Автор: Саловатова Елена Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1095
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках и во внеурочное врем
Раздел: начальное образование
Формирование нравственных качеств младших школьников на
уроках и во внеурочное врем (из опыта работы).
В современном обществе ребенок живет и развивается под сильным
воздействием на него различной информации, которую он видит и получает
из средств массовой информации и интернета, а также из своих наблюдений.
Формирование нравственных качеств ребенка необходимо для воспитания
целостной личности человека.
На уроках литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ, мы много
работаем над содержанием рассказов, статей, сказок, разбираем пословицы и
поговорки, которые помогают оценить нравственные поступки героев,
проводим аналогию в жизни. На уроках и во внеурочное время у детей
постоянно возникают деловые и нравственные отношения между собой.
Сообща они решают познавательные задачи, логические упражнения,
общаются в коллективе. В этих ситуациях у детей часто возникают разные
проблемы. Видя это, учитель обращает внимание детей на такие качества,
как терпимость, взаимопомощь и культура общения.
Но особое место в работе над нравственными качествами ребят занимает
просмотр социальных роликов и фильмов. Как правило, дети не очень любят
смотреть советские художественные фильмы, и главное для учителя,
заинтересовать
детей.
Социальные
ролики
для
восприятия
учащихся
значительно легче, особенно ролики об отношении людей к животным, об
экологии, и об отношениях между людьми. Они учат ответственному
отношению к тому, что их окружает.
Просмотрев социальный ролик «Бусы из бирюзы», где пожилая
женщина вспоминает свое детство, как она, будучи маленькой девочкой,
увидев на витрине красивые бусы, очень захотела сделать подарок для своей
старшей сестры, которая после смерти мамы стала заботиться о младших
братьях и сестрах. Она накопила несколько монет и прибежала в магазин,
чтобы купить эти бусы. Хозяин магазина, услышав эту историю отдал
девочке это украшение, взяв несколько монет. Когда пришла сестра, пытаясь
вернуть эти бусы, понимая их цену, владелец магазина сказал: «Ваша сестра
отдала самое дорогое что у нее было, для того чтобы Вы улыбнулись и были
счастливы».
После просмотра этого ролика мы беседуем с детьми о таких важных
качествах, как благородство и благодарность, которые очень нужны в
обществе.
Посмотрев фильм «Уроки французского», мы беседуем с ребятами о
тяжелом послевоенном периоде жизни людей. Для детей, которые живут в
современном мире, в достатке и сыты, эта тема очень сложная. Но посмотрев
фильм, разобрав нравственные качества героев, дети делают выводы о чести
и достоинстве. Таких фильмов и произведений много. Эти фильмы не
являются детскими, но там прослеживаются судьбы детей, поэтому для ребят
это интересно.
На уроках и во внеурочное время я часто их использую, это положительно
влияет
на
формирование
нравственных
качеств
детей.
После
таких
просмотров учащиеся пишут отзывы об этих фильмах и их героях.
Очень важно дать понять детям, что надо помогать тем, кто рядом с тобой,
кто нуждается в твоей помощи: близким людям, пожилым, соседям и
друзьям, а также помогать бездомным животным и быть в ответе за тех, кого
приручили.
И когда об этом говоришь и показываешь примеры поступков из жизни
людей, нравственное понимание укрепляется в сознании учеников.