Напоминание

В русской избе у бабушки Варварушки.


Автор: Петрова Ольга Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО Вяземская ДХШ им. А.Г. Сергеева
Населённый пункт: г. Вязьма, Смоленская обл.
Наименование материала: Конспект ООД. Речевое развитие для детей 2-3 лет
Тема: В русской избе у бабушки Варварушки.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО ЖАНРА

«КАК У БАБУШКИ, У ВАРВАРУШКИ»

для детей 2- 3 лет

Составила: Петрова О.С.

Цель: познакомить детей с понятием фольклора и его многочисленными

видами, детям это обязательно поможет в умении слушать, познавать мир,

выражать свои эмоции. Развитие любви к русскому народному творчеству,

эмоциональной отзывчивости на чтение потешек, пестушек, Задачи:

обогащать и закреплять активный словарь ребенка, развивать

артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух,

развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на

вопросы, формировать познавательную и эмоциональную сферы ребенка,

воображение в условиях игровой деятельности, воспитывать интерес к

малым фольклорным формам (потешкам, пестушкам, колыбельным).

Развивать речь, внимание, память, моторику детей. Воспитывать

доброжелательное отношение к сказочным персонажам.

Материалы: Макет «Русская изба», кукла- Бабушка, кукла-Катя, кот Васька,

Петушок, сундучок, горох, фасоль, баранки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети сидят на стульчиках:

В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня,

собирался народ на посиделки – в гости, где пряли, вязали, вышивали,

обязательно пели любимые песни, частушки, шутки-прибаутки,

рассказывали друг другу потешки и сказки. Так веселей было трудиться,

быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна

ведётся: «Веселье и труд рядом живут». Дети, сегодня мы отправляемся в

гости в русскую избу к бабушке Варварушке. А поедем мы с вами на

лошадке.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Пролегла дорожка гладко, (Пальцами обеих рук постучать по столу.)

Скачет вдоль по ней лошадка.

Цок-цок-цок, цок –цок –цок (- Поцокать языком.)

Через поле во лесок.( Пальцами( обеих рук барабанить по столу.)

У моей лошадки грива (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка

лошадки)Большой палец направлен вверх (ушко лошадки).Кисть другой руки

ложиться на нее сверху (грива,Большие пальцы скрещиваются (ушки

лошадки).)

Вьется по ветру красиво. (Пошевелить пальцами левой руки (грива

колышется по ветру).

Крикнет лошадь: «Иго-го-го!» (Пальцами обеих рук постучать по столу.)ю

И умчится далеко.

Вот мы и приехали, смотрите нас уже встречает бабушка.

Бабушка: Вот и детушки пришли, малолетушки пришли!

Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие!

Посмотрите как хорошо в избе у бабушки, уютно, тепло. Что есть в избе?

Печка русская, лавочка, сундук…Стол, а на столе стоит самовар, на полу

лежит половик. Добра всякого видимо невидимо.

Вам нравиться?

Бабушка: Расскажу я вам, детушки, про руский фольклор. Ф- это народное

творчество, все что нас окружает, все что было придумано, сделано,

рассказано и пропето народом передавалось из уст в уста, из поколения в

поколение. Фольклор имеет много жанров и некорые из них мы свами

разберем.

А еще живёт со мной внучка Катенька. Она как раз сейчас просыпается.

(достаёт из люльки куклу)

первый жанр – это пестушка. Это маленькие, коротенькие стишки или

песенки, которые сопровождались определенными движениями и

предназначались для самых маленьких.

Проснется малыш-потянется в кроватке, его гладят по животику и

приговаривают нараспев:

Цыпа-цыпа-цыпочка

Встанем на цыпочки

Ручки вверх потяне

Больше, выше станем

Тянем-тянем ушки прямо до макушки

Потягушки, потягушки

Ой, люшеньки-люшки!

Нашей Катюшке.

Доброе утро! Доброе утро!

Утро с шутками, да прибаутками!

Ты мне ручки подай, да с кроватки вставай!

Смотри, Катюшка, к нам ребятки в гости пришли, садись сюда, моя хорошая.

Давай мы наших гостей развлекать будем.

Вот сундук мой расписной, но не открыть его одной.

Мне ребята помогите, сундучок мой отоприте.

Давайте вместе откроем сундучок. Вы поможете мне?

Дети: да

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок. (Пальцы рук сцеплены в замочек)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили, потянули

И открыли!

Бабушка: Какие вы молодцы, дружно открыли замок. Что же там я погляжу,

да ребяткам покажу (достаю клубок ниток)

Ребята отгадайте загадку.

Что за зверь со мной играет?

Мягкие лапки, а в лапках царапки?

Дети: котик.

Бабушка: Правильно. Живёт у меня Васька-кот. И его любимая игрушка

клубочек ниток. Только что-то не видать его. Наверно спрятался где то, да

спит.

Надо котика позвать. ( Дети: Кис-кис) Появляется игрушка кот. Детки котика

гладят:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Лапки белые.

А это уже потешка. Потешки были всегда для забавы, они учили различать

звуки близкие по звучанию, плавность речи, ее интонацию, выразительность,

учат улавливать повышение и понижение голоса.

Давайте с котиком мы поиграем и потеку прочитаем?

Мы по горенке гуляли

Кота Ваську увидали-

Он на коврике лежит,

Притворился, будто спит.

Долго мы вокруг ходили

Долго мы его будили:

«Васька, Васька, ты вставай,

Да ребяток догоняй!»

(Дети убегают на стульчики).

Бабушка: Детушки, ребятушки, пока мы играли Катюша устала,- глазки трёт,

спать хочет. Колыбельная песпя- самая главная песня, она является началом

всех человеческих песен. Считалось, что она являетя оберегом для малышей.

Они несут в себе ласку, нежность и успокоение.

Давайте споём ей колыбельную песенку.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Баю-баюшки-баю.

Как у бабушки варвары

петухи поют в амбаре

куры проснутся

на двор просятся.

Как петушок поет, ребята?

Кукарекает петушок.

Бабушка: Иш, расшумелся! Катеньку разбудешь!

Петя, Петя –петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Что ты громко поёшь?

Детям спать не даёшь. Да ты никак проголодался.

Ох, ребята нужно петушка накормить. А чем кормить мы его будем?

Горошком и Бобовыми зернышками? Помните сказку «Петушок и бобовое

зёрнышко» так там петушок подавился и чуть не умер. Ребята, а каким

зёрнышком подавился?

Дети: бобовыми…

бабушка: А почему он подавился бобовым зёрнышком?

Дети: оно очень крупное.

бабушка: Ребята давайте поможем нашему петушку?

Дети: да

бабушка: в большой чашке лежит боб и горох, нам надо из тарелочки убрать

все бобовые зернышки.

Воспитатель: горох какой?

Дети: маленький, круглый

Воспитатель: а в эту тарелочку что положим?

Дети: боб

Воспитатель: фасоль какая?

Дети: большая (спросить 2-3 человек)

Воспитатель: ребята подскажите, какие зёрнышки клевать Пете? Почему?

Бабушка: Ай, какие хорошие и умные , деточки. Я и для вас гостинчики

припасла.

Давайте в сундучок я загляну.

Что же там я погляжу

Качи- качи, качи.

глянь баранки калачи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи.

Подхватили калачи

Нам остались

БА-РА-НОЧ-КИ.

Угощает детей баранками.

Прощаемся с бабушкой, говорим спасибо.

Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. А на чем мы будем

возвращаться?

Дети: На лошадке.

Все вместе читаем потешку :

Еду, еду на лошадке.

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

ЦОК-ЦОК-ЦОК. Приехали.

А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями .

А как принято на Руси гостей провожают и подарками одаривают. Примите

гости дорогие от нас скромные подарки.



В раздел образования