Автор: Будылина Наталья Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Карачева им. С. П. Лоскутова
Населённый пункт: г. Карачев
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
Раздел: начальное образование
Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление
эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика
порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем
проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно
основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья
младшего школьника.
Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н.,
профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека;
эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и
к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные
переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом
зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут
оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать
поведение
и
деятельность,
повышать
продуктивность,
с
другой
-
тормозить,
рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов
и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.
Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в школе,
дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему «Эмоциональное
состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для 80% детей в школе
и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако
остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть,
печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния
радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть,
обида.
Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших
школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом
лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей
последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав результаты можно
сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний
лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений
«ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).
Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое
настроение»
Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но
даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и
жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы
сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.
Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое,
игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).
Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями,
вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.
Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой
происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п.
свое настроение на бумаге.
Хороший способ - вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день,
мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое
настроение и поведение.
Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче
изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».
Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.
Шоколад поднимает настроение.
Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.
Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с
ней уйдет и злость.)
Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении:
родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух - с ним ваше
плохое настроение улетит далеко.)
Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и
что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы
сможете обратиться к своим записям.
Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек
испытывает находясь в кругу близких людей.
Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто
потому, что вы заслужили это.
Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас
тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в
жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет
легче.
Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы
осознаете, что не одиноки во вселенной.
Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных
процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят:
«Оптимисты
быстрее
выздоравливают».
Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного
эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте
оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.
Быть весёлым – значит быть здоровым
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.
Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные
особенности
(тип
темперамента),
социальные
факторы
(тип
семейного
воспитания,
отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и
понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное –
внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели
как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри,
умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие
означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он
взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в
праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом.
Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит
суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в
соответствии с ним.
Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой
трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать
негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление
эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса.
Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат
быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах
можно определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами
является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых
изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций
и свободное их выражение; как:
1.
понимание эмоций других людей, принятие их;
2.
эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее
взаимопониманию;
3.
осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
4.
коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.
Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью
кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой
гармонии тела и духа”.
Литература:
1.
Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
2.
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
3.
Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, - М.; Новая школа, 1993.
4.
Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве”
- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
5.
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007