) помогает понимать смысловую сторону слова, выбирать наиболее

подходящее слова из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспомнить и

сопоставить предметы и явления по их временным и пространственным отношениям,

величине и свойствам и т.д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер).

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в

психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе

работы по развитию речи детей в детском саду.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия

в работе над развитием речи детей. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой

словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в

самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно

строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.

при изучении сказок первый этап занятия отводится на знакомство со сказкой,

последующие этапы посвящены анализу содержания, выполнению заданий по

закреплению учебного материала.

Первым педагогическим условием для формирования словаря детей старшего

дошкольного возраста на материале народных и авторских сказок является

использование принципа системности, который предполагает восприятие и познание

предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Эта работа включает четыре

направления:

Первое связано с освоением названий предметов, объектов и их действий.

Реализация этого направления осуществляется в демонстрация предметов,

обыгрывании сказки.

Второе предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих

свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное

расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Для реализации этого

условия, организую рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов,

определение их свойств и качеств. В каждой сказке можно найти материал для подобной

работы (избушка лубяная - избушка ледяная).

После проведения подобной работы словарь детей будет пополнен

прилагательными в сравнительной степени.

Третье направление, словарная работа с детьми, предполагает освоение слов,

обозначающих видовые и родовые обобщения. В дошкольном возрасте целесообразно

формировать такие родовые понятия, как мебель, посуда, одежда, транспорт, овощи,

фрукты, при этом особо значимым становится умение самостоятельно находить

существенные признаки, обобщать и выражать результат обобщение в речи. Освоение

родовых понятий не является целью работы - это лишь средство интеллектуального

познавательного и речевого развития. Формирование умения выполнять различные

варианты классификаций.

Четвертое направление предполагает освоение новых - переносных значений

известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор,

сравнений, олицетворений, полисемии.

Благодаря этой системе можно решить все задачи по обогащению и

активизации словаря, уточнению значения слов, обучению умению понимать язык

художественной литературы. При этом работу можно вести одновременно в трех

направлениях: одно в качестве главного, другое продолжается в форме самостоятельной

познавательно-речевой деятельности детей, третье начинать в форме совместной

деятельности воспитателя ребенка.

Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.

Народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной

восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития

образной речи детей.

В ходе занятий по развитию словаря проведены следующие виды деятельности

детей:

1. Слушание и запоминание сказок;

2. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли);

3. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с

природой и животными;

4. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой

детей;

5. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки;

6. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное);

7. Рисование сказок.

При введении сказок на занятиях по развитию речи ставятся следующие цели

развития словаря:

- уточнять, пополнять и активизировать словарь детей ("Отгадай загадку - подбери

картинку", "Узнай и назови предмет", "Назови части - узнай целое", "Подбери игрушку

малышу" и др.);

- упражнять в употреблении существительных с обобщающим значением

("Четвертый лишний", "Подбери картинки" и др.);

- развивать умение подбирать признаки, качества и действия к названию предметов,

- упражнять детей в употреблении прилагательных, характеризующих свойства и

качества предметов, эмоции, чувства, переживания; учить детей самостоятельно

находить различные речевые средства для выражения своего отношения к окружающему

("Что вы видите вокруг?", "Скажи, какой?", "Найди правильное решение" и др.);

- обогащать речь детей синонимами и антонимами ("Найди точное слово", "Как

сказать по - другому?", "Продолжи говорить" и др.);

- упражнять в разгадывании загадок описательного характера; уточнять и расширять

представления детей о признаках внешнего вида объектов и их назначении ("Вот так

знак!", "Угадай и назови", "Подскажи словечко" и др.)

Для активизации словаря используются такие методы и приёмы:

- подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям;

- замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу;

- составление более точного слова по смыслу; составление предложений со

словами синонимического ряда;

- составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных

частей речи;

- нахождение многозначных слов в загадках, скороговорках, и в литературных

предложениях.

Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой. После рассказывания

сказки воспитатель проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание

сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее

интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т.е. постичь

языковую особенность произведений данного жанра.

Разработано много приемов по организации бесед по сказкам. Вопросы,

используемые в ходе беседы должны быть разнообразными. Такие вопросы помогают

точнее охарактеризовать героев сказки, показать детям смысл сказочного произведения.

Также следует использовать наглядный материал для лучшего понимания

произведения.

В своей работе мы использовали такие приемы и методы по обогащению

словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста:

Пересказ сказки

Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи,

обогащают словарный запас, закрепляют произношение трудных звуков русского языка.

Дети по просьбе воспитателя могут сами рассказать понравившийся эпизод из

сказки. Это может быть самый смешной момент, самый грустный. Можно описывать

природы, внешний вид героев, их поступки. В общем, все то, что наиболее запомнилось

детям.

̶L

Пересказ сказки способствует составлению сказки связно, в логической

последовательности; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие

начать и закончить сказку; развивать зрительную и слуховую память, мышление,

воображение.

Инсценировка сказки.

Также следует обратить внимание на возможность драматизации сказочного

произведения и или сцен из него, которые наиболее интересны для работы по

активизации словаря детей.

Инсценировка сказки способствует наиболее полному осмыслению сказки. В ходе

инсценировки дошкольники учатся эмоционально и активно воспринимать сказку;

последовательно и выразительно передавать содержание сказки; усваивать

последовательность событий сказки; находить средства выражения образа в мимике,

жестах, интонациях.

Игровая деятельность

Наконец, следует остановиться на возможностях игровой деятельности. В ходе игр

закрепляется словарь детей, игры помогают расширить представления об окружающем

мире ребенка, способствуют развитию всех психических функций детей (внимания,

памяти, мышления).

Игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники

развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в

освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным

языком.

Настольный театр

Театр для ребенка — это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления.

Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и

отражение своего мироощущения они находят в театре. Театрализация сказок

способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Инсценировка

сказок помогает обучить пересказу, предоставляет большие возможности для

самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи

разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Манипулирование

куклами развивает общую и мелкую моторику.

Сочинение сказок

Дети способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько

сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те

мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. Старшие дошкольники справляются

с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать

главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам. Можно предложить

придумывание своего варианта в сюжете сказки.

Методика формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного

возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:

- изучение якутских сказок через специально организованные занятия;

- использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие

речи;

- применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского

монолога.

С помощью народной сказки можно решать практически все задачи, связанные с

развитием и обогащением речи детей и наряду с основными методами и приемами

можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Таким образом, народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком

является

эффективным

средством

развития

экспрессивной

лексики

старших

дошкольников.

Список использованной литературы

1.

Алексеева,

М.М.

Взаимосвязь

задач

речевого

развития

детей

на

занятиях/

М.М.Алексеева, О.С.Ушакова // Воспитание умственной активности детей дошкольного

возраста. - М., 2013.

2.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

/Алексеева М.М., Яшина В.И. – М. Академия, 2000..

3.

Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в

сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших

школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем

образования МОРФ, 2005.

4.

Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - М.,

1996.

5.

Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников./ Ефименкова Л.Н. –- М. :

Просвещение, 1985. - 111 с.

6.

Егорова, А.А., Захарова М.П. Кэскил. Сборник для детей дошкольного возраста /

Егорова, А.А., Захарова М.П. - Якутск, Бичик, 2002.- 78 с.

7.

Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование,

рассуждение) /Нечаева О. А. - М.: Просвещение, 1986. – 167 с.

8.

Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /под

ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Москва: Просвещение, 1964 - 352 с.

9.

Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.

10.Слепцова, А.Д. Якутский фольклор в воспитании детей. Методическое пособие /

Слепцова А.Д. Якутск: Якут.. нац. книж. изд., 1992,

11.Сивцев, Д.К. Якутские сказки. / Сивцев Д.К., Ефремов П.Е. - Якутск, книжное изд-во,

1999.- 336 с.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Официальный текст: текст Стандарта приводится по состоянию на 21 января 2019 г.

Москва: Сфера, 2020.- 80 с.

13. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие

для учащихся дошкольных пед. Училищ / Федоренко Л.П. - М.: Просвещение, 1977.-

245 с.

14. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста /

Филичева Т.Б. – М., 2000.- 176 с.

15.Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике

развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия,

1999. - 210-115 с.

16.Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Ушакова О.С.,

Струнина Е.М. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 256 с.

17.Шорохова, О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия /

Шорохова О.А. -М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.

18.Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению / Д.Б. Эльконин // Избр. психол.

труды. - М., Академия, 2009. -516 с.

19.Эргис, Г.У. Саха остуоруйалара –Якутские сказки / Эргис Г.У.- Дьокуускай, Бичик, 1996.

- 392 с.

20.Якутские сказки: детям дошкольного возраста/сост. Макеева М.Г.- Якутск: Бичик, 2019 –

160 с.



В раздел образования