Напоминание

Смысловое чтение как средство формирования УУД


Автор: Тогущакова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Песочнодубровская СОШ"
Населённый пункт: Томская область, Кожевниковский район, с. Песочнодубровка
Наименование материала: методическая разаботка
Тема: Смысловое чтение как средство формирования УУД
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на ШМО

«Смысловое чтение как средство формирования УУД

школьников»

В современном обществе умение школьников читать не может

сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение-это постоянно

развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество

человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни

в разных ситуациях деятельности и общения.

Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь

учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации,

самостоятельно добывать и использовать

новые знания. Это станет

возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим

метапредметным УУД - смысловым чтением.

Смысловое

чтение

-

это

способность

человека

к

осмыслению

письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания

для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей,

активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение, направленное на постижение читателем ценностно-

смыслового содержания текста, заданного целью чтения, превращает

школьника в субъект учебной деятельности, повышая его активность и

самостоятельность на любой ступени образования.

Цель, которую ставит перед собой читатель, обусловливает как способ

чтения (вслух или про себя), так и вид чтения (ознакомительное,

просмотровое, изучающее, выборочное, поисковое, реферативное).

Согласно требованиям ФГОС на всех без исключения уроках под

руководством учителя школьники должны осваивать

следующие виды

смыслового чтения:

ознакомительное

чтение,

направленное

на

извлечение

ключевой

информации или выделение главного содержания текста или книги;

поисковое/просмотровое

(выборочное)

чтение,

предполагающее

нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного

факта;

– изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и

точной информации с последующей интерпретацией содержания текста.

Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель

чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий

опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу

чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в

процессе чтения.

В целях личностного и познавательного развития обучающихся и

достижения социально желаемого результата становления разных видов

чтения на всех без исключения уроках используются следующие приѐмы и

способы работы:

анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в

задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл

задания и «переводить» каждое задание в само инструкцию, в алгоритм

действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы;

высказывание

своей

точки

зрения;

приведение

доводов

как

в

поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение;

объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство

высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст);

вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм,

графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

Очевидно, что учителю необходимо так организовать обучение, чтобы оно

стимулировало интерес, желание вместе думать, ставить оригинальные

вопросы, проявлять независимое мышление, высказывать разнообразные

точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие

достижения

и

интеллектуальный

рост.

Урок,

мотивированный

любознательностью и целенаправленным интересом, становиться для детей

приятным и желанным. Именно мотивированность обучения и активизация

деятельности учащихся являются одними из основных идей развивающей

направленности современного урока. Они связаны с совершенствованием

урока, его содержанием и структурой.

В результате при построении урока целесообразно использовать технологию

продуктивного чтения, в основе которой лежит активная самостоятельная

деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в

учебный процесс. При такой организации, ученик является субъектом

деятельности, т. е. тем, кто учится. Данная технология ориентирована на

формирование у учащихся правильного типа читательской деятельности,

который представляет собой « трёхступенчатый процесс»

целенаправленного индивидуального осмысления детьми произведений (до

чтения, во время чтения и после чтения). Целью данной технологии является

освоение способов самостоятельного понимания текста. Для реализации

цели существуют разнообразные приёмы работы с текстом, которые

качественно отличаются от приёмов традиционного урока.

1этап. Работа с текстом до чтения развивается такое важнейшее

читательское

умение,

как

антиципация,

т.е.

умение

предполагать,

прогнозировать. На этом этапе использую следующие приёмы работы:

выделение героев по названию произведения, или по имени автора; работа с

заглавием; обсуждение иллюстраций к тексту; нахождение и проговаривание

трудных и самых длинных слов, анализ их значений; выделение ключевых

слов; обсуждение интересных фактов биографии писателя и др. Итак, до

чтения ученики сами прогнозируют содержание нового произведения: «

Предположите, о чём этот текст, по его названию… А иллюстрация

подтверждает это?» Самое главное на данном этапе – вызвать у детей

желание,

мотивацию

прочитать

то

или

иное

произведение.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Важным здесь является понимание

текста и создание читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача учителя на этом этапе – обеспечить полноценное восприятие

текста. На данном этапе необходим учёт специфики текста, возможностей

учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста. Для

выбора способа выявления восприятия текста применяю беседу, фиксацию

первичных и последующих впечатлений графически. Для этого читаем и

ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем

себя по тексту. Применяю такие приёмы, как: комбинированное чтение;

самостоятельное

чтение

цепочкой

по

предложению;

чтение и

нахождение отрывка к рисунку; чтение и установление, что правдиво, а

что вымышлено; чтение по ролям; чтение по ролям диалога, исключая

слова автора; приём «живая картина»; чтение - пометка непонятных слов;

выявление

совпадений

первоначальных

предположений

учащихся

с

содержанием; деление текста на смысловые части; составление плана. Во

время чтения текста возникает читательская интерпретация. Формируется

умение

включаться

в

диалог

с

автором

и

с

учителем,

умение

аргументировать свою точку зрения, проявляется внимание к суждениям

одноклассников и желание «разгадать» авторские подсказки в тексте.

3 этап. Работа с текстом после чтения. Использую беседу, уточняем

позицию

автора.

На

этом

этапе

важно

организовать

коллективную

деятельность так, чтобы получилась дискуссия с выдвижением гипотез,

аргументов и контраргументов, способствующих корректировке точек зрения

в соответствии с авторским смыслом, подведение учащихся к коллективному

решению, формулирование основной идеи текста. Задача учителя –

обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Используются

следующие виды работы: организация беседы о личности писателя;

постановка

концептуального

(проблемного)

вопроса

к

тексту;

нахождение

в

тексте

отрывка, который

поможет

ответить

на

вопрос;

чтение

самого «важного»

места

в

рассказе

или

в

стихотворении;

нахождение отрывка, который мог бы прочитать с различной интонацией;

анализ восприятия текста с помощью беседы; творческие задания в группах,

парах;

работа

с

дополнительными

источниками

информации

для

определения смысловой и эмоциональной направленности текста.

Итак,

технология

продуктивного

чтения

помогает

организовать

поисковую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения

ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых

условиях. Учитель становиться учителем – партнёром, наблюдателем и

вдумчивым наставником. Действия учеников становятся более активными,

творческими и самостоятельными. А эмоционально настроенные дети глубже

чувствуют и понимают прочитанное.

Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в

себя ряд метапредметных умений и навыков:

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных

текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных

универсальных действий: умений строить речевое

высказывание

в

соответствии с поставленными задачами, умения понимать собеседника

(автора); умение слушать и понимать других, умение работать в группе.

Также формируются и познавательные универсальные действия: умение

извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем; умение на основе

анализа текста делать выводы; умение находить ответы на вопросы; умение

обобщать и классифицировать по признакам. А при прогнозировании

предстоящей работы, при умении высказывать своё предположение на

основе работы с текстом, а также и при умении оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей

формируются регулятивные

универсальные действия. На таких уроках обязательно идёт формирование

личностных универсальных действий, как: высказывать своё отношение к

героям; умение оценивать поступки в соответствии с определённой

ситуацией. Формируется мотивация к обучению.

Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники

нового поколения.

Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не

только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают

средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют

процесс работы со знанием, с информацией.



В раздел образования