Автор: Бабаев Алексей Викторович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации кадет к будущей военно-профессиональной деятельности через личный пример воспитателя»
Раздел: среднее образование
Формирование мотивации кадет к будущей военно-профессиональной
деятельности через личный пример воспитателя»
Оренбургское кадетское училище Министерства обороны Российской
Федерации
является
государственным
образовательным
учреждением
среднего общего образования, реализующим в соответствии с лицензией
образовательную деятельность по образовательным программам основного
общего
и
среднего
общего
образования,
интегрированными
с
дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью
подготовку
несовершеннолетних
обучающихся
к
военной
или
иной
государственной службе, что отдает приоритеты ведущего элемента системы
становления кадета — военно-профессиональной подготовке, которая и
является
системой
этого
уровня.
Становление
«представляет
собой
динамический и непрерывный процесс развития личности в системе
взаимосвязанных
профессионально
значимых
видов
деятельности
и предполагает
использование
совокупности
развернутых
во
времени
приемов социального воздействия на личность, включение в разнообразные
профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-
профессиональную и т.д.)».
Учитывая, что выполнение государственного заказа подразумевает
подготовку не одного кадета, то целью системы становления обучающихся
является обеспечение военно-профессиональной направленности обучения
и воспитания кадет, формировании у них профессионально-важных качеств,
необходимых будущему офицеру Вооруженных Сил РФ, в приобретении
кадетами
военно-профессиональных
компетенций
(знаний,
умений
и навыков), необходимых для дальнейшего
успешного обучения и в
будущем успешного исполнения обязанностей по первичным офицерским
должностям».
Профессиональное становление (направленность) будущих офицеров в
училище как системная категория происходит в определенных условиях и
имеет свои этапы, принципы, функции и методы, которые являются
элементами этой системы.
Одним из важнейших элементов в этой системе считаю, такой метод
воспитания как личный пример
Этот метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи
лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи
действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть, прежде
всего, отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи. Их
примеры видны, доступны, понятны, у них всегда можно спросить о
сокрытом и неясном. Этими людьми также могут быть государственные и
общественные деятели, ученые, военные и святые
православной церкви.
Изучая их жизнь, знакомясь с деятельностью, дети выбирают себе
«идеального героя», как пример для подражания, исследуют ему. Такова
природа детства. Особенно большую роль в жизни растущего человека в
дошкольном и младшем школьном возрасте играет пример родителей, как
«живой» образец ежедневного воспроизведения наглядного поведения. В
подростковом возрасте таким «личным примером» становится жизнь и
деятельность
героев – отечественного воинства. И лишь у юношества
появляется идеал из среды духовных наставников человечества.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую
эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал:
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д.
Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из
живого источника человеческой личности, что на воспитание личности
можно воздействовать только личностью.
Таким образом, в таком учебном заведении как наше кадетское
училище, где обучающиеся находятся круглые сутки и постоянно под
контролем все взоры кадет направлены на одного человека. Того который
постоянно с ними, того кому они задают по сотне вопросов в день, того
который их хвалит и наказывает, и того с которого они берут ПРИМЕР.
Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения
кадет личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему
значению ни с чем несравнимо и ничем не заменимо. Личный пример
воспитателя влияет на кадет независимо от его воли и желания. Никакие
слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах
поведения, как его поступки и действия. Кадеты постоянно наблюдают, как
воспитатель держит себя на занятиях и в жизни, как он одет, как обращается
с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или
иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко
ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и
другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти
качества значительно повышают силу его воспитательного воздействия. Еще
К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся
характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет
сильного характера. Чтобы вырастить кадет мужественными, правдивыми и
честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а
если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных
результатов в воспитании.
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера
взрослых – единство слова и дела. Если на словах взрослые будут требовать
правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своими
поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требования, то
эффективности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между
словом и делом приносит огромный вред в воспитании.
Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет
также единство требований и воспитательных воздействий на кадет со
стороны воспитателей. Несогласованность и противоречивость требований и
примеров снижает эффективность воспитания.
Василий Александрович Сухомлинский в своей работе «Методика
воспитания коллектива» писал: «Коллектив - это очень чувствительный
инструмент. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя:
точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога,
как на человека, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает
каждого
воспитанника
взглянуть
на
самого
себя,
задуматься
над
собственным поведением, управлять собой - а с этого, по существу,
начинается настоящее воспитание, - является личность воспитателя, его
идейные убеждения, богатство его духовной жизни. Если мы говорим, что
коллектив - великая воспитательная сила, то, образно говоря, мы имеем в
виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и
неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство
воспитателя.
Научить воспитанника относиться к себе как к человеку - это значит
сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу
воли, необходимую для нравственной самоорганизации.
Отношение воспитанников к личности своего воспитателя можно
охарактеризовать
так:
личность
воспитателя
привлекает,
восхищает,
одухотворяет
воспитанников
цельностью,
красотой
идейно-жизненных
взглядов, морально-этических принципов.
Авторитет педагога - это творенье его разума и души, умение
утвердить в коллективе глубокое уважение к своим идеалам, принципам,
убеждениям. Авторитет становится могучей силой воспитания только тогда,
когда он создается гармоническим единством, о котором шла речь выше, -
единством поступков, поведения и слов педагога. В основе авторитета
педагога лежит его деятельность, которая становится примером для
воспитанников.Что необходимо для того, чтобы коллектив одухотворялся
гармоничным единством идеалов, убеждений, склонностей, вкусов, симпатий
и антипатий учителя? Прежде всего, необходима его высокая образованность
- настоящая образованность. Нам, воспитателям, с особой строгостью и
требовательностью нужно осознавать ту истину, что воспитываем мы
мыслью, знаниями. Деятельность наша - это жизнь мысли, умение зажечь
воспитанников жаждой знаний. Жизнь коллектива становится полноценной,
когда она насыщена мыслями, умственными интересами и потребностями.
Воспитывать знаниями - это не означает взять готовыми истины и
переложить их в головы учеников. Воспитательная миссия школы состоит в
том, чтобы утверждать в юных душах сознательное отношение к знаниям,
твердую идейную позицию в отношении к ним, собственную точку зрения на
них.
Знания,
которые
мы
формируем
и
утверждаем
в
сознании
воспитанников, должны стать их совестью. Настоящий воспитатель - это тот,
кто идет к своим воспитанникам с собственными мыслями, у кого есть
духовная потребность нести свои знания людям, пережить большую радость
от того, что его убеждения, возвеличивающие человека, правду, истину,
отстаивают наивысшую правду - коммунистические идеи, что его убеждения
становятся убеждениями других людей.
Настоящая образованность педагога проявляется в том, что в нем
кадеты
находят
проводника
к
вершинам
нравственности,
его
слова
воспринимают как призыв быть верными своим благородным убеждениям и
непримиримыми к злу, неправде.
Воспитатель, если хочешь, чтобы твои мысли звали и заставляли
ускоренно биться юные сердца, иди и рассказывай им о том, что поразило
тебя, что заставило твое сердце трепетать от гордости или гнева, радости или
ненависти.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь кадетам проявить
свои индивидуальные способности, найти правильную дорогу в жизни. В
свою очередь, говоря о роли педагога, воспитателя в ценностном и
профессиональном
самоопределении
учащихся
В.А,
Сухомлинский
указывал: «Воспитать в каждом ребёнке живой интерес к труду, раскрыть
наклонность, призвание, утвердить личное увлечение делом – это и есть
сущность индивидуальной воспитательной работы, в которой проявляется
подлинное педагогическое мастерство.
Каждый ученик
находит своё
призвание, вступает на свою дорогу в жизни. Обывательское мнение, что
человек и призвание существуют независимо одно от другого, что жизненная
судьба личности всецело зависит от удачи, в корне не верно: призвание
формируется». Важная роль при этом отводится воспитателю. Он должен
помочь
кадетам
определить
их
призвания
и
способствовать
его
формированию.
На сегодняшний день профессия офицера в России – это занятие по
вооружённой защите Родины, ставшее делом всей жизни. Эта профессия
отличается
высоким уровнем социальной ответственности,
сложности
выполняемых функций, глубоким идейным и нравственным смыслом. Через
офицерский состав Российское правительство проводит свою политику в
области военного строительства, осуществляет руководство вооружёнными
силами.
Одним из важнейших направлений военной реформы, в принятой до
2021
года
Концепции
строительства
Вооружённых
Сил
Российской
Федерации, является развитие системы довузовского военного образования,
объединяющей
образовательные
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность по образовательным программам основного
общего
и
среднего
общегообразования,
интегрированным
с
дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью
подготовку
несовершеннолетних
обучающихся
к
военной
или
иной
государственной службе (пр.МО РФ №515 от 21.07. 2014г.).
Наше училище способствует решению военной реформы в данном
направлении
(развитие
системы
довузовского
военного
образования)
посредством выбранного педагогического сопровождения, развивающее
ценностную и профессиональную направленность.
Под
педагогическим
сопровождением
понимается
система
педагогической
деятельности,
раскрывающая
личностный
потенциал
воспитанника и обеспечивающая её развитие, включающая помощь ученику,
родителю,
воспитателю
в
преодолении социальных,
психологических,
личностных проблемных ситуаций и создании ситуации успешности.
Подобная
педагогическая
деятельность
способствует
становлению
самосознания личности, самоопределению в реальной жизни и ориентации на
перспективу, самоактуализации и самоутверждению.
В ходе практического осуществления педагогического сопровождения
по
развитию
и
формированию
ценностного
и
профессионального
самоопределения кадет было определено, что основными субъектами
данного процесса являются в равной степени, как сами воспитанники, так и
–
воспитатель.
Реализация технологии педагогического сопровождения формирования
военно-профессиональной направленности кадета позволила выделить зону
ответственности воспитателя и его обязанности как субъекта технологии.
Воспитатель взвода кадет непосредственно отвечает за организацию,
практическое
осуществление
и
эффективность
мероприятий,
сопровождающих развитие военно-профессиональной направленности кадет.
Эту работу он проводит в тесном взаимодействии с остальными субъектами,
порядок
и
принципы
которого
составляют
основу
организационного
компонента профессиональной направленности.
Воспитатель осуществляет:
Всестороннее
изучение
личного
состава,
составление
своевременной
диагностики
военно-профессиональной
направленности
кадет,
формирование
профессиональных
военных качеств и фиксирование результатов;
Групповую
воспитательную
работу
в
рамках
военно-
профессиональной направленности, в объёме, определённом
планами;
Индивидуальную работу с кадетами, в соответствии с целями и
методами педагогического взаимодействия;
Профессиональное консультирование в доступном для него
объёме, организацию профессионального консультирования в
требуемом
воспитанником
и
другими
субъектами
педагогического процесса объёме;
Сопровождение
выбора
воинской
специальности
и
вуза,
формирование профессионального самоопределения кадета;
Организацию процесса подготовки воспитанника к обучению в
конкретном военном вузе;
Организацию и управление практической воинской деятельности
кадет, учёт и оценку её результатов.
Список литературы
1.
Асриев А.Ю. Содержание работы воспитателя (офицера-воспитателя) в
рамках технологии педагогического сопровождения процесса развития
военно-профессиональной направленности суворовцев и кадет. Омск,
2007г. – 50с.
2.
Ковалевский В.Ф. военная профессиология: проблемы теории и
практики. Москва. 1983г.
3.
Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва. Политиздат. 1975г.
4.
Сухомлинский В.А. «Труд в духовной жизни подростка». Москва.
Педагогика. Т.1. 1980г.
5.
Сухомлинский
В.А.
«Павлышская
средняя
школа».
Москва.
Педагогика. Т.2. 1980г.
6.
Русинова М.В. «Формирование информационной культуры учащихся
через систему практик на уроках обществознания и права». Волгоград.
Учитель. 2011г.