Автор: Шерстова Елизавета Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в
рамках ФГОС
Е. М. Шерстова
учитель начальных классов МБОУ СОШ№1
г. Мичуринск Тамбовской области.
Тема «Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в
рамках ФГОС» заинтересовала меня ещё давно.
В последнее время все очевиднее становится ухудшение здоровья
учащихся.
-
14% детей практически здоровы,
-
50% имеют функциональные отклонения,
-
35-40% хронические заболевания,
-
в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы,
-
в 5 раз - нарушение осанки,
-
в 4 раза - нервно-психических расстройств.
-
за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых
детей,
-
ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую
службу по медицинским показателям,
-
к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на
подготовку
домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
-
более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о
нервном переутомлении,
-
абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно
считать около 1/3 первоклассников.
Сохранение
жизни,
здоровья
и
развитие
детей
–
основное
направление организации учебно-воспитательного процесса.
Здоровье
ребенка,
его
социально-психологическая
адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой
он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система
образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны
более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период
происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование
здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Важнейшим
условием
моей
деятельности
является
применение
здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система,
создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления
и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образования
(учащихся,
педагогов и др.).
В эту систему входит:
-
использование
данных
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных
наблюдений в процессе
реализации
образовательной
технологии,
ее
коррекция в соответствии с имеющимися данными;
-
учет
особенностей
возрастного
развития
школьников
и
разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям
памяти,
мышления,
работоспособности,
активности
и
т.д.
учащихся
данной возрастной группы;
-
создание
благоприятного
эмоционально-психологического
климата в процессе реализации технологии;
-
использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности
учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья,
работоспособности.
Технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые
сформулировал
Н.
К.
Смирнов:
«Не
навреди!»
-
все
применяемые методы, приемы,
используемые
средства
должны
быть
обоснованными,
проверенными
на
практике,
не
наносящими
вреда
здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям
учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны
соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в
любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только
потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления.
Что же в моем понимании представляет «здоровый урок». Здоровый
урок – это
тот
урок,
в
рамках
которого
удается
активно
управлять
работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком
уровне.
Здоровый
урок
–
это
тот
урок, плотность которого задается
эффективностью предшествующего отдыха, урок,
который сохраняет
желание
учащихся работать дальше. Здоровый урок – это
тот
урок,
который не научает, а развивает.
Правило 1. Правильная организация урока.
Обязательный учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном
уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую
информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо
сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание
того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является:
-
показателем включенности ученика в
обсуждаемую проблему
и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
-
проявлением и тренировкой познавательной активности;
-
показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником
вопросов
служат
одними
из
индикаторов
его
психофизического
состояния,
психологического
здоровья,
а
также
тренируют
его
успешность в учебной деятельности.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет
утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности
восприятия
определяются
одним
из
важнейших
свойств
индивидуальности
-
функциональной
асимметрией
мозга:
распределением психических функций между полушариями. Выделяются
различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-
левополушарные люди - при доминировании левого полушария.
Для
них
характерен
словесно-логический
стиль
познавательных
процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-
правополушарные люди - доминирование правого полушария. У
данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
-
равнополушарные
люди
-
у
них
отсутствует
ярко
выраженное
доминирование
одного из полушарий.
На
основе
предпочтительных
каналов
восприятия
информации
различают:
-
аудиальное восприятие;
-
визуальное восприятие;
-
кинестетическое восприятие.
Знание
этих
характеристик
детей
позволит
педагогу
излагать
учебный материал на доступном
для
всех учащихся
языке,
облегчив
процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально
доказано,
что
биоритмологический
оптимум
работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение
учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность
зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При
организации
урока
выделяют
три
основных
этапа
с
точки
зрения
здоровьесбережения,
которые
характеризуются
своей
продолжительностью,
объемом
нагрузки
и
характерными
видами
деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение
урока такова: 5-25-я минута - 80%;
25-35-я минута - 60-40%;
35-40-я минута - 10%.
Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков
физической
культуры
не
спасают
учащихся
от
низкой
двигательной
активности
на
других
уроках.
Утомление глаз, нагрузка на зрение,
вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную
активность на уроке?
МЕТОДИКА
Владимира
Филипповича
Базарного,
доктора
медицинских
наук,
офтальмолога,
педагога
новатора
называется
«Обучение
в
режиме
сенсорной
свободы
и
психомоторного
раскрепощения».
ЦЕЛЬ методики – воспитание здоровых, физически и духовно
развитых детей. Достигается посредством следующих задач:
-
увеличение двигательной активности ребёнка на уроке;
-включение в учебный процесс упражнений по тренировке глаз;
-
развитие творческого воображения.
Специальный офтальмотренажер - движение глазами по траектории
под счет. В зависимости от величины дорожки меняется
длительность счета. Например,
по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот
счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох
через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно,
чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять
инструментарий
(«бегут»
носом, подбородком по желанию детей).
Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного
тренажера
развиваются:
зрительно
–
моторная
реакция,
стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство
локализации в пространстве.
В
процессе овладения ПИСЬМОМ,
применяю уникальные
ручки
–
самоучки с
держателями и ограничителями для пальцев,
которые формируют
психомоторную систему глаз – рука.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Сухомлинский
сказал
«Ум
ребёнка
находится
на
кончиках
его
пальцев». Гимнастика развивает память детей, т.к. они учатся запоминать
определённое положение рук и последовательность движений.
ВЫВОД: принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в
работе каждого педагога.
Список литературы
1.
Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в
школе. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. №
10. С. 84-92.
2.
Учебное пособие Селевко,
Г.К. Современные образовательные
технологии М.: Народное образование, 1998.
3.
Учебное пособие Сократова, Н.В. Современные технологии
сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общ.
ред. Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.
Книга
Цабыбин,
С.А
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательном
процессе
/авт.-сост.
С.А.
Цабыбин.
-
Волгоград:
Учитель. 2009.