Автор: Увайсова Нину Гусейновна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский реабилитационный центр"
Населённый пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер класс «Планета мыльных пузырей».
Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКУ СО КК
«Краснодарский реабилитационный
центр»
____________________Г.А. Дудий
«_____» ___________________2023г.
Мастер класс
«Планета мыльных пузырей».
Подготовила:
Учитель-логопед
Уаайсова Н.Г
Краснодар 2023
МАСТЕР-КЛАСС
«Планета мыльных пузырей».
Цель: показать коллегам как развить артикуляционный аппарат детям с
повышенным мышечным тонусом языка.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный фон;
- развить речевую активность;
- упражнять в дыхательной гимнастике.
Оборудование: текст сказки «Плаксивое мыло» (Алексеенко В.В., Лощинина
Я.И. «Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет»);
изображение мыльного пузыря – надутый воздушный шарик (с одной
стороны – грустный, с другой – веселый); рисунки домиков; поплавки разных
видов; жидкие мыльные пузыри; тонущие игрушки небольшого размера.
Ход занятия:
1.Вводная:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Дружит с мылом,
Дружит с губкой,
Белая пушистая,
Словно вата чистая. (Мыльная пена.)
Логопед: Как вы думаете, зачем людям надо мыться?
Логопед: Правильно, чтобы быть чистыми. А чем мы пользуемся, когда
моемся в душе? Верно, мылом и губкой. Когда мы намыливаем губку мылом,
получается пена. Она мягкая, воздушная, приятно пахнет.
Логопед: Давайте я вам расскажу сказку про мальчика, который не любил
мыть руки.
«Однажды мама принесла из магазина мыло. Оно приятно пахло, выглядело
красивым и аккуратным. Как и любое мыло, оно было большим чистюлей и
совсем не любило грязи. Но этот кусочек мыла оказался еще и плаксивым.
Он боялся, что его будут брать грязными руками, и только от одной этой
мысли начинал плакать. Когда в ванной комнате никого не было, мыло
успокаивалось и засыпало. Ему снилось, что у всех хозяев квартиры руки
всегда чистые-чистые, и от этого мылу становилось еще спокойнее. Но как
только в ванной комнате зажигался свет и в нее кто-то входил, мыло
просыпалось и начинало плакать:
- Сейчас меня возьмут грязными руками. Не берите меня! Вы меня
испачкаете. Я перестану приятно пахнуть. Стану совсем некрасивым.
Мылу было страшно, оно очень боялось грязи.
Так продолжалось полдня, а к обеду домой вернулся мальчик Саша. Он
играл с другими детьми во дворе, и его руки были очень грязными. Саша не
любил мыть руки, особенно с мылом. Он начинал капризничать и всеми
способами пытался избежать мытья рук. Так было и в этот раз. Мама
насильно отвела плачущего Сашу в ванную комнату, включила кран с водой и
приказала мыть руки с мылом.
Когда мыло увидело грязные руки Саши, оно тоже стало плакать:
- Мне страшно. Никто меня не пожалеет. Я не хочу быть грязным.
Саша удивился, когда увидел, что мыло плачет. Он взял его в руки, мыло
заплакало еще сильнее.
- Ну вот, теперь я совсем грязное.
Саша пожалел мыло.
- Не плачь. Я сейчас смою с тебя всю грязь.
Он сунул руки вместе с мылом под струю воды. Мыло все плакало, а Саша
все его успокаивал, пока ни на мыле, ни на Сашиных руках совсем не
осталось грязи. Когда мыло стало чистым, оно успокоилось и перестало
плакать.
- Я опять чистое, я снова приятно пахну,- смеялось мыло.
А Саша с радостью побежал к маме:
- Мама, мама,- кричал он, - я успокоил плаксивое мыло. Оно больше не
плачет.
С этого дня Саша всегда мыл руки с удовольствием. Ему понравилось
успокаивать плаксивое мыло».
Логопед: Ребята, почему мыло плакало? Чему Саша удивился? А как Саша
стал успокаивать мыло? Чему Саша стал гордиться?
Ответы детей.
2.Основная:
Логопед: А теперь давайте отправимся на Планету мыльных пузырей. У вас
есть мыльные пузыри, берем в руки баночку и начинам дуть. Только дуть мы
будем с песенкой. Итак, вдох, выдох- надуваем пузырь, пока летит пузырь,
поем песенку «А-а-а…», пока пузырь не лопнет. У кого получится самая
длинная песенка?
Дети выполняют задание.
Логопед держит в руках изображение мыльного пузыря:
В светленькой речушке,
В маленькой ракушке
Жил прозрачный Пузырек,
Но грустил наш Пузырек,
Так как был он одинок…
Логопед: Посмотрите, какой Пузырек грустный оттого, что он одинок.
(показывает шарик с грустным лицом).
Разве можно жить без друзей?
Друзья помогут в трудную минуту, с ними не бывает скучно. Чтобы помочь
Пузырьку. Мы с вами отправимся на Планету мыльных пузырей. На дне
озера
лежат
игрушки.
Давайте
поднимем
их
и
украсим
наш
бассейн. (Дети, в тазиках, собирают со дна резиновые игрушки.)
Логопед: Поплывем в страну Мыльных пузырей на лодках. Ваши руки,
вытянутые вверх, будут изображать нос лодки. (Дети выполняют).
Логопед: Теперь плывем на лодках с мотором. Мотором будут ноги,
которыми вы будите стучать об пол. При этом заводим моторчик со звуком
«Р-р-р…». (Дети выполняют.)
Логопед: Вот мы с вами и попали в Страну мыльных пузырей. Где дом с
круглым окном? (Дети находят дом с круглым окном.)
Может спрятался там кто?
Посчитайте! Посмотрите!
Сколько здесь окон скажите?
(Дети считают количество окон у домика).
Логопед: В этом домике живут поплавки! Посмотрите они бывают разной
формы.
(Показывает детям поплавки).
Логопед: Как вы думаете, почему они называются поплавками? Правильно,
потому что они не тонут, а держаться на поверхности воды.
Логопед: Где домик-крошка, треугольное окошко? (Дети находят домик с
треугольным окном.) Что находиться в этом домике? Верно, мыльные
пузыри. (Дети пускают мыльные пузыри, восстанавливая дыхание).
Логопед: А где квадратное окошко?
Дом поменьше там немножко!
Три окна внизу,
Два – вверху.
Посчитай их, посмотри!
Сколько будет два плюс три?
(Дети считают количество окон у домика.)
Логопед: А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и
челюсти.
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку)
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем –
губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы
разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом
напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это
неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….
А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение
«Сердитый язык» (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние
зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и
делайте, как я!
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение: «Горка» (показ картинки) – кончик языка за
нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык
напрягаем - расслабляем)
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Логопед:
И
последними
мы
сделаем
с
вами кинезиологические
упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут
вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение
и улучшат ваши учебные достижения!
1)«Кулак-ребро-ладонь» -
четыре
положения
руки
на
плоскости
последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой,
затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой
рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните
в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая
лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук,
отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
4)«Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак
развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном
положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно
смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться
высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с
указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя
одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
3. Заключительная часть.
Логопед: Посмотрите, ребята, сколько пузырьков появилось в воде! Это
мыльная пена. Если ее хорошенько рассмотреть, можно увидеть много
крошечных пузырьков. Теперь наш Пузырек развеселиться: у него появились
друзья. В начале занятия он был грустный, потому что у него не было друзей,
а сейчас он какой? Верно, веселый, радостный. (Показывается шарик с
радостным лицом). Спасибо за то, что вы помогли найти Пузырьку друзей!
Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!