Автор: Васильева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Игры-тренинги по развитию самостоятельности и ответственности ребенка в опасной ситуации в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
«
Игры-тренинги по развитию самостоятельности и ответственности
ребенка в опасной ситуации в практике работы воспитателя ДОУ»
Васильева Юлия Михайловна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Понятие безопасность прочно вошло в жизнь человека. Практически на
каждом шагу мы сталкиваемся с разными его вариациями: безопасность в
быту, безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность на воде,
безопасность поведения и общения, информационная безопасность и многое
другое. Систематическая
воспитательно - образовательная работа по
ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи
с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров
дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила.
Формирование основ безопасного поведения у детей – это
повседневная, трудная, но крайне важная работа. Встречи с сотрудниками
МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволяют детям приобрести уникальные
опыт общения с людьми этих профессий и обсудить волнующие их
проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных
ситуациях.
Поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он
правильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему
знакома опасность. Поэтому ее «проигрывание» - наилучший способ для
преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания
от поспешных, но неверных действий — у других. Важно научить ребёнка
объяснять собственное поведение. Ребёнок, который может объяснить, что с
ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит,
снимает многие проблемы и неприятности.
Решение задач обеспечения
безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении
взрослого с ребёнком на равных:
вместе ищем выход из трудного положения,
вместе обсуждаем проблему, ведём диалог,
вместе познаём, делаем открытия, удивляемся.
Большую роль играет положительный пример взрослых. Это следует
учитывать
в
собственном
поведении.
Нельзя
требовать
от
ребёнка
выполнения какого – либо правила поведения, если мы сами не всегда ему
следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на
зелёный сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)
Очень
важно
достичь
полного
взаимопонимания
между
взрослыми:
педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования,
предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже
агрессию.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом
запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей,
порой сами не замечают, как часто они слова « не трогай», «отойди»,
«нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что – либо путём долгих и не
всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный
результат. Если запретов будет слишком много, ребёнок не сможет
выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать.
Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята маленьким
человеком – только тогда она станет действенным регулятором его
поведения. Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе
правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Важно найти
адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их
выполнением.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и
безопасность.
Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома,
поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них
самостоятельности и ответственности, поэтому возникает необходимость
проводить практические игры-тренинги
.
Как объяснить ребенку, с кем безопасно, а с кем нет? В психологии есть
техника «круги доверия». Она рассчитана на детей от 5 до 10 лет и наглядно
объясняет, кому ребенок может доверять, а с кем ему надо быть начеку. Это
может помочь предотвратить домогательство, физическое и психологическое
насилие, потому что ребенок вовремя поймет, что происходит что-то
неправильное. Мы опробовали эту технику на тренинге. Сначала детям
вместе с родителями предложили нарисовать маленький круг в центре листа
и подписать его «Я» — это личное пространство ребенка. Потом вокруг
первого круга нужно было нарисовать круг побольше — это «Круг доверия».
В него входят те, кто заботится о ребенке, с кем он проводит больше всего
времени. Это прежде всего родители и люди, которым родители полностью
доверяют, например бабушка и дедушка. В процессе обсуждения я видела,
что некоторые семьи не включали бабушек и дедушек в этот круг. Важно,
чтобы ребенок вместе с мамой и папой обсудил и записал в свой круг
доверия конкретных людей. Третий круг — это «Круг вежливости»:
знакомые и малознакомые люди. Например, воспитатели и учителя, тренеры,
родители друзей, соседи. С ними нужно быть вежливыми, но доверять
им на 100% нельзя. Последний круг — «Круг чужих». Это все остальные
люди. Мы не знаем их и не общаемся с ними, даже если они говорят, что
знают нас. В классической методике кругов больше. Например, есть круг
людей, от которых мы ждем профессиональной помощи. Они не друзья,
но помогут, если будет нужно: полицейские, пожарные, врачи. А еще друзья
и знакомые — это разные круги. Думаю, автор нашего тренинга решил
адаптировать методику к возрасту детей, поэтому не стал усложнять.
Так выглядят круги доверия. Детям нужно обязательно нарисовать их вместе
с родителями, чтобы взрослые подсказали, к какому кругу относится каждый
человек из окружения ребенка
Если ребенку на улице понадобится помощь, а знакомых взрослых рядом
не будет, можно обратиться к наиболее безопасному кругу людей. К таким
относятся, например, женщина с ребенком, бабушка, охранник или кассир
из ближайшего
магазина,
полицейский.
В последнюю
очередь
стоит
обращаться к одинокому мужчине - только если рядом больше никого нет,
а помощь нужна срочно.
Если ребенок попал в беду — потерялся, получил травму, обижают
сверстники
или угрожает
опасность
от незнакомца, —
нужно
звонить
родителям. На практике оказалось, что пятеро из семи присутствующих
детей не помнят телефоны своих пап и мам. Надеяться на сохраненные
в телефонной книге цифры нельзя: смартфон может разрядиться, потеряться,
его можно забыть дома. Также должны выучить домашний адрес, фамилию,
имена и отчества родителей. Если ребенок потеряется и не сможет вспомнить
телефоны родителей, но сообщит взрослым, которые оказались рядом,
или полицейским имена родителей и свой адрес, это поможет скорее вернуть
его
домой.
В
практике
профессиональной
деятельности
хорошо
зарекомендовали себя тренинги:
Тренинг «Незнакомый человек»
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в ситуации
общений с незнакомыми людьми.
Задачи:
1.
Уточнять знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
2.
Подвести
детей
к
умению
оценивать
свои
возможности
по
преодолению опасности и умению выбирать способы действия в
соответствии с этим.
3.
Уточнять знания о необходимости обращения за помощью к взрослым
в случае возникновения опасной для жизни ситуации.
Игра «Знакомый, свой, чужой»
Цель:
уточнение представлений детей о том, кто является для них
безопасным партнером по общению.
Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга, образуя круг. Водящий
(взрослый) находится в центре и поочередно бросает мячик каждому
ребенку, приговаривая «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и
паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет
соответствующего человека и возвращает мяч водящему.
Темп бросания мяча может убыстряться или замедляться. Игра заканчивается
тогда, когда все дети без ошибок справятся с заданием.
Игра «Подумай и ответь»
Цель: уточнение знаний правил безопасного поведения.
Ведущий зачитывает детям ситуации, а дети поднимают вверх карточки с
соответствующим знаком: опасная ситуация – восклицательный знак,
неопасная – смайлик. Примерные ситуации:
Оставаться в любом месте все время рядом с друзьями, с людьми.
Садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает
покататься.
Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила
машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил
водитель, нужно держаться от машины подальше.
Пойти с незнакомым взрослым, если он обещает подарить игрушку,
конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым
родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает
в машину, подталкивает в подъезд или какое - либо строение, надо
громко
кричать,
призывая
на
помощь
и
привлекая
внимание
окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».
Участвовать в играх со старшими ребятами, когда они зовут
посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на
чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в
лифте;
«поэкспериментировать»
с
лекарствами
и
пахучими
веществами; залезть на дерево;
Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека
ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает как
их зовут.
Ездить в общественном транспорте без взрослых.
Не показывать деньги, привлекая к себе внимание.
Близко подходить к краю дороги на остановке автобуса, особенно в
период гололеда.
Если ребенок потерялся на улице, следует обратиться за помощью к
какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику,
женщине гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в
сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и
номер телефона, свое имя и фамилию.
Использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов
пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов
скорой помощи 03).
Игра «В гостях у сказки»
Цель: формирование правил поведения в ситуации похищения.
Вспомнить с детьми, как в сказке петушок зовет своих друзей на помощь,
когда его похитила лиса. Напомнить, что в подобной ситуации, нужно
кричать очень громко. Предложить детям, по желанию разыграть сценку из
сказки. При обсуждении, донести до детей информацию: «Что они должны
делать, если их будут похищать».
Игра «Похитители и смелые ребята»
Цель: отработка действий при попытке похищения.
Дети делятся на две команды: похитители и находчивые ребята. Похитители
пытаются самыми разными способами перевести ребят за черту (тянут,
тащат, перетаскивают), а ребята стараются им сопротивляться (кричат,
вырываются, падают). Правило – нельзя в этой игре кусаться и драться. На
выполнение задачи похитителям отводится определенное время, например 2
минуты. Затем команды меняются ролями.
Викторина «Помогаем героям сказок.
Цель: умение оценивать безопасность действий окружающих и оказывать
помощь в опасной ситуации.
Вопросы:
1.
Какое правило безопасности нарушила Красная шапочка?
2.
Какую хитрость придумал волк в сказке «Волк и семеро козлят», для
того, чтобы пробраться в дом козы?
3.
Почему Петушок все время попадался в лапы лисы в сказке «Кот,
петух и лиса».
4.
Какое правило безопасного поведения нарушил колобок?
5.
Почему в сказке «Заюшкина избушка» заяц остался без жилья?
6.
В каких сказках героям удавалось обхитрить и победить коварных
злодеев? (Мальчик-с-пальчик, Кот в сапогах, Маша и медведь, Три
медведя, Три поросенка).
Уважаемые родители , учить ребёнка правилам безопасности нужно с 3-4
лет. Дошкольник должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие».
Расскажите ребёнку, что только близкие (перечислите, кто именно) могут
его трогать, обнимать и гладить. В этом возрасте обучать лучше во время
игры,
прогулки,
читая
сказку.
Например,
покажите
какого-нибудь
мультяшного преступника и объясните, что в реальной жизни злодеи
выглядят совсем как хорошие люди, потому что очень боятся, что их
поймают.
С 6-7 лет дети уже вполне готовы к более серьёзным разговорам о хороших и
плохих взрослых и о том, как вести себя в опасных ситуациях.
Совет - только для родителей - установите на мобильном телефоне ребёнка
систему родительского контроля. Вы сможете видеть, где находится ваш
ребёнок и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том
случае, если ребёнок её покидает. Плюс возможна функция тревожного
вызова: если ребёнку что-то угрожает, ему достаточно нажать на кнопку,
чтобы известить родителей.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н.,Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста {Текст} / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князыва, Р.БСтеркина.-
СПб.: «Детство-пресс», 2007.
2. Гризик Т.И., Глушкова Г.В. Формирование основ безопасного поведения
у детей 3-8лет {текст}:методическое пособие для воспитателей/Т.И.Гризик,
Глушкова Г.В.-М.:Просвещение 2015.3-80с.
3. Дергунская В.А. , Гусарова Е.Г. ,Новицкая В.А. ,Римашевская Л.С.
Образовательная область безопасность {Текст}:учебно-методическое
пособие / В.А.Дергунская. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2012.- 5-
113с.
4. Соколова Т.В. Взаимодействие с семьей в процессе формирования
навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного
возраста {текст}:методическое пособие /Т.Б.Соколова.-Кемерово:2007.24-41с
5. Усачев, А.А., Березин А. И. основы безопасности жизнедеятельности 1
класс {текст}: учебное пособие для учащихся 1 класс начальной школы
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»/А.А.Усачев, А.И.
Березин.- М:Издательствл АСТ 1997.1-100.
6. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми {текст} /Т.А.
Шорыгина.-М.:ТЦ Сфера,2009.