Автор: Волкова Екатерина Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 212"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад 212”
Конспект ООД по познавательному развитию ФЭМП
в средней группе
“В гостях у сказки”
Выполнил: воспитатель
Волкова Е.Е.
г.Нижний Новгород 2023 г.
Цель: Закрепление математических знаний у детей посредством игры- сказки.
Задачи:
1. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине путём наложения друг
на друга. Закреплять у детей понятие «длинный-короткий». Закреплять у детей
пространственные отношения. Упражнять детей сравнивать несколько предметов
разной высоты раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке. Приучать
рассказывать о порядке расположения предметов.
2. Закреплять умение различать геометрические фигуры. Уточнить знание цвета.
Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта.
3. Упражнять детей в правильном обозначении предметов по отношению к себе.
Совершенствовать умение видеть равенство и неравенство численностей групп
предметов.
4. Расширять представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь)об их
характерных особенностях.
5. Совершенствовать количественный счёт в пределах 5;упражнять детей называть
числа по порядку.
Оборудование: Проектор, экран, магнитофон, диск с записью, домик «Теремок»,
куклы: пчёлка, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь, по две разные по длине
полоски бумаги на каждого ребёнка, корзина с пирожками, тарелка, 4 ёлочки разной
высоты, ёлки – декорации для игры, геометрические фигуры: круг, треугольник,
квадрат по количеству детей, картинки, отображающие части суток: утро, день, вечер,
ночь, корзина с фруктами.
В гостях у сказки
В далёкой Сказочной Стране, на Чудесной Лужайке на самом Прекрасном Цветочке
жила-была необыкновенно добрая и очень любознательная Пчёлка. И звали её
Неумейка. Неумейка учиться не очень любила и почти ничего не знала и не умела… И
такая она была непоседа, эта Пчёлка, что постоянно путешествовала по Волшебному
Лесу. Вот и сегодня, рано утром, когда солнышко поднялось над Лужайкой, она
отправилась в путь.
Восп. : «И мы с вами, ребята, сейчас тоже отправимся в путь… Закрывайте глаза.
Слышите волшебную музыку? Вот мы с вами и перенеслись в Сказочную Страну…
Давайте понаблюдаем за Неумейкой.» (Демонстрация Сказочной Лужайки на экране)
Пролетела Пчёлка Лужайку, а впереди поле! Широкое, красивое! А в поле стоит…
Теремок!
Ход занятия.
А к Теремку 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. «Ой-ой-ой! А по какой
же дорожке мне быстрее до Теремка добраться?»,- растерялась Неумейка.
Восп. : «Ребята, а вы как думаете? По какой дорожке Неумейке быстрее до Теремка
добраться?»
Дети: «По короткой!»
«А как же Неумейке узнать, какая из дорожек длинная, а какая короткая?»,-
Восп. : «Давайте с вами правильно укажем Неумейке, где какая дорожка. Вот для
каждого из вас по 2 полоски, «дорожки. Какого они цвета? Какая дорожка длиннее?
Какая дорожка короче? Верно красная дорожка длиннее зелёной. Дорожки разной
длины.
Показ воспитателя. Вот какой длины зелёная дорожка,а вот какой длины красная
дорожка. Возьмите в правую руку длинную дорожку, а в левую короткую дорожку.
Как проверить какая дорожка длиннее, а какая короче? Надо наложить дорожки друг
на друга. Сравнили дети дорожки и показали Неумейке, какая из них короче. Побежала
по ней Неумейка и добежала до Теремка!
-«Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок, не высок.
Мышка там живёт норушка,
Пирожки она печёт.»
Поздоровалась с ней Неумейка и так ей пирожка захотелось!
-«Мышка, а Мышка, угости меня пирожком, так они у тебя пахнут вкусно!»
«Угощу,- сказала Мышка, только помоги мне сначала,- посади около Теремка ёлочки в
ряд от самой высокой до самой низкой».
Неумейка: «Ох, не умею! Ох, не знаю! Помогите мне, ребятки! Подскажите, какая
ёлочка самая высокая?»
Восп: Ребята какая ёлочка выше? Какая ёлочка ниже? А как узнать? Правильно нужно
приставить одну ёлочку к другой. А какая ёлочка самая высокая? А какая ещё ниже? А
какая самая низкая? Почему про одну ёлочку вы сказали что она выше, а про другую,
что она ниже? Правильно ёлочки разной высоты. А теперь поставьте ёлочки по
порядку начиная с самой высокой. Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась
лесенка из ёлочек.
-«Вот Лягушка скачет по болоту,
В Теремке ей жить охота.
Раз, два, три, четыре, пять,
Лягушка начала скакать.
С кочки на кочку прыгает
Лапками весело двигает
И говорит простые слова:
«Ква-ква-ква!» (физкультминутка – имитация движений)
Пока Лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «Беда!»
Неумейка добрая, но как помочь Лягушке, не знает: «Ребята, а давайте вместе
поможем лягушке?»
Восп. : «Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, как они
называются? (круг, треугольник, квадрат прямоугольник). Какого цвета круг? Какого
цвета квадрат, треугольник и прямоугольник? Чем отличается круг от квадрата? А чем
отличается треугольник от прямоугольника? А чем похожи квадрат и прямоугольник?
вот из них мы и выложим бусы для Лягушки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру
Лягушка назовёт, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе.
Лягушка называет геометрические фигуры, дети и Неумейка выкладывают бусы,
после, сравнивают с образцом.
Восп. : «Какой по счёту вы положили красный кружок? (первый)
-Какой по счёту вы положили зелёный прямоугольник? (второй)
-Какой по счёту вы положили жёлтый треугольник? (третий)
Какой по счёту вы положили синий квадрат (четвёртый)
-Как называется пятая фигура? (красный круг)
-А как узнать сколько всего геометрических фигур?
Дети: посчитать.
-А давайте посчитаем. Сколько получилось геометрических фигур? 5
-А теперь давайте посчитаем справа на лево. Сколько получилось?. Тоже 5. Значит нет
никакой разницы с какой стороны мы будем считать. Молодцы!
Довольная Лягушка поблагодарила ребят и Неумейку, и ускакала в Теремок.
Смотрит Неумейка, а по полю Зайчик скачет а в лапах у него целая корзинка припасов!
-«Кто-кто в Теремочке живёт,
Кто-кто в невысоком живёт?»
-«Я Мышка-норушка!»
-«А я Лягушка-квакушка, а ты кто?»
-«А я Зайчик-побегайчик!»
-«Пустите меня в Теремок!»
-«Заходи!»
Отдал Зайчик-побегайчик Неумейке свою корзину и попросил: «Разложи, пожалуйста,
все припасы на полки:
-Фрукты положи на верхнюю полку
-А овощи - на нижнюю полку.»
Положила Неумейка всё на нижнюю полку и довольная.
Восп. : «Ребята, правильно ли сделала Неумейка?»
Дети отвечают.
Неумейка: «А как я сделала? А если вот так?»,- и положила всё на верхнюю полку.
Восп. : «Кто поможет Неумейке?»
Дети помогают.
Восп. : «На какую полку Соня положила фрукты?»
-А на какой полке лежат овощи?
- Сколько фруктов на верхней полке?
-Сколько овощей на нижней полке?
-А чего больше овощей или фруктов?
Правильно их одинаково, поровну,по 3.
Ребята, а давайте представим что зайчик у нас съел одну морковку. Чего теперь стало
больше овощей или фруктов? Какое число больше 2 или 3. Почему стало фруктов
больше?
А сколько сейчас овощей и фруктов вместе?
Как сделать так чтобы овощей и фруктов опять стало поровну?
Дети отвечают.
Восп: Ребята что-то нашей Неумейки не видно. Ну-ка давайте её поищем. .Посмотрите
направо, налево, вперёд, назад. Не видно? Да вот же она,новых гостей ведёт.
Да это же Волчок-серый бочок, да Лисичка-сестричка, грустные - прегрустные! У
Лисички в лапах квадрат, а у Волка круг.
«Ребята, а давайте их развеселим, давайте с ними поиграем в игру «Раз- два - три – к
домику беги!»,- предложила Неумейка,- те из ребят, кому я дам круги, бегут по сигналу
к Волку, а те, у кого квадраты-к Лисичке!».
Неумейка:
-«Мы по лесу идём – дети идут
Ноги поднимаем, - поднимают ноги
Через лужицы шагаем – перепрыгивают через лужицы
(имитация движений)
На сигнал: «Раз, два, три – к домику беги» ребятки находят свои домики.
Довольны зверушки! И Мышка их приглашает в Теремок.
Неумейка: «Дети, посмотрите, а к Теремку кто-то идёт!»
-«Я Мишка косолапый,
Неуклюжий да лохматый»
«Здравствуй, Мишка», - поздоровалась с ним Неумейка.
-«Ем малину и медок,
Пустите меня в Теремок!»
А Мышка с Лягушкой Мишке и отвечают:
-«Мишка, Мишка не спеши,
Сначала задания наши реши.»
- «Ребята, давайте с вами поможем Мишке решить задания!»,- предложила
Неумейка.
-«Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: «Когда это бывает?»
и подберите подходящую картинку»,- сказала Лягушка и начала читать стихотворение
А. Кондратьева «Доброе утро» :
-«Доброе утро – птицы напели,
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт и идёт по делам!»
Когда это бывает?»
Дети отвечают и вместе с Неумейкой находят картинку с изображением утра.
-«На занятиях считаем,
Дружно в игры мы играем,
А потом ещё гуляем,
Когда это бывает?»
Ответы детей. Неумейка находит картинку с изображением ночи и радостно её
показывает всем,- «Вот день! Вот день!»
Мишка сомневается: «Ребята, права-ли Неумейка?»
Ответы детей.
Неумейка: «Как так неправильно? А что изображено на этой картинке? Ночь! А чем
ночь отличается от дня?»
Дети отвечают и находят нужную картинку.
- «Нас из садика забрали,
Время ужина пришло.
Дома с мамой и с папой
Всем нам очень хорошо.
Когда это бывает?»
Мишка растерялся и не может найти нужную картинку. Помощь детей.
-«Спят медведи и слоны,
И лиса и ёжик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже.
Когда все спят?»
Все вместе подбирают соответствующую картинку.
Неумейка: «А теперь давайте назовём все части суток по порядку!»
Мишка очень благодарен, что помогли ему выполнить задание! А Мышка как раз
пирожков напекла! Вот только не знает, хватит ли их всем её гостям! Считать она не
умеет и просит Неумейку ей помочь.
Количество и счёт.
Цель: Продолжать упражнять в счёте предметов в пределах 5, находить нужное
количество предметов, на основе счёта устанавливать равенство групп предметов в
ситуации. .
А Неумейка, хитрая такая: «Да что там считать-то! Это ж просто! У меня все ребята
это умеют делать! Сейчас они тебе помогут, всех гостей твоих пересчитают!» Дети
пересчитывают всех Мышкиных гостей : Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик,
Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка. Пять гостей!
Восп. : «Значит сколько пирожков должна положить Мышка на тарелку?» Дети
отвечают, что и пирожков для гостей тоже должно быть пять!
Восп: «А если не пять? А разве четыре пирожка всем гостям не хватит? А почему?»
Ответы детей.
«Всё понятно!», - сказала Неумейка.
Положила Мышка на тарелочку пять пирожков, чтобы накормить своих гостей.
Мишка: «Я очень сладости люблю
И всех ребяток угощу»
Угощает Мишка детей и Неумейку сладостями. Дети и Неумейка благодарят Мишку.
Все зверята говорят ребятам: «Спасибо за помощь».
Неумейка: «Ура! Ребятки! Я с вами сегодня столько всего нового для себя узнала! Вы
так здорово помогли и мне, и всем зверятам! Спасибо вам большое! Мне пора домой,
на мою Чудесную Лужайку! До свидания!»
Восп. : «Ну, вот и все звери собрались в Теремке, не будем им мешать, дружно
поживать.
Давайте с вами вспомним, чем вы сегодня помогли Неумейке и зверятам?»
Дети отвечают.
Восп. : «Молодцы, вы славно поработали! А теперь нам пора обратно по волшебной
дорожке в родной детский сад, в любимую группу!»
Под волшебную мелодию дети по дорожке возвращаются в группу.