Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена с использованием материалов Федерального
государственного
стандарта
основного
общего
образования
(ФГОС:
основное
общее
образование//
ФГОС.
М.:
Просвещение, 2010) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы.
Предметная линия учебников под редакцией А.Д.Шмелева (Москва, издателький центр Вентана-граф 2013 год)
Цели обучения
Курс
русского
языка
направлен
на
достижение
следующих
целей,
обеспечивающих
реализацию
личностно-
ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание
духовно
богатой,
нравственно
ориентированной
личности
с
развитым
чувством
самосознания
и
общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения,
средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм,
принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к
речевому
взаимодействию
и
взаимопониманию,
потребности
в
речевом
самосовершенствовании,
овладение
важнейшими
общеучебными
умениями
и
универсальными
учебными
действиями,
формирование
навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности
опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать
и
оценивать
языковые
факты,
обогащение
активного
словарного
запаса,
расширение
объема
используемых
в
речи
грамматических
средств,
совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и
фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к
речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
1
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной
деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах
и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами
речевой
деятельности,
правилами
использования
языка
в
разных
ситуациях
общения,
нормами
речевого
этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических
средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни
Задачи обучения
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации
надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения
ученик
получает
возможность
совершенствовать
общеучебные
умения,
навыки,
способы
деятельности,
которые
базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе
изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
•
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
•
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация),
•
информационные
(умение
осуществлять
библиографический
поиск,
извлекать
информацию
из
различных
источников, умение работать с текстом),
•
организационные
(умение
формулировать
цель
деятельности,
планировать
ее,
осуществлять
самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию).
Технологии и методики обучения
1.
Технология обучения как учебного исследования
2.
Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
3.
Технология эвристического обучения
4.
Метод проектов
2
Результаты обучения
Личностные
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определя¬ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовер¬шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников;
овладение
приемами
отбора
и
систематизации
материала;
способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный
или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов;
способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
3
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6)
опознавание
и
анализ
основных
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии
и
использование их в собственной речевой практике.
Коммуникативные
1.
Первая
содержательная
линия
направлена
на
формирование
коммуникативных
навыков
речевого
общения,
осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами
«Язык и речь», «Текст».
4
2.
Вторая
содержательная
линия
программы,
обозначенная
как языковедческая
компетенция ,
обеспечивает
формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы
учебника
«Система
языка»
и
«Правописание»
в
основном
направлены
на
обеспечение
учебными
материалами
реализацию этой линии программы.
3.
Формирование
функциональной
грамотности
учащихся
через
достижение
культуроведческой
компетенции,
осознание
национально-культурной
специфики
русского
языка
достигается
за
счет
реализации
в
курсе
третьей
содержательной
линии
–
линии культуроведческой
компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и
культура. Культура речи» .
Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования;
сознательное
освоение
системы
опорных
знаний
по
русскому
языку
и
формирование
функциональной
грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование
личности
учащиегося и его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Предмет «Русский язык» в учебном плане 6 класса
В 6 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю)
Всего часов
210 ч
В том числе:
повторение
8 ч
контрольные работы:
диктант
тест
16 ч.
8+1 (п/а)
6
сочинения и изложения
6 ч (3/3)
5
Календарно - тематическое планирование
№
урока
Разделы главы
Тема
Планируемые результаты
Информа-
ционное
и
методическое
обеспечение
Дата
предметные
метапредметные
личностные
Глава 1.Что значит «современный
литературный язык»?
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Виды монолога и
диалога.
Сфера
употребления,
типичные ситуации
общения, задачи
речи, языковые
средства,
характерные для
разговорного
языка. Морфология
как раздел
грамматики
(повторение)
Понимание
информации
устного и
письменного
сообщения
(коммуникативно
й установки, темы
текста, основной
мысли; основной
и дополнительной
информации);
овладение
приемами отбора
и систематизации
Знать
особенности
диалогическо
й и
монологическ
ой речи,
владеть
различными
видами
диалога,
сочетать
разные виды
диалога в
своей речи в
repetit
or.1c -
Серия
учебных
компьютер
ных
программ
'1С:
'Репетитор.
Тесты по
пунктуации
,
орфографи
и и др.
1.
Вводный урок
1
2
Разновидности русского языка
(повторение)
1
3
Имя существительное
1
4
Имя прилагательное
1
5
Глагол
1
6
Правописание падежных окончаний
имён существительных
1
7
Правописание окончаний
прилагательных
1
8
Правописание личных окончаний
глаголов
1
6
Пользоваться
основными
понятиями
морфологии,
различать
грамматическое и
лексическое
значение слова.
Анализировать и
характеризовать
общекатегориаль-
ное значение ,
морфологические
признаки
существительного,
прилагательного,
глагола
материала на
определенную
тему; умение
вести
самостоятельный
поиск
информации;
способность к
преобразованию,
сохранению и
передаче
информации,
полученной в
результате чтения
или аудирования;
соответствии
с нормами
речевого
поведения в
типичных
ситуациях
общения
gramota-
gramma
s
chool.edu
9
Слитное и раздельное написание НЕ с
существительными, прилагательными,
глаголами
1
10
ТЕКСТ . Основные признаки текста
2
11-
12
Р.р. Сочинение-описание по картине
с использованием текста
К. Паустовского
1
13
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА
РЕЧИ
Литературный язык и просторечие
1
Выбор и
организация
языковых средств в
соответствии со
сферой, ситуацией
и условиями
речевого общения
Осознавать связь
русского языка с
культурой и
историей народа.
Приводить
пример, которые
доказывают, что
изучение языка
позволяет лучше
узнать историю и
культуру страны.
способность
осуществлять
речевой
самоконтроль
в процессе
учебной
деятельности
и в
повседневной
практике
речевого
общения;
7
14
ПОВТОРЕНИЕ Комплексное
повторение материала главы 1
Выбор и
организация
языковых средств
способность
осуществлять
речевой
самоконтроль
в процессе
учебной
деятельности
2
15-
16
Контрольная работа (диктант с
грамматическим заданием) и её
анализ. «Повторение пройденного в 5
классе». (Входной контроль)
Глава 2.
Что значит работать над своей речью?
17
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Ситуация речевого
общения
1
18
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика и графика
Повторение изученного в 5 классе
1
Изменение звуков в
речевом потоке.
Изменение
качества гласного
звука в
зависимости от
позиции.
Правила переноса
Употребление
строчной и
прописной букв.
Орфография как
система правил
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила .
Пользоваться
основными
понятиями
фонетики.
Проводить
фонетический
анализ слова.
Иметь
представление о
сильной и слабой
позиции.
Классифицироват
ь и группировать
звуки речи по
признакам.
Различать
способы членения
способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуаль
ной и
коллективной)
,
последователь
ность
действий,
оценивать
достигнутые
результаты и
адекватно
repetit
or.1c -
Серия
учебных
компьютер
ных
программ
'1С:
Репетитор'
по
русскому
языку,
Контрольн
о-
диагностич
еские
19
Фонетические позиции и позиционные
чередования звуков
2
20-
21
Сильные и слабые фонетические
позиции гласных звуков
1
22
Сильные и слабые фонетические
позиции согласных по глухости-
звонкости
1
23
Сильные и слабые фонетические
позиции согласных по твёрдости и
мягкости
1
24
Слогораздел: открытые и закрытые
слоги.
1
25
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание согласных
2
8
связанные с
правописание
корней с
чередованием.
Правила переноса.
слов на слоги и
способы
правильного
переноса с одной
строки на другую
Иметь
представление об
орфографии как о
системе правил.
Обладать
орфографической
зоркостью.
Соблюдать
основные
орфографические
нормы
письменной речи.
Опираться на
словообразователь
ный,
морфологический
разбор при
выборе
правильного
написания слова.
формулироват
ь их в устной
и письменной
форме;
системы
серии
26-
27
Правописание безударных гласных
2
28-
29-
30
Гласные А и О в корнях с чередованием
(повторение)
1
31
Гласные Е и И в корнях с чередованием
2
32-
33-
34
Правописание гласных в отдельных
корнях с чередованием А//О: -клан-//-
клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-,
-равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-
1
35
Основные правила переноса
2
36-
37
Контрольная работа (диктант) и её
анализ «Правописание безударных
2
9
гласных в корне и гласных в корнях с
чередованием»
38-
39
ТЕКСТ
План текста: вопросный, назывной,
тезисный
2
Выделять
микротемы, делить
текст на абзацы,
делить текст на
смысловые части,
различать тема и
подтемы текста,
осуществлять
информационную
переработку
текста , передавая
его содержание при
помощи плана
Микротема
текста. Основная
и дополнительная
информация в
тексте.
План.
определяюще
й роли
родного языка
в развитии
интеллектуаль
ных,
творческих
способностей
и моральных
качеств
личности, его
значения в
процессе
получения
школьного
образования;
gramota-
Словари
он-лайн.
Ответы на
вопросы в
справочно
м бюро.
gramma
- Пишем и
говорим
40-
41
Р.р. Обучение изложению
1
42
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА
РЕЧИ Современные варианты
орфоэпических норм
1
43
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала
главы 2.
2
44-
45
Контрольная работа (тест) и её анализ.
«Текст, работа с текстом»
Глава 3.Что такое сферы общения?
46
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Сферы общения
1
47
Морфемика и словообразование
Корневые и служебные морфемы
1
Словообразование
и изменение форм
слова,
формообразующие
и словообразующие
морфемы.
Производящая
основа и
словообразующая
морфема.
Овладеть
основными
понятиями
морфемики и
словообразования.
Осознать отличие
морфемы от
других значимых
единиц языка.
Опознавать
Применять
знания и
умения в
области
морфемики и
словообразова
ния в
практике
правописания.
Осуществлять
48
Виды служебных морфем:
формообразующие морфемы (окончания,
суффиксы)
1
49
Виды служебных морфем:
словообразовательные морфемы
(приставка, суффикс, постфикс)
1
50
Нулевые словообразовательные
морфемы
1
10
Словообразователь
ная пара и
словообразовательн
ая цепочка.
Словообразователь
ное гнездо.
Основные способы
словообразования.
Род
сложносокращенны
х слов, их
согласование с
глаголами
прошедшего
времени.
Составлять
словообразовательн
ые цепочки.
Осуществлять
устный и
письменный
морфемный и
словообразова-
тельный анализ,
выделяя исходную
основу и
словообразующую
морфему.
морфемы и
членить слова на
морфемы на
основе
смыслового,
грамматического
и
словообразователь
ного анализа.
Уточнять
лексическое
значение слова с
учетом
морфемного и
словообразователь
ного разбора.
Применять знания
и умения в
области
морфемики и
словообразования
в практике
правописания.
устный и
письменный
морфемный и
словообразова
- тельный
анализ,
выделяя
исходную
основу и
словообразую
щую
морфему.
51
Основы производных и непроизводных
слов
2
52-
53
Морфологические способы
словообразования
1
54
Способы образования сложных и
сложносокращённых слов
1
55
Морфемный и словообразовательный
разбор слова
1
56
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание приставок (повторение)
3
Орфография как
система правил
Использовать
орфографические
словари и
Обладать
орфографичес
11
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила, связанные
с правописанием
приставок и
сложных слов.
Правила переноса.
справочники по
правописанию для
решения
орфографических
и
пунктуационных
проблем
кой
зоркостью.
Соблюдать
основные
орфографичес
кие нормы
письменной
речи
57-
59
Правописание приставок при-, пре-
1
60
Правописание сложных
существительных с соединительными
гласными
2
61-
62
Правописание сложных имён
прилагательных
2
63-
64
Контрольная работа (диктант) и её
анализ. «Правописание морфем»
2
65-
66
ТЕКСТ
План текста: простой и сложный
2
Выделять
микротемы, делить
текст на абзацы,
делить текст на
смысловые части,
различать тема и
подтемы текста,
осуществлять
информационную
переработку текста,
передавая его
содержание при
помощи плана.
Создавать и
корректировать
текст
Микротема
текста. Основная
и дополнительная
информация в
тексте.
План.
Осознать
важность
соблюдения
языковых
норм для
культурного
человека.
Овладеть
основными
нормами
русского
литературного
языка.
67-
68
Р.р. Изложение по аудиотексту
1
69
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА
РЕЧИ
Ударение в сложных словах
1
Овладеть
основными
нормами русского
литературного
языка.
Взаимосвязь
языка и культуры,
русский речевой
этикет.
Варианты норм,
нормативные
словари
Осознавать
связь русского
языка с
культурой и
историей
народа.
12
современного
русского
литературного
языка
70
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала
главы 3
2
71-
72
Контрольная работа (тест) и её анализ.
«Правописание сложных слов»
Глава 4.Сколько стилей в современном
литературном языке?
Устанавливать
принадлежность
текста к
определенной
функциональной
разновидности
языка.
Сопоставлять и
сравнивать с точки
зрения их
содержания ,
стилистических
особенностей и
использования
языковых средств.
Функциональные
разновидности
языка.
Сфера
употребления ,
типичные
ситуации
характерные для
различных стилей.
Основные жанры
стилей
Оценивать
чужие и
собственные
речевые
высказывания
с точки
зрения
соответствия
их
коммуникатив
ным
требованиям,
языковым
нормам
73
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Стили литературного языка
1
74
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Лексика и фразеология
Слово – основная единица лексикологии
(повторение)
1
Слово как единица
языка. Отличие
слова от других
языковых единиц.
Лексика русского
языка с точки
зрения сферы ее
употребления.
Стилистическая
Овладеть
основными
понятиями
л е к с и к и
и
фразеологии.
Понимать
особенности
с л о в а
к а к
Извлекать
необходимую
информацию
из толкового,
фразеологиче
ского словаря
и
использовать
ее в
75
Паронимы
1
76
Стилистическая окраска лексики
литературного языка
1
77
Лексика ограниченного употребления:
диалектизмы
1
13
окраска слов.
Стилистические
пометы в толковых
словарях русского
языка.
Фразеологизмы , их
признаки и
значение .
Нейтральные и
стилистически
окрашенные
фразеологизмы,
сферы их
употребления
лексического
уровня языка.
Наблюдать
н а д
использованием
с л о в
в
художественной
,
разговорной речи,
а
т а к ж е
в
различных стилях
речи.
Характеризовать
с л о в а
с
т о ч к и
з р е н и я
с ф е р ы
употребления.
различных
видах
деятельности.
78
Лексика ограниченного употребления:
жаргонизмы
1
79
Слова с эмоциональной окраской
1
80
Стилистическая окраска фразеологизмов
1
81
ПРАВОПИСАНИЕ
Употребление прописных и строчных
букв (повторение)
2
Орфография как
система правил
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила, связанные
с правописанием
суффиксов.
Правила переноса.
Иметь
представление об
орфографии как о
системе правил.
Опираться на
словообразователь
ный,
морфологический
разбор при
выборе
Обладать
орфографичес
кой
зоркостью.
Соблюдать
основные
орфографичес
кие нормы
письменной
речи
82-
83
Правописание суффиксов
прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в
суффиксах отымённых прилагательных
2
84-
85
Суффиксы – СК-//-К- в отымённых
прилагательных
2
86-
87
Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-
ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-
1
14
Знаки препинания в
предложениях с
однородными
членами
.Употребление
строчной и
прописной букв.
правильного
написания слова.
Использовать
орфографические
словари и
справочники по
правописанию для
решения
орфографических
и
пунктуационных
проблем
88
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами (повторение)
2
89-
90
Контрольная работа (диктант) и её
анализ. «Правописание суффиксов в
именах прилагательных»
1
91
ТЕКСТ
Средства связи предложений и частей
текста
1
Взаимосвязь языка
и культуры,
русский речевой
этикет.
Варианты норм.
Нормативные
словари
Осознавать связь
русского языка с
культурой и
историей народа.
Уместно
использовать
правила речевого
Использовать
нормативные
словари для
получения
информации о
нормах
современного
92
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Нормативные словари современного
русского языка
1
15
современного
русского языка
( орфоэпический,
толковый,
грамматических
трудностей,
орфографический)
этикета в учебной
деятельности и
повседневной
жизни на основе
уважения к
личности,
доброжелательног
о отношения к
окружающим,
потребности в
социальном
признании,
ориентации в
особенностях
социальных
отношений и
взаимодействий.
русского
литературного
языка
93
Комплексное повторение главы 4
2
94-
95
Контрольная работа (тест) и её анализ
«Язык и культура речи»
2
Глава 5.Трудно ли освоить язык науки?
96
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Научный стиль
1
Основные жанры
научного стиля :
аннотация и ее
особенности
Писать
аннотацию в
соответствии с
целью и
ситуацией
общения.
Исправлять
речевые
недостатки и
редактировать
текст.
достаточный
объем
словарного
запаса и
усвоенных
грамматическ
их средств
для
свободного
выражения
мыслей и
чувств в
процессе
16
речевого
общения;
способность к
самооценке на
основе
наблюдения
за
собственной
речью.
97
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Причастие.
Части речи (повторение)
1
Морфология как
раздел грамматики
(повторение)
Глагол как часть
речи (повторение)
Причастие , его
грамматические
признаки, признаки
прилагательного и
глагола у
причастия.
Действительные и
страдательные
причастия.
Полные и краткие
формы причастия.
Синтаксическая
функция причастия
Распознавать
грамматические
признаки глагола
и прилагательного
у причастия,
приводить
примеры
действительных и
страдательных
причастий.
Правильно
употреблять
причастия с
определяемым
словом;
соблюдать
временно-
видовую
соотнесенность
Достаточный
объем
словарного
запаса и
усвоенных
грамматическ
их средств
для
свободного
выражения
мыслей и
чувств в
процессе
речевого
общения;
способность к
Наблюдать за
особенностям
и
98
Глагол как часть речи (повторение)
1
99
Причастие – особая форма глагола с
признаками прилагательного
1
100
Признаки прилагательного у причастия
2
101-
102
Суффиксы причастий
2
103-
104
Образование действительных
причастий настоящего времени
2
105-
106
Образование действительных
причастий прошедшего времени
2
107-
108
Образование страдательных причастий
настоящего времени
2
109-
110
Образование страдательных причастий
прошедшего времени
2
111-
112
Краткие страдательные причастия
1
17
причастий с
формой глагола-
сказуемого;
правильный
порядок слов в
предложении с
причастным
оборотом.
употребления
причастий в
различных
функциональн
ых стилях и
анализировать
их
113
Морфологический разбор причастия
2
114-
115
ПРАВОПИСАНИЕ
Гласные в суффиксах причастий
настоящего времени
3
Орфография как
система правил
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила, связанные
со слитным и
раздельным
написанием, а
также
Иметь
представление об
орфографии как о
системе правил.
Обладать
орфографической
зоркостью.
Соблюдать
основные
орфографические
Использовать
орфографичес
кие словари и
справочники
по
правописани
ю для
решения
орфографичес
ких и
116-
117-
118
Буквы Н и НН в страдательных
причастиях прошедшего времени
2
119-
120
Буквы Н и НН в полных формах
отглагольных прилагательных
2
121-
122
Слитное и раздельное написание НЕ с
причастиями
2
18
правописанием Н и
НН. Правила
переноса.
Знаки препинания в
предложениях с
причастным
оборотом
нормы
письменной речи.
Опираться на
словообразователь
ный,
морфологический
разбор при
выборе
правильного
написания слова.
пунктуационн
ых проблем
123-
124
Знаки препинания в предложениях с
причастными оборотами
2
125-
126
Контрольная работа (диктант) и её
анализ. «Правописание причастий»
1
127
ТЕКСТ
Типы речи в научном стиле
литературного языка
2
Знать признаки
текста.
Определять тему,
коммуникативную
установку,
основную мысль
текста, ключевые
слова, виды связи
предложений.
Создавать свои
собственные
тексты.
Функциональные
типы речи , их
особенности,
сочетание с
другими
функционально-
смысловыми
типами речи
Анализироват
ь и
характеризова
ть текст с
точки зрения
единства
темы,
смысловой
цельности,
последователь
ности
изложения,
уместности и
целесообразн
ости
использовани
я
грамматическ
их и
лексических
средств связи.
128-
129
Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных
стилях речи.
1
130
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление причастий в
литературном языке
1
131
Употребление причастного оборота
1
19
132
Повторение
Комплексное повторение материала
главы 5
2
133-
134
Контрольная работа (тест) и её
анализ. «Правописание причастий и
отглагольных прилагательных»
2
Глава 6.В чём особенности официальных
документов?
Писать заявление в
соответствии с
целью и ситуацией
общения.
Выступать перед
аудиторией , вести
беседу в
соответствии с
ситуацией
Сфера
употребления ,
типичные
ситуации речевого
общения , задачи
речи, языковые
средства,
характерные для
официально-
делового стиля.
Основные жанры :
заявление
Способность
к самооценке
на основе
наблюдения
за
собственной
речью.
135
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Официально-деловой стиль
1
136
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Деепричастие.
Деепричастие как форма глагола
2
Деепричастие , его
грамматические
признаки.
Наречные и
глагольные
признаки у
деепричастия.
Деепричастия
совершенного и
несовершенного
вида.
Пользоваться
основными
понятиями
морфологии,
различать
грамматическое и
лексическое
значение слова.
Анализировать и
характеризовать
общекатегориальн
Наблюдать за
особенностям
и
употребления
деепричастий
в различных
функциональн
ых стилях и
анализиро-
вать их
137-
138
Образование деепричастий
2
139-
140
Деепричастный оборот
1
141
Морфологический разбор деепричастия
2
142-
143
ПРАВОПИСАНИЕ
Слитное и раздельное написание НЕ с
деепричастиями
2
20
Синтаксическая
функция
деепричастия.
Распознавать
грамматические
признаки глагола и
наречия у
деепричастия,
приводить примеры
деепричастий
совершенного и
несовершенного
вида
Правильно
употреблять
деепричастия ;
правильный
порядок слов в
предложении с
деепричастным
оборотом
ое значение ,
морфологические
признаки глагола,
деепричастия,
определять их
синтаксическую
функцию.
Распознавать
грамматические
признаки глагола
и наречия у
деепричастия,
приводить
примеры
деепричастий
совершенного и
несовершенного
вида
144-
145
Знаки препинания в предложениях с
деепричастиями и деепричастными
оборотами
2
146-
147
Контрольная (диктант) работа и её
анализ . «Правописание деепричастий»
1
148
ТЕКСТ
Деловые бумаги: заявление
1
Знать признаки
текста.
Определять тему,
коммуникативную
установку,
основную мысль
текста, ключевые
слова, виды связи
предложений.
Анализировать и
Функциональные
типы речи , их
особенности,
сочетание с
другими
функционально-
смысловыми
типами речи
Анализиро-
вать и
характеризова
ть текст с
точки зрения
единства
темы,
смысловой
цельности,
последователь
21
характеризовать
текст с точки
зрения единства
темы, смысловой
цельности,
последовательност
и изложения,
уместности и
целесообразности
использования
грамматических и
лексических
средств связи.
ности
изложения.
Создавать
собственные
тексты
149
Типы речи: официально-деловое и
художественное описание
1
150
Р.р. Сочинение-описание по картине
1
151
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление деепричастий в
литературном языке
1
152
ПОВТОРЕНИЕ
Комплексное повторение материала
главы 6.
Самостоятельная работа
2
153-
154
Контрольная работа (тест) и её
анализ. «Правописание причастий и
деепричастий»
2
Глава 7.В чём особенности публицистической
речи?
Устанавливать
принадлежность
Основные жанры
публицистическог
Сопоставлять
и сравнивать с
22
текста к
определенной
функциональной
разновидности
языка.
о стиля :
выступление
точки зрения
их
содержания ,
стилистическ
их
особенностей
и
использовани
я языковых
средств.
155
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Публицистический стиль
СИСТЕМА ЯЗЫКА
1
Имя числительное
как часть речи, его
общекатегориаль-
ное значение,
морфологические
свойства,
синтаксические
функции.
Разряды
числительных по
значению и
строению.
Грамматические
признаки
количественных и
порядковых
числительных.
Склонение
числительных
Овладение
приемами отбора
и систематизации
материала на
определенную
тему; умение
вести
самостоятельный
поиск
информации;
способность к
преобразованию,
сохранению и
передаче
информации,
полученной в
результате чтения
или аудирования;
Правильно
использовать
имена
числительные
для
обозначения
дат, перечней
и т.д., в
деловой речи
156
Имя числительное.
Имя числительное как часть речи
1
157
Простые, сложные и составные
числительные
1
158
Количественные числительные
2
159-
160
Склонение простых количественных
числительных
2
161-
162
Склонение сложных числительных
2
163-
164
Склонение составных количественных
числительных
2
165-
166
Обозначение дробных чисел
1
167
Собирательные числительные
1
168
Порядковые числительные
1
169
Морфологический разбор имени
числительного
Правописание
2
170-
171
Правописание мягкого знака в именах
числительных
2
Орфография как
система правил
Овладение
приемами отбора
Отличать
числительные
23
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила, связанные
со слитным и
раздельным
написанием.
Правила переноса.
и систематизации
материала на
определенную
тему;
от других
частей речи с
количественн
ым
значением.
172-
173
Слитное и раздельное написание
числительных
2
174-
174
Контрольная работа (диктант) и её
анализ. «Правописание имен
числительных»
1
175
Текст
Соединение в тексте разных типов речи
1
Употребление
числительных в
литературном
языке
Взаимосвязь
языка и культуры,
русский речевой
этикет
Орфоэпические ,
лексические ,
грамматические,
стилистические,
правописные
нормы
употребления
числительных
Овладеть
основными
нормами
русского
литературного
языка при
употреблении
изученной
части речи;
соблюдать их
в устных и
письменных
высказывания
х различной
коммуникатив
ной
направленнос
ти
176
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление числительных в
литературном языке
1
177
Повторение
Комплексное повторение материала
главы 7.
Самостоятельная работа
2
178-
179
Контрольная работа (тест) и её
анализ. «Имя числительное.
Использоваине в речи»
2
Глава 8.Есть ли правила у беседы
24
Устанавливать
принадлежность
текста к
определенной
функциональной
разновидности
языка.
Сопоставлять и
сравнивать с
точки зрения их
содержания ,
стилистических
особенностей и
использования
языковых средств.
Использовать
возможности
электронной
почты для
информационного
общения. Вести
личный дневник с
использованием
возможности
Интернета
Оценивать
чужие и
собственные
речевые
высказывания
с точки
зрения
соответствия
их
коммуникатив
ным
требованиям,
языковым
нормам
180
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ
Обиходная разговорная речь
1
181
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Местоимение.
Знаменательные и местоименные части
речи
1
Местоимение как
часть речи, его
общекатегориально
е значение ,
морфологические
свойства,
синтаксические
функции.
Разряды
местоимений по
значению и
грамматическим
признакам.
Способность
определять цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной
и коллективной),
последовательнос
ть действий,
оценивать
достигнутые
результаты и
адекватно
формулировать их
Употреблять
местоимения
для связи
предложений
и частей
текста,
использовать
местоимения
в речи в
соответствии
с
закрепленным
и в языке
182
Особенности местоимения как части
речи
2
183-
184
Личные местоимения
1
185
Возвратные местоимения
1
186
Притяжательные местоимения
1
187
Определительные местоимения
1
188
Указательные местоимения
2
189-
190
Вопросительные и относительные
местоимения
1
25
Склонение
местоимений.
Правильно
изменять по
падежам,
группировать
местоимения по
заданным
морфологическим
признакам.
в устной и
письменной
форме
этическими
нормами
191
Неопределённые и отрицательные
местоимения
1
192
Морфологический разбор местоимения
2
193-
194
ПРАВОПИСАНИЕ
Правописание местоимений с
предлогами
2
Орфография как
система правил
правописания слов
и их морфем.
Орфографические
правила, связанные
со слитным и
раздельным
написанием.
Правила переноса.
Овладение
приемами отбора
и систематизации
материала на
определенную
тему; умение
вести
самостоятельный
поиск
информации;
Способность
к
преобразован
ию,
сохранению и
передаче
информации,
полученной в
результате
чтения или
аудирования;
195-
196
Правописание неопределённых и
отрицательных местоимений
2
197-
198
Контрольная работа (диктант) и её
анализ. «Правописание местоимений»
2
199-
200
Текст
Устный рассказ
2
Определять тему,
коммуникативную
установку,
основную мысль
текста, ключевые
слова, виды связи
предложений.
Анализировать и
характеризовать
текст с точки
зрения единства
темы, смысловой
цельности,
последовательнос
осознание
эстетической
ценности
русского
языка;
уважительное
отношение к
201-
202
Р.р. Контрольное изложение
1
26
ти изложения,
уместности и
целесообразности
использования
грамматических и
лексических
средств связи.
Создавать свои
собственные
родному
языку,
гордость за
него;
потребность
сохранить
чистоту
русского
языка как
явления
национальной
культуры;
стремление к
речевому
самосовершен
ствованию;
203
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Употребление местоимений в
литературном языке
2
204-
205
Повторение
Промежуточная аттестация (диктант)
и её анализ
2
Комплексное повторение и
систематизация изученного в 6 классе:
6
Орфоэпические,
лексические,
Осознавать связь
русского языка с
уважительное
отношение к
27
206
207
208
209
210
Морфология: причастие.
Деепричастие.
Местоимение.
Современные нормы орфоэпии
Язык и культура речи
грамматические,
стилистические,
правописные
нормы
употребления
местоимений
культурой и
историей народа.
Приводить
примеры, которые
доказывают, что
изучение языка
позволяет лучше
узнать историю и
культуру страны.
Овладеть
основными
нормами русского
литературного
языка при
употреблении
изученной части
речи; соблюдать
их в устных и
письменных
высказываниях
различной
коммуникативной
направленности, в
случае
необходимости
корректировать
речевое
высказывание
родному
языку,
гордость за
него;
потребность
сохранить
чистоту
русского
языка как
явления
национальной
культуры;
стремление к
речевому
самосовершен
ствованию
28
29