Напоминание

Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов


Автор: Будылина Наталья Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 г. Карачева им. С. П. Лоскутова
Населённый пункт: г. Карачев
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление

эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика

порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем

проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно

основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья

младшего школьника.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н.,

профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека;

эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и

к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные

переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом

зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут

оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать

поведение

и

деятельность,

повышать

продуктивность,

с

другой

-

тормозить,

рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов

и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в школе,

дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему «Эмоциональное

состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для 80% детей в школе

и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако

остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть,

печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния

радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть,

обида.

Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших

школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом

лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей

последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав результаты можно

сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний

лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений

«ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).

Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое

настроение»

Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но

даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и

жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы

сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.

Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое,

игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).

Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями,

вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.

Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой

происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п.

свое настроение на бумаге.

Хороший способ - вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день,

мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое

настроение и поведение.

Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче

изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».

Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.

Шоколад поднимает настроение.

Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.

Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с

ней уйдет и злость.)

Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении:

родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)

Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.

Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух - с ним ваше

плохое настроение улетит далеко.)

Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и

что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы

сможете обратиться к своим записям.

Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек

испытывает находясь в кругу близких людей.

Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто

потому, что вы заслужили это.

Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас

тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в

жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет

легче.

Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы

осознаете, что не одиноки во вселенной.

Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных

процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят:

«Оптимисты

быстрее

выздоравливают».

Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного

эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте

оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.

Быть весёлым – значит быть здоровым

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.

Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные

особенности

(тип

темперамента),

социальные

факторы

(тип

семейного

воспитания,

отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и

понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное –

внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели

как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри,

умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие

означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он

взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в

праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом.

Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит

суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в

соответствии с ним.

Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой

трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать

негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление

эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса.

Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат

быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах

можно определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами

является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых

изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций

и свободное их выражение; как:

1.

понимание эмоций других людей, принятие их;

2.

эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее

взаимопониманию;

3.

осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;

4.

коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью

кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой

гармонии тела и духа”.

Литература:

1.

Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”

2.

Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.

3.

Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, - М.; Новая школа, 1993.

4.

Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве”

- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

5.

Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007



В раздел образования