Автор: Егорова Наталия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: Московская область, г. о. Зарайск
Наименование материала: Выступление на педагогической конференции.
Тема: Современная ситуация в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Современная ситуация в сфере духовно – нравственного воспитания
дошкольников.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
ο
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная,
волевая и духовная незрелость. «Хаос и неразбериха современной жизни,
развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине
"человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты
ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет
возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых
исправлений.
Разрушается
его
связь
с
окружающим
миром...
само
содержание
жизни
в
обществе...
Обращение
к
опыту
православной
педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения
России, особенно актуально, так как общество и государство остро
нуждаются
в
образовательных
моделях,
обеспечивающих
духовно-
нравственные
компоненты
в
содержании
образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
семьи, образовательного учреждения и государства.
Наверное, не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте
душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая
большая опасность современного общества, где материальные ценности
преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы
хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии.
Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие,
великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные
только человеку, делают нас счастливее и добрее.
Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и
плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как
объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра,
вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а
каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и
страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо
и осознать ответственность за вклад в плохо?
Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя
потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна
из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим,
непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются
оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно
скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится
понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с
ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и
помочь справиться со своими эмоциями и
переживаниями,
научить
чувствовать окружающих его людей.
Проникнуть
во
внутренний
мир
ребенка,
понять
его
и
прийти
к
взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам.
Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую
духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться
сохранить эту связь, не дать ей оборваться!
Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда
закладываются
основы
социального,
эмоционального,
познавательного
развития,
происходит
приобщение
к
духовным
ценностям.
Духовно-
нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми
моральных норм, нравственных установок. Важно сформировать у ребёнка
представление о принадлежности к человеческому роду, воспитывать
уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли.
Научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям,
животным.
В последние годы много говорят о том, что материальные
ценности
преобладают
над
духовными,
что
приводит
к
искажению
представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие,
великодушие, справедливость, гражданственность. Стала всё более заметной
утрата российского патриотического сознания. В нравственном воспитании
детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их
место заняли компьютеры, телевизоры, с которых в жизнь ребёнка постоянно
входят персонажи мультфильмов, не всегда отличающиеся нравственной
чистотой, душевностью. Поэтому в настоящее время наиболее актуально
воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного
возраста.