Автор: Сорокина Елена Владимировна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ№ 6"
Населённый пункт: Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по формированию интереса к математике в условиях внеучебной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Кемеровская область
г. Ленинск – Кузнецкий
МОУ «Основная общеобразовательная школа № 42»
Утверждаю:
Согласовано:
Рассмотрено:
Директор школы № 42 Зам директора
на заседании МО
«___» ____2018 г.
«___» ___2018 г.
«___»____2018г.
Программа
по формированию интереса к математике
в условиях внеучебной деятельности младших
школьников
Составитель:
учитель начальных классов:
Сорокина Е.В.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников с
нарушением интеллекта во время занятий по математике?
Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей
данной категории, когда у них зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу
мысль и они с нетерпением начинают тянуть руки, подпрыгивать на месте, желая
поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?
Можно ли у младших школьников с нарушением интеллекта вызвать к занятиям
математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно
обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое
занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник.
Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес
детей с нарушением интеллекта к предмету, являются поистине для него счастливыми.
Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему
подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит
ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности.
Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки
можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения математике.
Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения,
самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности детей с
нарушением интеллекта таят различные виды внеучебной деятельности по математике.
Внеучебная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-
воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на
сознание и поведение младших школьников с нарушением интеллекта , углубление и
расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного
предмета – математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней
деятельностью учащихся.
Значение внеучебной деятельности по математике с младшими школьниками с
нарушением интеллекта состоит в следующем:
1. Различные виды этой деятельности в их совокупности содействует развитию
познавательной
деятельности
младших
школьников
с
нарушением
интеллекта:
восприятия,
представлений,
внимания,
памяти,
мышления,
речи,
воображения.
«Ни один наставник не должен забывать, говорил К.Д.Ушинский, что его главнейшая
обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта
обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых
проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в
математической или логической смекалке, при проведении на занятиях соответствующих
игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива
своих товарищей, чтобы с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу
или провести познавательную игру и.т.д.
3. Некоторые виды внеучебной деятельности позволяют детям глубже понять роль
математики в жизни: при отборе числовых данных во время экскурсии на производство,
в поле при сборе урожая, при составлении задач на основе собранного числового
материала,
при
непосредственном
измерении
площадей
участков
под
сельскохозяйственными культурами, при наблюдении за взвешиванием собранного
урожая.
4. Внеучебная деятельность по математике содействует воспитанию коллективизма и
товарищества (в связи с совместной работой по выпуску стенгазет, при организации
командных соревнований на занятиях и.т.д.), накоплению наблюдений за трудом и
отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
5. Различные виды внеучебной деятельности способствуют воспитанию у детей
культуры чувств, ибо дети с нарушением интеллекта в своих поступках обычно
руководствуются
прежде
всего
не
логическими
рассуждениями,
а
чувствами.
При этом речь идет главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых
связаны с умственной деятельностью, - так называемых интеллектуальных чувств
(чувства справедливости, чести, долга, ответственности и вытекающими из них чувств
удовольствия или неудовольствия, радости или скорби, гордости и огорчения и др.).
6. Главное же значение различных видов внеучебной деятельности состоит в том, что она
помогает
усилить
интерес
учащихся
к
математике,
содействует
развитию
математических способностей младших школьников с нарушением интеллекта.
При этом надо учитывать, что понимается под математической способностью.
На основании исследования В.А.Крутецкий по этому поводу сделал следующие выводы:
- способность к формализации математического материала, к отделению формы от
содержания,
абстрагированию
от
конкретных
количественных
отношений
и
пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами
отношений и связей;
- способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от
несущественного, видеть общее во внешне различном;
- способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
-
способность
к
«последовательному,
правильно
расчлененному
логическому
рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
-способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на
обратный ход мысли);
- гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к
другой, свободу от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов. Эта особенность
мышления важна в творческой работе математика;
- математическая память- это память на обобщение, формализованные структуры,
логические схемы;
- способность к пространственным представлениям.
На занятиях во внеучебной деятельности в результате взаимодействия учителя и
учащихся с нарушением интеллекта, формируются и коррегируются такие
формы
мышления, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и
конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других
психических функций.
В процессе внеучебной деятельности развивается речь учащихся, обогащается
специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Младшие
школьники с нарушением интеллекта учатся комментировать свою деятельность. Все
это требует от учеников больше осознанности своей деятельности, их действия
приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для
коррекции недостатков мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Настоящая программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с
детьми 1-4 классов в возрасте 7-11 лет.
Осуществляется в рамках кружковой деятельности
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).
Цели и задачи:
1. Развивать представление, внимание, восприятие, память , воображение, мышление,
речь младших школьников с нарушением интеллекта;
2. Подготовить учащихся к недели математики;
3. Раскрыть математические способности детей, повысить познавательный интерес;
4. Поддерживать интерес детей к математике, воспитывать настойчивость, инициативу;
5. Повысить математическую культуру учащихся;
6. Формирование умения применять знания на практике;
7. Создать оптимальные условия для коррекционного развития обучающихся;
8. Воспитание коллективизма и товарищества;
9. Создание ситуации успеха для каждого члена кружка;
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Кружок организован для
всех желающих.
Работа в кружке начинается в сентябре и заканчивается в мае.
В течение учебного года кружковые занятия увязаны с другими формами внеучебной
деятельности по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены
кружка.
Основные требования к программе кружка:
- связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
- использование занимательности и наглядности;
- использование исторического материала;
- решение нестандартных задач;
- учет особенностей школы и желаний учащихся;
- наличие необходимой литературы и дидактического материала у учителя.
Методы работы:
- практические
- словесные
- наглядные
Формы работы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия
Основные формы проверки знаний:
- участие в конкурсах;
- математические соревнования
Прогнозируемые результаты:
- развитие познавательной деятельности;
- понимание учащимися роли математики в жизни;
- развитие интереса к математике;
- проведение и успешное участие в математических соревнованиях, неделях математики.
Учебно – тематический план кружка «Юный
математик». 4 года обучения
(34 часа в год)
первый год обучения
№ п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата
проведения
1
Из истории математики.
Как люди научились считать
1
2
Игры с числами
1
3
Задачи на сообразительность
1
4
Задачи на внимание
1
5
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
1
6
Шарады. Ребусы.
1
7
Задачи в стихах
1
8
Магические квадраты
1
9
Арифметические задачи, требующие особых приёмов
решения
1
10,11
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах
путём сравнения с другими предметами».
2
12,13
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах без
сравнения с другими предметами».
2
14, 15
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «понятие об общих и отличительных
признаках предметов».
2
16,17
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «выделение существенных свойств
предметов».
2
18
Нумерация чисел в пределах 10
1
19,20
Сложение и вычитание чисел в пределах 10
2
21
Нумерация чисел в пределах 20
1
22
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
1
23
Задачи, связанные с величинами
1
24
Логические задачи
1
25
Задачи на упорядочивание множеств
1
26
Комбинаторные задачи
1
27
Расстановки. Задачи на промежутки
1
28
Разные задачи
1
29-32
Задачи с геометрическим содержанием
4
33
Задачи-шутки
1
34
Олимпиада
1
Итого:
34
второй год обучения
1,2
Нумерация чисел в пределах 100
2
3,4
Арифметические действия над числами в пределах 100
2
5,6,7
Задачи, связанные с величинами
3
8
Арифметические задачи, требующие особых приёмов
решения
1
9
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах
путём сравнения с другими предметами».
1
10
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах без
сравнения с другими предметами».
1
11
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «понятие об общих и отличительных
признаках предметов».
1
12
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «выделение существенных свойств
предметов».
1
13
Логические задачи. Задачи на планирование действий
1
14
Задачи на упорядочивание множеств
1
16
Олимпиада
1
17,18
Задачи, решаемые с помощью графов
2
19
Комбинаторные задачи
1
20
Задачи на принцип Дирихле
1
21-23
Разные задачи
3
24-31
Задачи геометрического содержания
8
32-33
Задачи-шутки
2
34
Олимпиада
1
Итого:
34
третий год обучения
1
Нумерация в пределах 1000.
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах путём
сравнения с другими предметами».
1
2
Нумерация в пределах 1000.
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах без
сравнения с другими предметами».
1
3
Нумерация в пределах 1000.
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «понятие об общих и отличительных
признаках предметов».
1
4
Нумерация в пределах 1000.
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «выделение существенных свойств
предметов».
1
5-7
Выражение и его значение
3
8
Числовые ребусы
1
9-11
Задачи, связанные с величинами
3
12
Доли
1
13
Задачи на нахождение чисел по сумме и разности
1
14-15
Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и
кратному отношению
2
16
Олимпиада
1
17
Задачи, решаемые с конца
1
18
Задачи с промежутками
1
19
Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно
1
20-22
Разные задачи
3
23
Задачи на планирование действий
1
24-27
Логические задачи
4
28
Задачи
на
установление
взаимнооднозначного
соответствия между множествами
1
29
Задачи, решаемые с помощью графов
1
30
Задачи на упорядочивание множеств
1
31
Принцип Дирихле
1
32-33
Задачи с геометрическим содержанием
2
34
Олимпиада
1
Итого:
34
четвёртый год обучения
1-3
Нумерация многозначных чисел
3
4
Числовые ребусы.
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах путём
сравнения с другими предметами».
1
5
Числовые ребусы.
Упражнения направленные на формирование логических
приёмов мышления «выделение свойств в предметах без
сравнения с другими предметами».
1
6
Числовые ребусы.
Упражнения направленные на формирование нового
логического знания «понятие об общих и отличительных
1
признаках предметов».
7
Упражнения
направленные
на
формирование
нового
логического знания «выделение существенных свойств
предметов».
1
8
Задачи, связанные со временем
1
9
Задачи на движение
1
10
Арифметические задачи, требующие особых приёмов
решения
1
11
Задачи на уравнивание данных
1
12
Задачи, связанные с промежутками
1
13-14
Разные задачи
2
15
Логические задачи
1
16
Олимпиада
1
17-22
Логические задачи
6
23-24
Задачи
на
установление
взаимно
однозначного
соответствия между множествами
2
25
Задачи по упорядочиванию множеств
1
26
Комбинаторные задачи
1
27
Правдолюбы и лгуны
1
28-29
Разные задачи
2
30-32
Задачи с геометрическим содержанием
3
33
Занимательный час
1
34
Олимпиада
1
Итого:
34