Автор: Чернова Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2 "Амурчонок"
Населённый пункт: Амурская область с.Поярково
Наименование материала: Диссеминация опыта работы
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Николаева С. Н. считает, что первоначально в основе экологической работы с
детьми должна стать передача знаний, информации о природе. А в качестве
завершающего этапа в экологической работе с детьми данный автор ставит
формирование и закрепление у ребенка определенного типа отношения к природному
окружению (познавательного, эстетического или гуманистического). Согласно ее
мнению, то, как человек в практической жизни относится к природе, является
индикатором экологической образованности и воспитанности.
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность
человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие
окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы
каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства
прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для
непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Встаёт вопрос- как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы
прививать дошкольникам любовь и бережное отношение к природе?
Поэтому данная тема меня заинтересовала и стала актуальной для изучения.
Изучив литературу по теме экологическое воспитание, проведя с детьми работу по
теме: наблюдая за детьми, проводя беседы, сделала вывод, что у детей нет знаний и
навыков по данной теме.
Я считаю, что дошкольник должен обладать большим количеством знаний, ведь
дети- это не только наше настоящее, но и наше будущее.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического
образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у
дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Наш опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе,
способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно
относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический
процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач
экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском
саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными
явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования
является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались
создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка,
формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка
элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому
процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические
знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе
экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения,
которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен
материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы,
песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся
наблюдения.
Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми
экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень
убеждений, мотивов поведения.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я
провела ряд экологических акций: «Покормите птиц зимой» «Посади дерево».
Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к
природе.
Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я
стараюсь сохранить преемственность с семьёй. Так как работа с родителями является
одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями
по экологическому воспитанию детей я использую традиционные формы
(родительские собрания, консультации, беседы)
В результате моей работы по данной теме есть положительные результаты. У детей
формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы,
экологическое мышление, у детей появилось желание общаться с природой и отражать
свои впечатления в различных видах деятельности. Таким образом, считаю, что
экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребёнка:
развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное
отношение к окружающей среде, формируют первоначальные представления у детей
дошкольного возраста.