Автор: Лахтикова Карина Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детской сад №136 "Радуга"г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Инклюзивное образование
Тема: К проблеме инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование
К проблеме инклюзивного образования
В настоящее время выделяют различные психолого-педагогические
проблемы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. К
числу данных проблем относится:
–
инклюзивное образование и интеграция;
–
проблема
психолого-педагогического
сопровождения.
Проблема
комплексного сопровождения;
–
социализация детей с ОВЗ;
–
особенности адаптации к образовательному учреждению детей с ОВЗ;
–
проблема дифференциальной диагностики;
–
проблема дистанционного обучения детей с ОВЗ. Использование
дистанционных образовательных технологий;
–
особенности
взаимодействия
и
сотрудничества
с
родителями,
воспитывающими детей с ОВЗ;
–
реализация
индивидуального
подхода
в
условиях
инклюзивного
образования. Проблема обеспечения индивидуализации образования;
–
проблема
использования
информационно-коммуникационных
технологий обучения детей с ОВЗ и др.
На сегодняшний день одной из центральных проблем образования
является
инклюзия.
В
современном
обществе
существует
множество
организаций, осуществляющих инклюзивную модель образования, которая,
прежде всего, направлена реализацию такой системы, которая бы в полной
мере удовлетворяла потребности всех обучающихся, воспитанников.
Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в
общество детей, не имеющих ограничений. То есть, специфика инклюзии
состоит в глубоком погружении ребенка с ОВЗ в адаптированную среду. При
этом, данная система должна организовываться так, чтобы каждый ребёнок
рассматривался как индивид, обладающий своими, особыми потребностями,
удовлетворение
которых
способствует
социализации
и
развитию
его
личности. Также стоит подчеркнуть, для достижения целей и задач,
удовлетворение потребностей детей, система инклюзивного образования
должна отличаться особой гибкостью.
При всем благородстве целей и задач инклюзивного образования, на
сегодняшний
день,
красной
нитью
прослеживается
проблемы
его
организации и реализации.
Полное, адекватное осуществление модели инклюзивного образования,
на мой взгляд, встречает серьезные преграды. Во-первых, организация
развивающей предметно-пространственной среды во многих учреждениях не
соответствует потребностям, возможностям детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья. Так, например, оснащение детских садов, школ
только лишь пандусами, кнопками-вызовами не должно претендовать на
звание инклюзии, поскольку дети с ОВЗ требуют гораздо большего от
организации пространства, материальной оснащённости.
Во-вторых, инклюзивное образование не предполагает введение в
воспитательно-образовательный процесс какой-то определенной категории
детей. То есть, в учебно-воспитальелую деятельность включаются дети с
различными нарушениями (ДЦП, нарушение зрения, нарушение слуха) что,
как раз-таки, вызывает трудности и в организации среды, и в реализации
индивидуального подхода.
В-третьих, данная модель образования требует от педагогического
состава
образовательной
организации
глубоких
знаний,
понимания
психических, физических особенностей детей с нарушениями. Практический
опыт многих организаций свидетельствует о том, что далеко не все педагоги
обладают
достаточным
пониманием
особенностей
детей,
осознанием
структуры нарушения. Многие попросту психологически не готовы работать
с такими детьми (например, часто включают жалость, сожаление). Помимо
этого, у педагогов появляются трудности в организации индивидуального
подхода в силу большой наполняемости групп ДОО, классов, а также из-за
огромного количества «бумажной» работы.
И, наконец, особенности межличностных отношений внутри детского
коллектива. Можно с уверенностью сказать, что сегодня многие дети
жестоки, данный факт подтверждают психологи. В силу возраста, воспитания
и других особенностей, они не понимают и не принимают детей с
нарушениями. Часто могут дразнить ребёнка с особенностями, не принимать
его в игры. Это- с одной стороны. С другой стороны, начиная с дошкольного
возраста, норматипичные дети видят трудности, им начинаю объяснять вещи,
которые сложны для детского восприятия, для формирующейся психики.
Также стоит отметить отношение некоторых родителей детей с нормой
развития. В последнее время на просторах СМИ можно видеть, с какой
необыкновенной
жестокостью
отдельные
родители
нормально
развивающихся детей реагируют на включение ребенка с ограниченными
возможностями в группы детского сада, классы школ. Есть примеры, когда
родители пишут жалобы, просят «убрать» ребёнка из группы.
Подводя итог, хочется сказать о том, что введение инклюзии
преследуют
за
собой
очень
значимую,
высокую
цель,
однако
её
осуществление требует более тщательного анализа уже осуществляемых
действий, пересмотр системы и механизмов реализации, а также готовность
общества к этим изменениям.