Напоминание

Формирование мотивации кадет к будущей военно-профессиональной деятельности через личный пример воспитателя»


Автор: Бабаев Алексей Викторович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование мотивации кадет к будущей военно-профессиональной деятельности через личный пример воспитателя»
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование мотивации кадет к будущей военно-профессиональной

деятельности через личный пример воспитателя»

Оренбургское кадетское училище Министерства обороны Российской

Федерации

является

государственным

образовательным

учреждением

среднего общего образования, реализующим в соответствии с лицензией

образовательную деятельность по образовательным программам основного

общего

и

среднего

общего

образования,

интегрированными

с

дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

подготовку

несовершеннолетних

обучающихся

к

военной

или

иной

государственной службе, что отдает приоритеты ведущего элемента системы

становления кадета — военно-профессиональной подготовке, которая и

является

системой

этого

уровня.

Становление

«представляет

собой

динамический и непрерывный процесс развития личности в системе

взаимосвязанных

профессионально

значимых

видов

деятельности

и предполагает

использование

совокупности

развернутых

во

времени

приемов социального воздействия на личность, включение в разнообразные

профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-

профессиональную и т.д.)».

Учитывая, что выполнение государственного заказа подразумевает

подготовку не одного кадета, то целью системы становления обучающихся

является обеспечение военно-профессиональной направленности обучения

и воспитания кадет, формировании у них профессионально-важных качеств,

необходимых будущему офицеру Вооруженных Сил РФ, в приобретении

кадетами

военно-профессиональных

компетенций

(знаний,

умений

и навыков), необходимых для дальнейшего

успешного обучения и в

будущем успешного исполнения обязанностей по первичным офицерским

должностям».

Профессиональное становление (направленность) будущих офицеров в

училище как системная категория происходит в определенных условиях и

имеет свои этапы, принципы, функции и методы, которые являются

элементами этой системы.

Одним из важнейших элементов в этой системе считаю, такой метод

воспитания как личный пример

Этот метод воспитания, основанный на подражании детей и молодежи

лучшим образцам жизни и деятельности людей. Этими людьми, чьи

действия, слова и отношения копируют, повторяют дети, могут быть, прежде

всего, отец и мать, близкие семье люди, родственники, друзья семьи. Их

примеры видны, доступны, понятны, у них всегда можно спросить о

сокрытом и неясном. Этими людьми также могут быть государственные и

общественные деятели, ученые, военные и святые

православной церкви.

Изучая их жизнь, знакомясь с деятельностью, дети выбирают себе

«идеального героя», как пример для подражания, исследуют ему. Такова

природа детства. Особенно большую роль в жизни растущего человека в

дошкольном и младшем школьном возрасте играет пример родителей, как

«живой» образец ежедневного воспроизведения наглядного поведения. В

подростковом возрасте таким «личным примером» становится жизнь и

деятельность

героев – отечественного воинства. И лишь у юношества

появляется идеал из среды духовных наставников человечества.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую

эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал:

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д.

Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из

живого источника человеческой личности, что на воспитание личности

можно воздействовать только личностью.

Таким образом, в таком учебном заведении как наше кадетское

училище, где обучающиеся находятся круглые сутки и постоянно под

контролем все взоры кадет направлены на одного человека. Того который

постоянно с ними, того кому они задают по сотне вопросов в день, того

который их хвалит и наказывает, и того с которого они берут ПРИМЕР.

Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения

кадет личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по своему

значению ни с чем несравнимо и ничем не заменимо. Личный пример

воспитателя влияет на кадет независимо от его воли и желания. Никакие

слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах

поведения, как его поступки и действия. Кадеты постоянно наблюдают, как

воспитатель держит себя на занятиях и в жизни, как он одет, как обращается

с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или

иное событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко

ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и

другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти

качества значительно повышают силу его воспитательного воздействия. Еще

К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся

характером, с переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет

сильного характера. Чтобы вырастить кадет мужественными, правдивыми и

честными, учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а

если нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных

результатов в воспитании.

Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера

взрослых – единство слова и дела. Если на словах взрослые будут требовать

правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своими

поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требования, то

эффективности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между

словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет

также единство требований и воспитательных воздействий на кадет со

стороны воспитателей. Несогласованность и противоречивость требований и

примеров снижает эффективность воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский в своей работе «Методика

воспитания коллектива» писал: «Коллектив - это очень чувствительный

инструмент. А настраивается он только личностью педагога, воспитателя:

точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога,

как на человека, что они в нем видят и открывают. Силой, которая побуждает

каждого

воспитанника

взглянуть

на

самого

себя,

задуматься

над

собственным поведением, управлять собой - а с этого, по существу,

начинается настоящее воспитание, - является личность воспитателя, его

идейные убеждения, богатство его духовной жизни. Если мы говорим, что

коллектив - великая воспитательная сила, то, образно говоря, мы имеем в

виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и

неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство

воспитателя.

Научить воспитанника относиться к себе как к человеку - это значит

сформировать у него стремление к самовоспитанию, утвердить в нем силу

воли, необходимую для нравственной самоорганизации.

Отношение воспитанников к личности своего воспитателя можно

охарактеризовать

так:

личность

воспитателя

привлекает,

восхищает,

одухотворяет

воспитанников

цельностью,

красотой

идейно-жизненных

взглядов, морально-этических принципов.

Авторитет педагога - это творенье его разума и души, умение

утвердить в коллективе глубокое уважение к своим идеалам, принципам,

убеждениям. Авторитет становится могучей силой воспитания только тогда,

когда он создается гармоническим единством, о котором шла речь выше, -

единством поступков, поведения и слов педагога. В основе авторитета

педагога лежит его деятельность, которая становится примером для

воспитанников.Что необходимо для того, чтобы коллектив одухотворялся

гармоничным единством идеалов, убеждений, склонностей, вкусов, симпатий

и антипатий учителя? Прежде всего, необходима его высокая образованность

- настоящая образованность. Нам, воспитателям, с особой строгостью и

требовательностью нужно осознавать ту истину, что воспитываем мы

мыслью, знаниями. Деятельность наша - это жизнь мысли, умение зажечь

воспитанников жаждой знаний. Жизнь коллектива становится полноценной,

когда она насыщена мыслями, умственными интересами и потребностями.

Воспитывать знаниями - это не означает взять готовыми истины и

переложить их в головы учеников. Воспитательная миссия школы состоит в

том, чтобы утверждать в юных душах сознательное отношение к знаниям,

твердую идейную позицию в отношении к ним, собственную точку зрения на

них.

Знания,

которые

мы

формируем

и

утверждаем

в

сознании

воспитанников, должны стать их совестью. Настоящий воспитатель - это тот,

кто идет к своим воспитанникам с собственными мыслями, у кого есть

духовная потребность нести свои знания людям, пережить большую радость

от того, что его убеждения, возвеличивающие человека, правду, истину,

отстаивают наивысшую правду - коммунистические идеи, что его убеждения

становятся убеждениями других людей.

Настоящая образованность педагога проявляется в том, что в нем

кадеты

находят

проводника

к

вершинам

нравственности,

его

слова

воспринимают как призыв быть верными своим благородным убеждениям и

непримиримыми к злу, неправде.

Воспитатель, если хочешь, чтобы твои мысли звали и заставляли

ускоренно биться юные сердца, иди и рассказывай им о том, что поразило

тебя, что заставило твое сердце трепетать от гордости или гнева, радости или

ненависти.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь кадетам проявить

свои индивидуальные способности, найти правильную дорогу в жизни. В

свою очередь, говоря о роли педагога, воспитателя в ценностном и

профессиональном

самоопределении

учащихся

В.А,

Сухомлинский

указывал: «Воспитать в каждом ребёнке живой интерес к труду, раскрыть

наклонность, призвание, утвердить личное увлечение делом – это и есть

сущность индивидуальной воспитательной работы, в которой проявляется

подлинное педагогическое мастерство.

Каждый ученик

находит своё

призвание, вступает на свою дорогу в жизни. Обывательское мнение, что

человек и призвание существуют независимо одно от другого, что жизненная

судьба личности всецело зависит от удачи, в корне не верно: призвание

формируется». Важная роль при этом отводится воспитателю. Он должен

помочь

кадетам

определить

их

призвания

и

способствовать

его

формированию.

На сегодняшний день профессия офицера в России – это занятие по

вооружённой защите Родины, ставшее делом всей жизни. Эта профессия

отличается

высоким уровнем социальной ответственности,

сложности

выполняемых функций, глубоким идейным и нравственным смыслом. Через

офицерский состав Российское правительство проводит свою политику в

области военного строительства, осуществляет руководство вооружёнными

силами.

Одним из важнейших направлений военной реформы, в принятой до

2021

года

Концепции

строительства

Вооружённых

Сил

Российской

Федерации, является развитие системы довузовского военного образования,

объединяющей

образовательные

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность по образовательным программам основного

общего

и

среднего

общегообразования,

интегрированным

с

дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью

подготовку

несовершеннолетних

обучающихся

к

военной

или

иной

государственной службе (пр.МО РФ №515 от 21.07. 2014г.).

Наше училище способствует решению военной реформы в данном

направлении

(развитие

системы

довузовского

военного

образования)

посредством выбранного педагогического сопровождения, развивающее

ценностную и профессиональную направленность.

Под

педагогическим

сопровождением

понимается

система

педагогической

деятельности,

раскрывающая

личностный

потенциал

воспитанника и обеспечивающая её развитие, включающая помощь ученику,

родителю,

воспитателю

в

преодолении социальных,

психологических,

личностных проблемных ситуаций и создании ситуации успешности.

Подобная

педагогическая

деятельность

способствует

становлению

самосознания личности, самоопределению в реальной жизни и ориентации на

перспективу, самоактуализации и самоутверждению.

В ходе практического осуществления педагогического сопровождения

по

развитию

и

формированию

ценностного

и

профессионального

самоопределения кадет было определено, что основными субъектами

данного процесса являются в равной степени, как сами воспитанники, так и

воспитатель.

Реализация технологии педагогического сопровождения формирования

военно-профессиональной направленности кадета позволила выделить зону

ответственности воспитателя и его обязанности как субъекта технологии.

Воспитатель взвода кадет непосредственно отвечает за организацию,

практическое

осуществление

и

эффективность

мероприятий,

сопровождающих развитие военно-профессиональной направленности кадет.

Эту работу он проводит в тесном взаимодействии с остальными субъектами,

порядок

и

принципы

которого

составляют

основу

организационного

компонента профессиональной направленности.

Воспитатель осуществляет:

Всестороннее

изучение

личного

состава,

составление

своевременной

диагностики

военно-профессиональной

направленности

кадет,

формирование

профессиональных

военных качеств и фиксирование результатов;

Групповую

воспитательную

работу

в

рамках

военно-

профессиональной направленности, в объёме, определённом

планами;

Индивидуальную работу с кадетами, в соответствии с целями и

методами педагогического взаимодействия;

Профессиональное консультирование в доступном для него

объёме, организацию профессионального консультирования в

требуемом

воспитанником

и

другими

субъектами

педагогического процесса объёме;

Сопровождение

выбора

воинской

специальности

и

вуза,

формирование профессионального самоопределения кадета;

Организацию процесса подготовки воспитанника к обучению в

конкретном военном вузе;

Организацию и управление практической воинской деятельности

кадет, учёт и оценку её результатов.

Список литературы

1.

Асриев А.Ю. Содержание работы воспитателя (офицера-воспитателя) в

рамках технологии педагогического сопровождения процесса развития

военно-профессиональной направленности суворовцев и кадет. Омск,

2007г. – 50с.

2.

Ковалевский В.Ф. военная профессиология: проблемы теории и

практики. Москва. 1983г.

3.

Сухомлинский В.А. «О воспитании». Москва. Политиздат. 1975г.

4.

Сухомлинский В.А. «Труд в духовной жизни подростка». Москва.

Педагогика. Т.1. 1980г.

5.

Сухомлинский

В.А.

«Павлышская

средняя

школа».

Москва.

Педагогика. Т.2. 1980г.

6.

Русинова М.В. «Формирование информационной культуры учащихся

через систему практик на уроках обществознания и права». Волгоград.

Учитель. 2011г.



В раздел образования