Напоминание

Современная ситуация в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников.


Автор: Егорова Наталия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Московская область, г. о. Зарайск
Наименование материала: Выступление на педагогической конференции.
Тема: Современная ситуация в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современная ситуация в сфере духовно – нравственного воспитания

дошкольников.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество

сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в

разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над

духовными,

поэтому

у

детей

искажены

представления

ο

доброте,

милосердии,

великодушии,

справедливости,

гражданственности

и

патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом

агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,

волевая и духовная незрелость. «Хаос и неразбериха современной жизни,

развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине

"человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты

ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет

возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых

исправлений.

Разрушается

его

связь

с

окружающим

миром...

само

содержание

жизни

в

обществе...

Обращение

к

опыту

православной

педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения

России, особенно актуально, так как общество и государство остро

нуждаются

в

образовательных

моделях,

обеспечивающих

духовно-

нравственные

компоненты

в

содержании

образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями

семьи, образовательного учреждения и государства.

Наверное, не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте

душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая

большая опасность современного общества, где материальные ценности

преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы

хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии.

Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие,

великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные

только человеку, делают нас счастливее и добрее.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и

плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как

объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра,

вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а

каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и

страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо

и осознать ответственность за вклад в плохо?

Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя

потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна

из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим,

непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются

оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно

скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится

понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с

ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и

помочь справиться со своими эмоциями и

переживаниями,

научить

чувствовать окружающих его людей.

Проникнуть

во

внутренний

мир

ребенка,

понять

его

и

прийти

к

взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам.

Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую

духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться

сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда

закладываются

основы

социального,

эмоционального,

познавательного

развития,

происходит

приобщение

к

духовным

ценностям.

Духовно-

нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми

моральных норм, нравственных установок. Важно сформировать у ребёнка

представление о принадлежности к человеческому роду, воспитывать

уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли.

Научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям,

животным.

В последние годы много говорят о том, что материальные

ценности

преобладают

над

духовными,

что

приводит

к

искажению

представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие,

великодушие, справедливость, гражданственность. Стала всё более заметной

утрата российского патриотического сознания. В нравственном воспитании

детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их

место заняли компьютеры, телевизоры, с которых в жизнь ребёнка постоянно

входят персонажи мультфильмов, не всегда отличающиеся нравственной

чистотой, душевностью. Поэтому в настоящее время наиболее актуально

воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного

возраста.



В раздел образования