Напоминание

Проект: «Книги – лучшие друзья»


Авторы: Попова Марианна Александровна, Степанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект: «Книги – лучшие друзья»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАСТОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Проект: «Книги – лучшие друзья»

Руководители:

воспитатели: Попова М.А.

Степанова Н.В.

г. Ноябрьск

2023 год

2

Содержание

1.

Актуальность, цель, задачи, проблема (гипотеза)……………………………..3

2.

Описание этапов работ над проектом………………………………………….5

3.

Заключение…………………………………………………………………….. 8

4.

Библиографический список используемых источников……………………..9

3

Актуальность, цель, задачи, проблема (гипотеза)

Актуальность:

Одной

из

главных

проблем

современного

общества

является

приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации

отношение детей к книге изменилось, вхождение в книжную литературу с каждым годом

снижается, интерес к чтению стал падать. Детей все больше интересуют игры на планшетах,

компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров.

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и

проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Воспитание ребенка, прежде

всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое

отношение, поведение и действия.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях.

Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме,

грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге.

Книга - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка.

Книга - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем

родной народ.

В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному,

необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.

Почему возникла идея проекта «Книги разные важны, книги каждому нужны» для

детей в подготовительной группе? Мы обратили внимание на снижение у детей культуры

обращения с книгой (часто ее можно было найти на полу, по книгам могли пройтись

воспитанники, могли нарисовать в книге или порвать её).

Данный проект начался с вопроса «Часто ли родители читают детям книги?». Многие

из воспитанников группы ответили - что нет.

Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических

технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. По мнению Л. С.

Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных

способностей.

Многими

исследователями

доказано,

что

художественная

литература

оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим,

действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше

разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

У каждого произведения нужно раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей

эмоциональным

отношением

к

прочитанному:

чувствам,

поступкам,

лирическим

переживаниям героев. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться яркая,

4

красочная,

грамматически

правильно

построенная

речь,

возникнет

стремление

к

постоянному общению с книгой.

С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности,

правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке,

запоминать

название,

автора.

Книга

помогает

ребенку

познавать

мир,

развивает

любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи

нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной

стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится

полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми,

особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу

понять прочитанный текст.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет

на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе

дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие

художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении

книг.

Цель проекта:

Приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать

знания через книгу, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Задачи проекта:

Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.

Обогатить знания детей об истории возникновения книги.

Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.

Учить детей создавать книгу своими руками.

Познакомить детей с видами и назначением книг.

Познакомить с работой библиотеки, с правилами поведения в библиотеке;

Закреплять правила обращения с книгой;

Развивать творческий потенциал детей в различных видах деятельности;

Обогатить педагогический опыт родителей; привлечь родителей к совместному

творчеству с детьми в рамках проекта;

Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев книг;

Закрепить знания о жанровых особенностях книг;

Активизация творческого мышления детей;

Познакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов.

Учить внимательно, слушать и слышать произведение;

5

Формирование интереса и потребности в чтении книг;

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное

отношение к ним.

Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического

вкуса;

Проблема:

Проведённое в группе анкетирование с детьми показало, что многие наши воспитанники

плохо знают детскую художественную литературу. В свою очередь мировой опыт показал,

что необходимо как можно раньше начинать читать детям художественную литературу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,

обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Чтение

художественной литературы расширяет кругозор ребенка, воздействуют на личность

малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Описание этапов работ над проектом

Вид проекта: Творческий, практико-ориентированный, краткосрочный.

Продолжительность проекта: с 22 октября по 16 ноября.

Участники проекта: Дети старшей группы №9, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;

Дневные литературные чтения, беседы о прочитанных книгах

Совместная деятельность по ознакомлению с литературными произведениями,

Подбор загадок и пословиц о книге;

Оформление и оснащение уголка «Книжкин дом»;

Беседа с детьми на тему: «Книги разные нужны, книги разные важны»;

Выставка: «Разнообразный мир книг»;

Презентация: «Путешествие в прошлое книги»;

Презентация: «Правила работы с книгой»

Анкетирование родителей;

Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

Дополнение уголков (книжный, социально-нравственный, экологический,

уголок творчества, уголок умственного развития, театральный уголок) новыми

материалами (книжки и игры); книги различного содержания, назначения,

оформления)

Чтение детских сказок, рассказов, стихов

6

Подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками,

чьими - работами оформлены книги

Подбор портретов поэтов и писателей

Сотрудничество с семьей:

Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка»

Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить книгу»

Памятка для родителей: «Десять почему необходимо читать детям»

Практическая значимость: Пополнение центра художественной литературы.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление «книжек-малышек», «Книги группы «Зяблик»», оформление книжного уголка

группы.

Интегрируемые образовательные области:

« Познавательное развитие»

« Художественно - эстетическое развитие»

« Речевое развитие»

« Социально – коммуникативное развитие»

Предполагаемый результат:

Повышение у детей интереса к книге, произведениям художественной литературы.

Развитие инициативы, стремления к самостоятельному, добровольному обращению

ребенка к книге;

Формирование у детей заинтересованного слушания чтения и активного участия в

беседах по обсуждению прочитанного;

Формирование умение общаться с детской книгой «один на один»;

Развитие у детей индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

Широкое использование детьми речевых форм выразительности речи в разных видах

деятельности и повседневной жизни.

Активное участие родителей в совместной творческой и продуктивной деятельности,

в совместных посещениях с детьми детской библиотеки, читального зала,

организации вечеров семейного чтения.

Методы и формы реализации проекта

Детям предлагается широкий спектр игр:

- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

7

- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно

создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и

речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание

детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности;

- лепка и рисование – продуктивные виды деятельности, где дети отображают свои

впечатления от прочитанных книг;

- экскурсия в городскую библиотеку.

Работа с родителями:

- Побуждение к ежедневному чтению книг взрослыми детям дома.

- Информирование о местоположении ближайшей детской библиотеки и помощь в записи

ребенка в нее.

Презентация проекта: на конкурсе проектов в ДОУ; проведение выставки книг и рисунков в

группе. Изготовление книжек-малышек, «Книги группы «Зяблик»».

Этапы проекта:

I

этап – подготовительный.

постановка проблемы.

Сбор информации, работа с

методической

литературой,

составление

плана

работы

над

проектом.

Постановить

проблему перед детьми «Для чего нужным нам книги? Часто ли родители читают детям

книги?».

II этап – обсуждение проблемы, принятие задач. Довести до детей важность данной

проблемы: «Книга друг человека». Подобрать художественную литературу, подготовить

наглядный иллюстрированный материал по теме проекта, оформить выставку книг.

Составить перспективный план работы. Изучить методическую литературу. Пополнить

предметно-развивающую среду.

III этап – основной.

• Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей и поэтов с детьми.

• Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: А. Барто, С. Михалков, В.

Сутеев, К. Чуковский, С. Маршак.

• Изготовление книжки вместе с воспитателями.

• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

• Решение игровых и проблемных ситуаций,

• Экскурсия в библиотеку.

IV этап – заключительный. Подведение результатов: обобщение материалов проекта.

8

Заключение

В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей.

Научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. Дети узнали,

откуда книжка к нам пришла.

Повысился познавательный уровень у дошкольников.

Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические

выставки (Книжка своими руками, Моя любимая книжка). Просмотр фильмов и презентаций

«История книги», «Как делают книги». Была организована экскурсия в городскую

библиотеку. В рамках проекта дети научились ремонтировать книги, а также

бережно

относиться к книгам. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по

прочитанным произведениям.

Родители тоже активно участвовали в организованных

мероприятиях

детского

сада,

проявляли

инициативу.

В

дополнение

к

этому

они

познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал

познавательный

интерес

к

различным

областям

знаний,

сформировал

навыки

сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками

воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

9

Библиографический список используемых источников

1.

Агапова И.А. Давыдова М.А.Занимательные литературные игры и викторины для

детей. – М.: ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 188 с.

2.

Бородич А.М. Методика развития речи, М.: Просвещение, 1998.

3.

Берестов В.В. Что и зачем читать дошкольникам. // Дошкольное образование

приложение к газете 1 сентября. 2006. N 16. с.5-20.

4.

Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. М.: Просвещение, 2004. -144 с.

5.

Гриценко З.А. Еще раз о детском чтении. // Детский сад от А до Я. N -2003. с.15-22.

6.

Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

7.

Герасимова С.П. Книжки для малышки. // Домашний очаг. 2003. N с.88-90.

8.

Егорова С.В. Праздник День книжки. // Детство. 2002. N с.21-24.

9.

Зябкина В.В. Воспитание будущего читателя. // Дошкольное воспитание. 1994. N с.

28-34.

10. Тимофеева И.Н. Книга в жизни детей. – М.: 2003.



В раздел образования