Напоминание

К проблеме инклюзивного образования


Автор: Лахтикова Карина Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детской сад №136 "Радуга"г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Инклюзивное образование
Тема: К проблеме инклюзивного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




К проблеме инклюзивного образования

В настоящее время выделяют различные психолого-педагогические

проблемы в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. К

числу данных проблем относится:

инклюзивное образование и интеграция;

проблема

психолого-педагогического

сопровождения.

Проблема

комплексного сопровождения;

социализация детей с ОВЗ;

особенности адаптации к образовательному учреждению детей с ОВЗ;

проблема дифференциальной диагностики;

проблема дистанционного обучения детей с ОВЗ. Использование

дистанционных образовательных технологий;

особенности

взаимодействия

и

сотрудничества

с

родителями,

воспитывающими детей с ОВЗ;

реализация

индивидуального

подхода

в

условиях

инклюзивного

образования. Проблема обеспечения индивидуализации образования;

проблема

использования

информационно-коммуникационных

технологий обучения детей с ОВЗ и др.

На сегодняшний день одной из центральных проблем образования

является

инклюзия.

В

современном

обществе

существует

множество

организаций, осуществляющих инклюзивную модель образования, которая,

прежде всего, направлена реализацию такой системы, которая бы в полной

мере удовлетворяла потребности всех обучающихся, воспитанников.

Инклюзивное образование предполагает «включение» ребенка с ОВЗ в

общество детей, не имеющих ограничений. То есть, специфика инклюзии

состоит в глубоком погружении ребенка с ОВЗ в адаптированную среду. При

этом, данная система должна организовываться так, чтобы каждый ребёнок

рассматривался как индивид, обладающий своими, особыми потребностями,

удовлетворение

которых

способствует

социализации

и

развитию

его

личности. Также стоит подчеркнуть, для достижения целей и задач,

удовлетворение потребностей детей, система инклюзивного образования

должна отличаться особой гибкостью.

При всем благородстве целей и задач инклюзивного образования, на

сегодняшний

день,

красной

нитью

прослеживается

проблемы

его

организации и реализации.

Полное, адекватное осуществление модели инклюзивного образования,

на мой взгляд, встречает серьезные преграды. Во-первых, организация

развивающей предметно-пространственной среды во многих учреждениях не

соответствует потребностям, возможностям детей, имеющих ограниченные

возможности здоровья. Так, например, оснащение детских садов, школ

только лишь пандусами, кнопками-вызовами не должно претендовать на

звание инклюзии, поскольку дети с ОВЗ требуют гораздо большего от

организации пространства, материальной оснащённости.

Во-вторых, инклюзивное образование не предполагает введение в

воспитательно-образовательный процесс какой-то определенной категории

детей. То есть, в учебно-воспитальелую деятельность включаются дети с

различными нарушениями (ДЦП, нарушение зрения, нарушение слуха) что,

как раз-таки, вызывает трудности и в организации среды, и в реализации

индивидуального подхода.

В-третьих, данная модель образования требует от педагогического

состава

образовательной

организации

глубоких

знаний,

понимания

психических, физических особенностей детей с нарушениями. Практический

опыт многих организаций свидетельствует о том, что далеко не все педагоги

обладают

достаточным

пониманием

особенностей

детей,

осознанием

структуры нарушения. Многие попросту психологически не готовы работать

с такими детьми (например, часто включают жалость, сожаление). Помимо

этого, у педагогов появляются трудности в организации индивидуального

подхода в силу большой наполняемости групп ДОО, классов, а также из-за

огромного количества «бумажной» работы.

И, наконец, особенности межличностных отношений внутри детского

коллектива. Можно с уверенностью сказать, что сегодня многие дети

жестоки, данный факт подтверждают психологи. В силу возраста, воспитания

и других особенностей, они не понимают и не принимают детей с

нарушениями. Часто могут дразнить ребёнка с особенностями, не принимать

его в игры. Это- с одной стороны. С другой стороны, начиная с дошкольного

возраста, норматипичные дети видят трудности, им начинаю объяснять вещи,

которые сложны для детского восприятия, для формирующейся психики.

Также стоит отметить отношение некоторых родителей детей с нормой

развития. В последнее время на просторах СМИ можно видеть, с какой

необыкновенной

жестокостью

отдельные

родители

нормально

развивающихся детей реагируют на включение ребенка с ограниченными

возможностями в группы детского сада, классы школ. Есть примеры, когда

родители пишут жалобы, просят «убрать» ребёнка из группы.

Подводя итог, хочется сказать о том, что введение инклюзии

преследуют

за

собой

очень

значимую,

высокую

цель,

однако

её

осуществление требует более тщательного анализа уже осуществляемых

действий, пересмотр системы и механизмов реализации, а также готовность

общества к этим изменениям.



В раздел образования